Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков
Духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности -одна из основ профессионализма современного врача. Понимание целей, задач, содержания и характера психолого-педагогических условий духовно-нравственного развития студентов-медиков, умение их создавать - это глобальная проблема высшего медицинского образования в области этизации и гуманизации сознания и деятельности будущих российских врачей. Эта проблема одинаково значима для всех кафедр медицинских вузов. Так, на кафедре педагогики и психологии МГМСУ она специально изучается в рамках диссертационного исследования «Введение в духовную культуру врача» (ст. преп. Зорин, научный руководитель - проф. Кудрявая), идет работа над созданием образовательной программы для студентов лечебного факультета, несколько лет проводится экспериментальное обучение. В наши дни высокая духовно-нравственная культура не мыслима вне осознания человеком смыслов, ценностей, мотивов человеческого существования как такового и, по большому счету, является залогом физического и психического здоровья. «... Понимание человеческих мотиваций, - говорит известный психолог Эрих Фромм, - должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования, то есть проблемы человеческого существования в целом» [89; с. 52]. Со времен Гиппократа общепризнано и бесспорно, что «нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм» [70]. К особенностям медицинского профессионализма относится то, что его совершенствование стимулируется моральными мотивами (милосердием, альтруизмом, заботой о человеке, стремлением спасти и сохранить жизнь и т.д.). В любой другой профессии «нет столь осмысленного нравственного целеполагания профессиональной деятельности» [72].
«Утрата морального смысла медицинской деятельности равносильна потере ее полноты и целостности»[70]. А это чрезвычайно опасно, т.к. превращает медицину в своего рода «полунауку». Деятельность настоящего профессионала обязательно включает в себя «компоненты научной компетентности и добродетели» [70]. Профессионал, выполняющий долг добровольно и осмысленно, в отличие от врача-технаря, исполняющего обязанности механически и бездумно, «осваивает реальность морально-этического знания и отстаивает ценности своей профессии» [69]. Таким образом, этизация врачебного сознания и деятельности — одно из коренных условий образования врача-профессионала. Подлинный профессиональный рост немыслим вне личностного роста. Поэтому требуется особая ценностно-смысловая, нравственно ориентированная, этическая доминанта в высшем медицинском образовании. Она должна сменить прежнюю нормативно-регулятивную доминанту и способствовать воспитанию у врача высоких моральных качеств, без которых профанируется его благородная профессия. Вот почему духовно-нравственная ориентация — не придаток, а необходимая ценность и в мировоззренческом, и в педагогическом, и в профессиональном планах. Только так может быть решена проблема гуманизации врачевания. Под гуманизацией врачевания мы понимаем развитие у врача таких личностных качеств (милосердие, альтруизм, ответственность, совестливость и т.д.), при которых гуманные принципы отношения к человеку фактически воплощались бы в теоретической и практической работе врача. Это и делало бы врача настоящим профессионалом. Гуманизацию и этизацию высшего образования обеспечивает его гуманитаризация, т.е. усиление гуманитарного компонента образования. По нашему мнению, гуманитаризация - основа духовно-нравственного воспитания личности врача.
