Предельная наполняемость групп на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях, расположенных в городах
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Перечень отчетной документации студента логопедической практики на школьном логопункте. 1. Дневник педагогической практики: v Индивидуальный план с отметкой о его выполнении. v Речевые карты (не менее 2). v Планы коррекционной работы: индивидуальная коррекционная программа логопедической работы с двумя детьми, перспективный план занятий на основной этап логопедической практики в школе. v Отчет об оказании помощи общеобразовательному учреждению (изготовление пособий, игрушек, атрибутов к играм, оформление помещения и др.) v Отчет о прохождении практики (анализ профессионального становления, реализация задач v педпрактики, самооценка выполнения различных видов деятельности). v Характеристика студента-практика, с подробным анализом деловых, организаторских данных, уровень методической подготовки и владения практическими навыками коррекции речи, указывается, какой вклад внес студент в пропаганду дефектологических знаний, в создание предметно-развивающей и коррекционной среды. Характеристику составляет руководитель практики. Подписи руководителя учреждения и руководителя практики заверяются круглой печатью учреждения; прописью указывается оценка. 2. Конспекты 2 зачетных логопедических занятий по коррекции различных видам нарушений письменной речи (с приложением дидактического материала). Конспекты зачетных видов деятельности должны быть заверены групповым руководителем (без утверждения конспекта студент к зачетному занятию не допускается). Форма аттестации По итогам производственной логопедической практики студент получает дифференцированный зачет.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
а) предельная наполняемость речевых групп Таблица 1 Предельная наполняемость групп на логопедических пунктах при общеобразовательных учреждениях, расположенных в городах
Минимальная наполняемость группы 3 человека. Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. Групповые занятия проводятся: • с обучающимися, имеющими общие недоразвития речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общими недоразвитием речи, - не менее 3 раз в неделю; • с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи, - не менее 2-3 раз в неделю; • с обучающимися, имеющими фонетический дефект – не менее 1- 2 раз в неделю; • с заикающимися обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня, дефекты речи, обусловленные нарушением подвижности и строения органов речевого аппарата. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перерывы по 10-15 минут. Этовремя логопед может использовать для проверки письменных работ, учета и анализа ошибок и для другой работы по своему усмотрению. Логопедические занятия проводятся после уроков. Учеников, посещающих группы продленного дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Воспитатели групп, также как и учитель начальных классов не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду. Расписание должно находиться в каждой группе продленного дня. Оно составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников 1-х классов занималась 3 раза в неделю, желательно в одно и то же время. Занятия с группами учащихся 2-х, 3-х, 4-х классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематических процессов, можно проводить 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения проводится по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым учеником в зависимости от тяжести речевого дефекта.
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка. Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих нарушений. Нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий назальный оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).
Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными, либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Основной причиной, по которой младшие школьники обращаются на логопункт при общеобразовательной школе, состоит в трудностях не устной, а письменной речи: нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии и дизорфографии). Обследование школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное изучение устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны), которая, как правило, имеет те или иные отклонения. Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в последние годы как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с дисграфией, а может проявиться и самостоятельно. Одной из задач является диагностика сложных пограничных нарушений, когда имеет место снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения). В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Задача логопеда - определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов. Так, характерным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, обусловленные основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора антонимов и синонимов, затруднений в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированностью связной речи).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|