3. Комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу
3. Комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу Конверсия государственных займов, проведенная в 1930 г., позволила значительно отсрочить дату погашения облигаций займов, выпущенных в 1927-1929 гг. В эти же годы делается попытка ввести контроль и за вторичным рынком ценных бумаг. Для этих целей в 1928 г. создаются комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды). Их значимость была подтверждена специальным положением ЦИК и СНК о комсодах от 15 мая 1929 г. Согласно положению комсоды создавались на всех предприятиях и организациях (включая воинские части), при советах и исполкомах. Эти комиссии не только организовывали кампанию по размещению ценных бумаг, но и контролировали деятельность учреждений системы государственного кредита. Одновременно под контроль государства был поставлен и вторичный рынок. Ценные бумаги принудительных займов могли быть проданы или сданы в залог только с разрешения комсодов. Такие разрешения выдавались лишь в исключительных случаях. Тренировочные задания к теме 9 1. Источники ресурсов государственного бюджета в годы войны Основным источником ресурсов советского государственного бюджета в годы войны оставались доходы социалистического хозяйства. На основе роста производительности труда, лучшей организации производства и технологического процесса, в частности внедрения поточного метода производства, было достигнуто значительное снижение издержек производства. Второй источник – это финансовые резервы государственного бюджета и всего народного хозяйства. До войны государственный бюджет СССР из года в год сводился с превышением доходов над расходами. К началу войны бюджетные резервы составляли 8, 2 млрд руб., эти средства были использованы для финансирования военных расходов.
Кроме этого, особенности советской системы финансов позволили Советскому государству провести быструю мобилизацию внутренних финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций. В частности, были прекращены дальнейшие отчисления в директорские фонды, а их неиспользованные остатки были переданы в государственный бюджет. Были изъяты в бюджет свободные оборотные средства предприятий и хозорганизаций, а также неиспользованные суммы, выделенные для капитальных вложений, например суммы амортизационных фондов. Мобилизация этих ресурсов и резервов дала около 20 млрд руб. Тем же целям концентрации ресурсов на отпор врагу отвечал пересмотр состава расходов государственного бюджета. В начале войны были сокращены расходы по финансированию народного хозяйства (с 58, 3 млрд руб. в 1940 г. до 31, 6 млрд руб. в 1942 г. ) и социально-культурных мероприятий (с 40, 9 млрд руб. в 1940 г. до 30, 3 млрд руб. в 1942 г. ). В 1940 г. налоговые платежи населения дали 9, 4 млрд руб., а в 1942 г. – 21, 6 млрд руб. Поступления по займам: в 1940 г. – 11, 5 млрд руб., а в 1942 г. (включая лотерею) – 18, 1 млрд руб. Удельный вес средств населения в доходах бюджета повысился. 2. Источники послевоенного экономического роста в СССР Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т. д. Как и в предвоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись очень медленно и не отражали изменения производственных затрат. Так, закупочные цены на молоко возмещали лишь пятую часть затрат на его производство, на зерно – десятую часть, на мясо – двадцатую. Все убытки покрывались дотациями или за счет государственных кредитов, которые, как правило, не возвращались, а списывались.
Для контроля за сельскохозяйственным производством создаются машинно-транспортные станции (МТС). МТС получили право распределять плановые задания между колхозами. Вышестоящие организации через систему МТС диктовали хозяйствам сроки посева, уборки и других агротехнических работ. А председатели колхозов, которые нарушали эти сроки, исходя, например, из погодных условий, могли получить строгое наказание. МТС также производили обязательные заготовки сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозов натуральную плату за выполнение механизированных работ и т. д. В начале 1950-х годов было проведено укрупнение колхозов с целью усиления процесса механизации сельскохозяйственного производства. Укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через МТС. Количество колхозов в стране сократилось с 237 тыс. в 1950 до 93 тыс. в 1953 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|