Деэтизация и дегуманизация Профессионального сознания И деятельности врача. Низкий уровень духовно-нравственной культуры неизбежно приводит к деэтизации профессионального сознания и деятельности врача. Деформируется не только его клиническое мышление, но и моральные устои. Это выражается в трех планах: а) в социальных установках врача по отношению к пациенту; б) в моделях отношений врач - пациент; в) в медико-деонтологических казусах. Для наиболее полного соблюдения правил биоэтики и деонтологии, построения продуктивных взаимоотношений с пациентом врачу необходимо отчетливо представлять и учитывать весь комплекс его субъективных переживаний, связанных с болезнью. Совокупность эмоциональных, волевых, интеллектуальных и ценностно-смысловых психических явлений, связанных с осознанием, переживанием и отношением к болезни, называется внутренней картиной болезни (ВКБ). Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности из-за игнорирования ВКБ формирует у врача определенные социальные установки по отношению к пациенту. Эти установки отражают общую ориентацию, предрасполагающую врача к определенным (в данном случае - объектного типа) действиям относительно больного. В свою очередь, деформированная культура профессиональных межличностных контактов искажает смысл врачевания. Социальные установки составляют стержень моделей отношений врач-пациент. Американский исследователь Роберт Вич описал четыре таких модели: техническую, патерналистскую (сакральную), коллегиальную и контрактную [101]. Впоследствии к ним добавилась пятая (договорная) модель, предложенная Р. Вичем [102] и развитая Уильямом Меем [99]. 1) Техническая модель целиком построена на отношении врача к пациенту как к объекту. Врач устраняет какую-либо «неполадку» в организме больного подобно тому, как слесарь чинит водопроводную трубу. Это типичный нозоцентрический подход, в основе которого находится не больной, а болезнь. Врач прагматически интересуется только клиническими фактами, игнорируя ценностно-смысловые аспекты болезни (в первую очередь - страдания пациента). Клиническое суждение превалирует над моральным выбором. В процессе принятия решения ключевые, сущностные человеческие факторы, например религиозные воззрения, не учитываются. Предельное воплощение данного подхода - опыты нацистских врачей над заключенными концентрационных лагерей. Ради интересов третьего Рейха врачи-фашисты демонстративно пренебрегали общечеловеческими ценностями, вплоть до крайней «беспристрастности».
2) В патерналистской (сакральной) модели врач лечит даже взрослого пациента как ребенка, причем без уважения к автономии его личности. Доктор ведет себя, будто имеет неоспоримое моральное превосходство, и потому широко использует административно-командные методы подчинения пациента. При этом на словах декларируется, что врач обязан соблюдать моральные принципы: приносить пользу, а не вред; защищать личную свободу и достоинство пациента; говорить только правду; держать свои обещания и т.д. Однако исполнение всех означенных положений возложено исключительно на врача. Это требует от него высочайших моральных качеств. 3) В коллегиальной модели врач сотрудничает с пациентом как с коллегой, который доверяет ему и помогает решить общую задачу -ликвидировать болезнь и восстановить здоровье. Но этнические, социальные, экономические, ценностные и другие различия препятствуют достижению подлинного взаимопонимания и коллегиальности между врачом и пациентом, затрудняют реализацию принципа общих интересов и взаимного доверия. 4) В контрактной модели вне установленного контракта врач не несет абсолютно никаких обязательств перед пациентом. Все действия врача жестко регламентированы. Он является поставщиком медицинских услуг, а пациент - клиентом, покупающим эти услуги. Однако в понятие контракта не вкладывается чисто юридический смысл. Скорее это - символ: некое соглашение, традиционный обет, который подразумевает соблюдение принципов свободы, достоинства, честности, справедливости и т.д. По мысли Р. Вича, данная модель позволяет избежать отказа от морали со стороны врача (в технической модели), ущемления моральных прав пациента (в патерналистской модели), а также зачастую обманчивого и неконтролируемого равенства (в модели коллегиального типа). Отношения с врачом на основе контракта оставляют за пациентом право на выбор и управление своей жизнью и судьбой. Если такие отношения противоречат требованиям врачебной совести или взаимное доверие утрачивается, врач расторгает контракт либо не заключает его вовсе.
