Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Денежная реформа 1947 г. 1. Перестройка управления по территориальному признаку в 1957 г.. 2. Постановление «О роли и задачах Государственного банка СССР»




3. Денежная реформа 1947 г.

В это же время была проведена и денежная реформа. Ее необходимость определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.

14 декабря 1947 г. было издано постановление правительства “О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары”. Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10: 1. Для тех, кто держал деньги на счетах в сберегательных кассах, обмен был более льготным. Так, вклады до 3 тыс. руб. оставались без изменения и не подлежали переоценке. Вклады на сумму от 3 до 10 тыс. руб. обменивались из расчета 3: 2, а вклады сверх 10 тыс. руб. – 2: 1.

Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единый новый двухпроцентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3: 1, облигации свободно реализуемого займа 1930 г. – в соотношении 5: 1. С помощью таких методов произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер. В ходе реформы пострадали главным образом сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег.

Денежная реформа 1947 г. способствовала укреплению хозяйственного расчета и росту накоплений, а также повысила заинтересованность колхозов в увеличении производства продукции. Все это привело к повышению покупательной силы рубля и реальных доходов населения и явилось важным стимулом усиления материальной заинтересованности трудящихся в результатах труда и росте его производительности.

Тренировочные задания к теме 10

1. Перестройка управления по территориальному признаку в 1957 г.

В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления, обеспечения контроля за хозяйственными органами снизу, создания условий для комплексного развития экономики в пределах данного совнархоза, сокращения и удешевления государственного аппарата и др.

Все реорганизации, в конечном итоге, не привели к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное – на 20, 5%, а в 1956-1960 гг. соответственно – на 64, 3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел в основном за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 гг. эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%.

Центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 гг. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.

2. Постановление «О роли и задачах Государственного банка СССР»

В заданиях пятой и шестой пятилеток главный упор делался на мобилизацию внутренних ресурсов, снижение себестоимости, увеличение накоплений, ускорение оборачиваемости оборотных средств, усиление контроля рублем. В выполнении этих задач значительное место принадлежало кредитной системе и особенно Государственному банку. Требовалось провести большую работу по улучшению кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйства, усилению банковского контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий.

Основные направления в области развития краткосрочного кредита, организации расчетов и банковского контроля нашли отражение в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. “О роли и задачах Государственного банка СССР.

Это постановление повышало контроль Госбанка за уровнем экономической работы предприятий, за целевым использованием собственных и заемных оборотных средств, а также за состоянием платежной дисциплины.

Существенные изменения были внесены в кредитные отношения банка с предприятиями и хозяйственными организациями. Был введен дифференцированный режим кредитования и расчетов хозорганов. Кредитные отношения стали строиться в зависимости от выполнения ими плановых заданий, результатов хозяйственной деятельности и сохранности собственных оборотных средств. Предприятиям, удовлетворяющим этим требованиям, предоставлялось льготное кредитование. Банку давалось право переводить в определенных случаях плохо работающие предприятия на особый режим кредитования и расчетов, предусматривающий более жесткие условия получения кредита и осуществления расчетов.

Применение на практике нового порядка кредитования дало положительные результаты. В связи с улучшением работы было восстановлено на общий режим кредитования и расчетов около 70% всех предприятии. Для предотвращения накопления сверхнормативных запасов материальных ценностей банк стал производить расчеты с соответствующими поставщиками путем предварительной оплаты. Предприятиям, испытывающим временные финансовые затруднения, Государственный банк стал шире выдавать краткосрочные ссуды на нужды, возникающие в ходе выполнения планов производства и обращения товаров. Если все оборотные средства принять за 100%, то доля заемных оборотных средству конец 1959 г. составила 62% по сравнению с 56 2% на конец 1955 г.

В соответствии с Постановлением был усилен контроль банка за расходованием фондов заработной платы. Только часть фонда заработной платы, относящаяся к группе промышленно-производственного персонала, стала пересчитываться на процент выполнения плана производства, а не на весь фонд, как это было раньше. Вводилось возмещение в течение трех-пяти месяцев ранее допущенных перерасходов фондов заработной платы за счет экономии этих фондов в последующих месяцах. Предусматривалось распространение контроля за использованием фондов заработной платы на государственные сельскохозяйственные предприятия и транспорт.

С 1959 г. предоставляется новый вид кредита торговым организациям – кредит под операции по продаже товаров населению в рассрочку (так называемый потребительский кредит ).

Платежный оборот, учитываемый Государственным банком, увеличился за 1956-1960 гг. на 74, 9%. Совершенствовалась и система безналичных расчетов. Сокращение сроков расчетов обеспечили ускорение оборачиваемости оборотных средств в хозяйстве и относительное снижение потребности в банковском кредите под расчетные документы в пути, предоставляемом поставщиками. В 1956 г. завершился переход к системе децентрализованных зачетов. Объем платежного оборота, осуществляемого посредством децентрализованных зачетов, увеличился в 1960 г. в 2, 6 раза. Произошло совершенствование этой системы путем объединения отраслевых групп децентрализованных зачетов в межотраслевые.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...