Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие методические рекомендации к обследованию чтения у детей




1.Чтение отдельных букв. Буквы для узнавания следует называть в таком порядке, чтобы они соответствовали оппозиционным фонемам, например: С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Г-К и т.д. Обращается внимание на темп перекодировки ребенком графемы в фонему и наоборот, стойкость и нестойкость ошибок.

2.Чтение слогов. Даются слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы: СА-ША, ЗА-ЖА, ЦА-ЧА, РА-ЛА и т.д. Кроме прямых слогов, предъявляются и обратные, а также слоги со стечением согласных. Обращается внимание на возможность слияния звуков в слоговой комплекс, а также на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки.

3.Чтение слов. Необходимо использовать все возможные варианты односложных слов: СГС (дом, мак), СГСС (куст, бант), ССГС (слон, град), ССГ (два, швы), ГССС (Омск.), также различные варианты двусложных слов: с ударением на последнем и на первом слоге (луна, муха); со стечением согласных (шторы, окно); многобуквенные (пропуск, дружил). Затем изучается чтение трехсложных: СГСГСГ (молоко), СГСГСГС (молоток), СГССГССГ (перчатки), ССГССГСГ (простыня) — и многосложных слов.

Уже на этом этапе можно использовать однокоренные слова, различающиеся морфологическими элементами, которые выполняют смыслоразличительную функцию (рукаруки, вошелвышел). В процессе выполнения этих заданий следует предложить ребенку подобрать картинку к прочитанному слову, показать соответствующий предмет, нарисовать его, объяснить значение или продемонстрировать действие.

4. Задание на выявление навыков зрительного слогоделения слов, что является одним из важных условий формирования умения ориентироваться в любой структуре визуально воспринимаемого слова и, следовательно, основой плавного послогового чтения. Логопед предлагает ребенку разделить на слоги печатные слова различной
слоговой структуры, ориентируясь только на гласную букву, являющуюся границей слога.

5.Чтение отдельных предложений. При использовании данного приема обследуется, способ, правильность, выразительность чтения, а также понимание ребенком прочитанного. Анализ последнего осуществляется на основе подбора ребенком к фразе картинки или показа предмета, действия. Для чтения можно предложить также похожие предложения,
различающиеся лексическим и грамматическим оформлением.

6. Определение сформированности первоначальных элементов выразительности чтения (умения использовать верную интонацию в соответствии с конечными знаками препинания) Предлагается прочитать повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения различной линейной протяженности..

7.Чтение специально подобранных текстов. Они должны отвечать следующим требованиям:

1) содержать как можно больше оппозиционных букв и слогов и слова различной слоговой структуры;

2) соответствовать знаниям ребенка, быть доступными ему;

3) быть небольшими по объему;

4) выражать коммуникацию событий для облегчения их по­нимания и пересказа ребенком;

5) включать диалоги и прямую речь, что позволит осуществить анализ сформированности выразительности чтения;

Логопед фиксирует особенности способа чтения (непродуктивное — элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; продуктивное — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов), а также его правильность. Логопед особое внимание уделяет заменам букв по фонематическому сходству, нарушениям звуко-слоговой структуры, грамматическим ошибкам, как показателям несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений. Отмечается выразительность: соблюдает ли ребенок паузы, употребляет ли правильно интонацию, делает ли логическое и психологическое ударения, читает ли достаточно громко и внятно.

Для оценки понимания прочитанного ребенку могут быть пред­ложены следующие варианты заданий:

1) пересказать прочитанное;

2) разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий в прочитанном тексте и, как вариант, пересказать текст с опорой на них;

3) выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных;

4) ответить на вопросы. Предлагаются вопросы двух типов:

— отражающие фабулу рассказа;

— выявляющие понимание смысла прочитанного, что позволит выяснить уровень глубины понимания текста ребенком.

Данные обследования занести в таблицу

 

Таблица 2

Результаты обследования чтения

Компонент навыка чтения Симптоматика нарушения чтения. Примеры, количество ошибок
Способ чтения Побуквенное чтение. Послоговое чтение    
Правильность чтения Замены букв по фонематическому сходству Замены букв по оптическому сходству Нарушения звуко-слоговой структуры Пропуски букв, пропуски слогов Добавления букв, слогов Перестановка букв, слогов Ошибки угадывания Повторное считывание Пропуск, потеря строки. Повторы букв, слогов, слов Грамматические ошибки: нарушение согласования, управления.  
Выразительность чтения. Отрывистое или слитное чтение Отсутствие дифференциации в использовании пауз. Нарушение интонационного оформления предложения. Неправильное употребление логического ударения. Недостаточная громкость и внятность при чтении. Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.  
Сознательность чтения:   Пересказ   Опускание смысловых частей текста. Непоследовательность изложения. Исключение, добавление, искажение фактов. Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного.      
Понимание смысла прочитанного Непонимание причинно-следственных отношений. Непонимание временных отношений. Трудности вычленения из текста новой информации. Трудности выделения главной мысли произведения.
Скорость чтения. Медленный темп чтения. Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения.  

Обследование навыков письма.

Основные задачи: выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).

Тактика обследования строится гибко - от достигнутого учеником уровня: если ученик может писать текстовой диктант - с него и следует начинать. Если такое задание непосильно для ребенка, нужно перейти к списыванию текста либо к диктанту слов, букв - для определения сформированных и нарушенных звеньев графо-лексической деятельности.

Задания.

1. Списать слова и предложения с рукописного текста.

2. Списать слова и предложения с печатного текста.

3. Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):

а) строчные буквы: п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, е, ы, в, ж, ъ, х

б) прописные буквы: Г, 3, Д, Р, Н, К, Д, У, Е, Г, Д, П, Л, В, М, Ф, Ж,

4. Диктант слогов и звуковых комплексов: ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, ба, по, жо, жу, ле, ри, ша, зи, жне, ашу, зню, пла, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит. щус, хвы, айка, шос, крет, вач.

5. Диктант слов различной структуры:

Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, улица, бант, аист, насмешка, уснет, грач,утки, чищу, крыльцо, глазок, природа, сильный, пружина, убрал, чтение.

6. Записать после однократного прослушивания:

У елки пушистый зайчик.

7. Слуховой диктант.

1 класс.

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

2 класс.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...