5) Договорная модель представляет собой сплав положительных особенностей двух предыдущих моделей. Договор врача и пациента строится на принципах взаимного согласия и доверия, поэтому врач не может расторгнуть его в одностороннем порядке. Такая модель менее формальна и более человечна. Она подразумевает моральную чистоплотность и пациента, и врача. Совершенно очевидно, что в технической и патерналистской моделях врачебное сознание и деятельность деэтизируются, а морально-нравственные нормы - деформируются. Врач руководствуется социальными установками объектного типа по отношению к пациенту. С этим и связаны отрицательные черты данных моделей. В коллегиальной же, контрактной и особенно договорной моделях преобладает субъектный тип отношения врач-пациент, что делает их предпочтительными. В первых двух моделях врач не способен критически анализировать медико-деонтологические казусы, т.е. такие ситуации, в которых врачу необходимо принять решение, правильное с точки зрения морали и нравственности. А сделать это очень трудно, поскольку такое решение всегда требует определенного выбора. Алгоритмов же, механических приемов или компьютерных программ, обеспечивающих верные ответы в ситуациях морального сомнения, не существует. Таким образом, деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врача деформирует его моральные установки и препятствует нахождению правильных ответов на вопросы морали. Из этого следует, что врачу становится труднее исполнять свои моральные обязательства по отношению к коллегам, пациентам и их родственникам. Суть этих моральных обязательств изложена в основных принципах биомедицинской этики [5]: 1) принцип уважения автономии личности; 2) принцип милосердия; 3) принцип «не навреди»; 4) принцип справедливости; 5) принцип правдивости; 6) принцип конфиденциальности. В идеале эти принципы должны являться нравственным стержнем отношений врач - пациент. В противном случае мы говорим о той или иной степени деэтизации и дегуманизации профессионального сознания и деятельности врача, прежде всего - его контактов с пациентами.
Споры в этических дискуссиях, а следовательно, наибольшее число медико-деонтологических казусов преимущественно связаны с вопросом определения начали и конца человеческой жизни. Конфликт технических возможностей и этических принципов драматичнее всего развертывается в сфере воспроизводства человеческой жизни. В России до сих пор официально не определен моральный статус человеческого эмбриона. Внедрение в практику новейших биомедицинских технологий, в частности контрацепции и стерилизации, ведет к падению ценности человеческой жизни. Заготовка «запасных» зигот с последующим уничтожением «ненужных» - условие процедуры искусственного оплодотворения. Превращение зародышей в фармацевтическое «сырье» - основа фетальной терапии. Отрицательный результат пренатальной (дородовой) диагностики, которая отнюдь не застрахована от ошибок, - показание для преднамеренного уничтожения эмбриона. Указанные технологии сопряжены с искусственным прерыванием беременности. Поэтому проблема аборта, особенно медицинских и немедицинских показаний к нему, - одна из самых главных и острых в биомедицинской этике. Также очень остро медицина сталкивается с вопросами морального отношения к смерти. Имеются в виду формирование нового надежного критерия смерти, эвтаназия, право на «лжесвидетельство» в онкологии, право на донорство в трансплантологии и т.д. Современные реанимационные мероприятия могут не только «возвращать» больных из состояния клинической смерти и предотвращать биологическую смерть, но и обрекать на длительное продление умирания. Активная и пассивная эвтаназия входит в здравоохранение как особое медицинское «лечение». Это объясняется двумя факторами: во-первых, прогрессом реаниматологии, работающей уже в режиме «управления умиранием», а во-вторых - обесцениванием прежних духовных ценностей и моральных приоритетов и появлением новых, в центре которых стоят права человека (в том числе «право на смерть»). Помимо вышеназванных медико-деонтологических казусов, существует ряд других. Они связаны с этическими проблемами, возникающими при половом воспитании, технологических вмешательствах в геном человека (клонирование), злоупотреблении психиатрическими методами лечения, экспериментах над людьми и т.д. Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врачей затрудняют разрешение всех перечисленных казусов и, продуцируя объектное отношение к человеку, накладывают серьезные негативные отпечатки на отношения врач - пациент [31; с. 164-165], а именно: 1) препятствуют врачу осознать себя и своего пациента духовной уникальной личностью, обедняют внутренний мир и саморефлексию; 2) поощряют видеть в больном не личность, а вещь, объект приложения профессиональных знаний, навыков и умений; 3) осложняют медработникам и пациентам реализацию своих прав и свобод (прежде всего духовных), закрепленных во Всеобщей декларации прав и свобод человека, декларациях Всемирной медицинской ассоциации, Международных кодексах медицинской этики, в клятве Гиппократа; 4) деформируют клиническое мышление доктора; 5) инспирируют узколобый фельдшеризм, психологизм, биологизм и прочие ложные ориентации; 6) задают обезличенно-формальный, утилитарно-прагматический стиль отношений с пациентом; 7) нивелируют психотерапевтическое значение деонтологического фактора; 8) не способствуют развитию целостных представлений о природе и сущности человека; 9) суживают в сознании врача клиническую картину больного человека до клинической картины болезни; 10) создают иллюзию всезнания и достаточности для эффективного врачевания только объективных естественнонаучных данных; 11) приводят к отказу от традиционной медицины в пользу оккультных, псевдодуховных, парапсихологических (экстрасенсорных), а подчас откровенно сатанинских учений и методов врачевания; 12) препятствуют духовному обогащению лучшими традициями христианской медицины; 13) мешают гуманному разрешению медико-деонтологических казусов и задач на смысл (см. Приложение 5). 8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков связаны с этизацией и гуманизацией их профессионального сознания и деятельности. Этот процесс предполагает следующее: — > освоение основных принципов ценностно-смыслового подхода врача к пациенту; — > понимание роли ценностно-смысловых и этических факторов в медицинской деятельности; — > осознание значения этической (духовно-нравственной) культуры врача в формировании концепции «Я - врач» и в профессиональном самоопределении; —> осмысление взаимосвязей личностного и профессионального роста врача; — > умение использовать принципы ценностно-смыслового подхода к пациенту в разрешении и предупреждении медико-деонтологических казусов; — > умение оказывать психотерапевтическое воздействие на пациента с помощью принципов биоэтики и деонтологии; —> умение психологически и этически грамотно решать медико-деонтологические задачи на смысл. Моральные требования, адресованные врачу как члену общества, в каждую историческую эпоху обретали свои характерные отличия. Религиозные, культурные, социальные, экономические традиции различных народов формировали понимание нравственных норм и оценок работы врача. Главный же моральный принцип - облегчение страданий больного человека, - как правило, оставался неизменным. Древнейшие трактаты, в которых излагаются моральные требования и права врача, - это свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), древнеиндийские медицинская энциклопедия «Аюрведа» (IX—III вв. до н.э.) и постановления Ману (II—I вв. до н.э.), труды древнегреческих врачей-мыслителей Гиппократа, Асклепиада, Галена, римского врача Цельса и т.д. Уникальный положительный вклад в развитие моральных традиций врачевания внесло христианство. Оно очистило медицинскую науку от всякого рода ложно-мистических, мифологических, языческих и откровенно сатанинских воззрений и техник, обогатило профессию врача своим учением о человеке, его природе и личности, о духовном смысле болезни и врачевания. В Церкви родилась неповторимая, христиански ориентированная этическая и духовная культура врача [71, 23, 24]. На становление моральных принципов медицины повлиял также ислам в лице средневековых арабских мыслителей и врачей Ибн-Сины (Авиценны) (X-XI вв.), Ар Рази (X в.), Ибн-Аль-Талмида (XII в.) и других. Кроме того, упомянем западноевропейские модели врачебной этики Парацельса (XV-XVI вв.) и Канта (XVIII в.). В 1834 году английский философ и правовед И. Бентам в книге «Деонтология, или наука о морали» впервые употребил термин «деонтология» (от греч. deontos - должное, надлежащее; logos -наука). В дальнейшем совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников стала называться медицинской деонтологией. Последняя включает в себя круг вопросов, входящих в рамки служебных обязанностей медперсонала: соблюдение врачебной тайны, ответственность за жизнь и здоровье больных, характер взаимоотношений с коллегами, пациентами, их близкими и т.д. В отличие от медицинской этики, деонтология имеет черты узкой специализации, например: деонтология терапевта, педиатра, стоматолога. Основной принцип деонтологии ~ это фактически «золотое правило» христианской этики в приложении к врачеванию: относись к больному так, как хотелось бы, чтобы в аналогичной ситуации относились к тебе. Данный принцип восходит к Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 12). В 1969 году американский биолог В. Поттер вводит в употребление два новых термина - «биомедицинская этика» и «биоэтика». Первый призван отделять традиционные взгляды на этические проблемы от подходов, привнесенных в биологию и медицину научно-технической революцией; второй - проецировать все эти воззрения непосредственно на медицинскую теорию и практику. Впоследствии одни исследователи отождествляют данные термины, другие - видят в биомедицинской этике часть биоэтики. В последнем случае под биоэтикой понимается систематическое изучение поведения человека, в частности врача, в области наук о жизни и медицине в свете моральных принципов и ценностей. Зарубежный ученый Р. Мур отмечает, что медицинская этика есть общечеловеческая этика, касающаяся медицинской деятельности, без каких-либо особых принципов, методов или правил. Это -«старая этика, пытающаяся найти свое место в новых, часто трудных обстоятельствах» [ 100]. Традиционно принято считать, что врач просто обязан выполнять свой служебный долг. Поэтому проблемы биоэтики и деонтологии в медицинских вузах до последнего времени оставались «в тени», как не требующие специальной подготовки студентов. Верная постановка диагноза, выбор методов лечения, адекватность прогнозирования отодвинули моральные аспекты врачевания на второй план, словно некое подспудное приложение к собственно диагностическим и лечебным действиям. Здравоохранение, увы, накопило немало вопиющих примеров игнорирования требований врачебной этики. Врач действует деонтологически грамотно тогда, когда он самостоятелен (сам ставит цели), свободен (сам выбирает средства их достижения), сознателен (способен осознать то, что делает) и совестлив (выражая себя, не нарушает прав и свобод других людей). Эти параметры фиксируются в качестве целей-ценностей образования на базе культурологической доктрины [1; с. 16]. Подчеркнем: свободное, самостоятельное и сознательное поведение, не ограничивающее прав других людей, - это поведение совестливого человека. Крупный австрийский психолог Виктор Франкл говорит: «Воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» [цит. по: 1; с. 11]. Совесть - одно из проявлений нравственного самосознания, голос нашего внутреннего «я», помогающий различать добро и зло, чувствовать и осознавать свою ответственность перед Богом за себя и за других. Воспитать совестливость - значит помочь человеку регулировать свои отношения к Богу, окружающему миру и самому себе с позиций высоких нравственных требований. Морально-нравственная и духовная зрелость является важной составляющей личностной зрелости. Согласно педагогической концепции морального развития Л. Кольберга, уровень морального развития определяется не только полнотой познания «моральных правил» и степенью освоения соответствующего типа поведения, но в первую очередь - мерой личного принятия моральных норм как ценностей и мотивами этого принятия. Соответственно выделяются 3 уровня морального развития, подразделенные каждый на 2 ступени. а) Доморальный уровень: => ориентация на покорность и избегание наказаний; => наивный гедонизм (ориентация на индивидуальные сиюминутные интересы и наслаждения). б) Уровень конформной морали: => ориентация на сохранение хороших взаимоотношений (мораль «хорошего мальчика); => ориентация на поддержание авторитета. в) Уровень совести и высоких нравственных принципов: => ориентация на общественный договор; => ориентация на совесть и справедливость. Совесть, правда и справедливость лежат в основе чувства сострадания. В недавнем прошлом словосочетание «врачебное милосердие» официально у нас было «принудительно забыто» и заменено на «помощь людям». Но помогать можно без жалости и понимания, даже ненавидя. Возродить в душе чувство милосердия - означает не только уберечь будущего врача от «духовной анестезии», от «эмоционального выгорания», но и научить его эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и внутреннему состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни. Совесть и сострадание - проявления духовно-нравственного начала в человеке; их воспитание имеет огромное значение. Особенность этого воспитания заключается в формировании положительных духовно-нравственных ценностей путем воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности. Здесь крайне важно создать подходящие условия для раскрытия и изменения личности в ответ на определенные переживания. Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что самое главное в духовно-нравственном воспитании студентов-медиков - привить им такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и практике они руководствовались бы принципами совести и сострадания. Именно это позволит будущему врачу видеть в больном человеке неповторимую, духовную и при этом страдающую личность с правом выбора собственной позиции, а не просто бездушный материал для научно-исследовательской или лечебно-диагностической работы. В этой связи духовно-нравственная культура врача призвана отстаивать право его личности действовать не только по закону или различным критериям биомедицинской этики, но и по совести, чувству сострадания. На наш взгляд, исключительно с позиций совести нужно анализировать биоэтические ситуации, в частности медико-деонтологические казусы и такие понятия, как «право на жизнь», «право на смерть», «право врача», «право пациента», «информированное согласие», «клонирование», «эвтаназия» и т.д. Следовательно, воспитание врачебной совести является стержнем этюации профессионального сознания и деятельности врача, а значит, целью преподавания биоэтики и деонтологии. Врачебная совесть позволяет действовать и по букве закона, и в соответствии с духом врачевания. Лишь тогда снимается противоречие между медициной как профессией и медициной как искусством. Устранив это противоречие, врач может правильно ответить на ключевые вопросы о смысле своей жизни и профессии. Поэтому содержание духовно-нравственного воспитания должно выходить на самые существенные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия, чтобы компенсировать отсутствие в учебных программах тех мотивов, ценностей и смыслов, которые предельно значимы для личностного и профессионального роста. Усиление духовно-нравственных и культурологических аспектов необходимо для воспитания чистого нравственного облика врача и осмысления избранной им профессии. Колоссальная важность такого осмысления проходит лейтмотивом в исследованиях ряда авторов. Например, крупный отечественный патологоанатом И.В. Давыдовский придавал огромное значение философскому осмыслению сущности болезни. Именно благодаря этому он, в отличие от своих научных оппонентов, изучал болезнь не просто как сбой в организме, но как одну из сторон жизни человека со всеми присущими ей основополагающими принципами (единство организма и среды, приспособление к среде, саморегуляция, целостность, самодвижение, биологическая целесообразность и т.д.) [15, 16]. Итак, в осмыслении сути врачевания и в нравственном развитии студентов-медиков биоэтика и деонтология играют первостепенную роль. Они призваны стать полноправной частью духовно-нравственной культуры и гуманитарного образования врача, поскольку напрямую влияют на эффективность учебного процесса, а также на формирование профессионально-моральных ценностей и менталитета врача XXI века. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты». Культура отношения врача к пациенту в зависимости от «образа» больного человека во врачебном сознании. Личное достоинство врача и пациента. 1. Насколько часто Вы задумываетесь над тем, какое отношение к пациенту формирует у врачей медицинское образование? 2. Считаете ли Вы, что медицинское образование учит врача видеть в пациенте объект приложения профессиональных знаний, навыков и умений? 3. Считаете ли Вы, что медицинское образование учит видеть в пациенте союзника в борьбе с недугом? 4. Вы согласны, что отношение врача к больному как к совокупности патологических симптомов является приемлемым? 5. Вы согласны, что отношение врача к пациенту как к клиническому случаю не сочетается с теплым, сердечным участием к нему? 6. Вы считаете, что изучение закономерностей жизнедеятельности организма позволяет увидеть в больном человеке страдающую личность? 7. Вы согласны, что больной, выдавая врачу «аванс доверия», подчас вынужден раскрывать глубоко личные тайны? Целостность и единство природы человека. Осознание физического и духовного «я», разотождествление болезни и больного человека, лечения организма и личности. Психолого-антропологические аспекты медицины. 1. Насколько Вы согласны, что лечение человека - это лечение его организма? 2. Вы считаете, что больной человек - это человек плюс его болезнь? 3. Насколько Вы согласны, что физический организм - только часть человека? 4. Считаете ли Вы, что нормальная анатомия и физиология здорового человека отличаются удивительной гармонией и совершенством? 5. Вы согласны, что оригинальность и неповторимость человека как биологического вида может приводить к мысли о нем как о чудесном творении Божием? 6. Совместима ли психологическая уникальность человека с воззрением на него как на объект? Ценность и уникальность человеческой жизни. Моральный статус плода. 1. Имеет ли человек право на жизнь с момента оплодотворения? 2. Человеческий эмбрион в первые три месяца беременности -это просто биомасса? 3. Человеческий эмбрион в первые три месяца беременности -это часть материнского организма? 4. Является ли человеческий эмбрион в первые три месяца беременности человеком, развивающимся в организме матери? 5. Можно ли расценивать человеческий эмбрион с момента зачатия как полноправного пациента? 6. Насколько Вы согласны, что эмбрион, убиваемый при аборте, испытывает мучения? 7. Согласны ли Вы, что человеческий эмбрион активно сопротивляется при аборте? 8. Вы согласны, что аборт без медицинских показаний - это единственная операция, в которой сам по себе организм женщины не нуждается? 9. Можно ли рассматривать угрызения совести как психологическое послеабортное осложнение? 10. В какой мере Вас волновали бы угрызения совести женщины, сделавшей аборт, если бы эту операцию произвели Вы? 11. В какой мере Вас тревожат нравственные аспекты аборта? 12. Какую степень ответственности за аборт несет отец ребенка? 13. Вы согласны, что узаконенный аборт (без медицинских показаний) есть преступление с точки зрения нравственности? 14. Вы согласны, что религия справедливо осуждает аборт по прихоти женщины как страшный грех? 15. Этично или не этично участвовать врачу в движении против абортов? 16. Этично или не этично клонирование человека, подобно животным? Ценностно-смысловая природа болезни. Духовный смысл болезни и смерти, его значение для самосознания врача и пациента. 1. Вы согласны, что пациент часто ищет ответ на вопрос: «За что я страдаю»? 2. Есть или нет смысла в вопросе: «Для чего я страдаю»? 3. Приводит ли к болезни асоциальное поведение? 4. Предрасполагают ли к болезни сексуальные извращения? 5. Является ли половая распущенность фактором риска болезни? 6. Может ли болезнь быть расплатой за нарушение нравственных норм? 7. Может ли болезнь быть расплатой за пренебрежение к общечеловеческим ценностям? 8. Может ли болезнь быть расплатой за преступление христианских заповедей, за грех? 9. Может ли грех быть своего рода предболезнью личности, порождающей психосоматическую патологию? 10. Может ли соблюдение нравственных норм быть своего рода профилактикой заболеваемости? 11. Какое внимание врачи уделяют смысловым аспектам заболевания при изучении анамнеза, истории болезни и жизни пациента? 12. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти заставить человека переосмыслить свою жизнь? 13. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти склонить человека к попытке исправить самого себя? 14. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти подтолкнуть человека к исправлению содеянных ошибок? 15. Вы согласны, что перед лицом смерти обесцениваются материальные ценности? 16. Вы согласны, что перед лицом смерти возрастает значение духовных ценностей? 17. Может ли тяжелая болезнь, наступление смерти подвигнуть человека обратиться к Богу? 18. Насколько Вы согласны, что душа человека умирает вместе с его телом? Духовный облик, призвание, долг и совесть врача. Роль религии в становлении профессионального самосознания врача. Опыт пастырского попечения о больных и его значение в современной медицине. 1. Вы согласны, что высокий профессионализм врача предполагает его высокую духовно-нравственную культуру? 2. Насколько взаимосвязаны профессиональный рост и личностный рост врача? 3. Полезно ли врачу, делая назначение больному, спросить себя: «Допущу ли я то же самое по отношению к себе, если окажусь в его положении?» 4. Согласны ли Вы, что со временем у постоянно практикующего врача может возникнуть «духовная анестезия» (привыкание, нечуткость к страданиям пациента)? 5. «Духовная анестезия» - это профессиональная патология врача? 6. Может ли вера врача в Бога быть психотерапевтическим фактором, препятствующим «духовной анестезии»? 7. Может ли вера врача в Бога помочь врачу быть милосерднее, сострадать положению и нуждам больного? 8. Врачевание - это своего рода «жизненный крест»? 9. Считаете ли Вы, что в служении врача и священника много общего? 10. Считаете ли Вы, что характеристика «Врач милостью Божией» - глубже, чем просто комплимент или иносказание? 11. Интересует ли Вас христианское учение о человеке? 12. Интересует ли Вас христианское учение о болезни и врачевании? 13. Интересует ли Вас христианское учение об умирании и смерти? 14. Интересуют ли Вас христианские методы исцеления больных? ГЛАВА 9. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|