Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты исследования туристских ресурсов




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ

Определение сущности дефиниции «туристские ресурсы»

Классификация туристских ресурсов

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ

Методы научных исследований туристских ресурсов

Туристский ресурс как фактор экономического развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Туристские ресурсы представляют собой основу для развития туризма на любой территории. Данные ресурсы формируются либо под воздействием естественных факторов (природные достопримечательности), так и в результате целенаправленной деятельности лиц, заинтересованных в развитии туризма. В том и другом случае они нуждаются в систематизации - учете с целью определения туристского потенциала территории, планирования ее экономического развития. В мировой практике нет единого научного подхода к систематизации туристских ресурсов, но в разных странах на государственном уровне принято решение о выборе собственных методических подходов.

Туристские ресурсы обладают большой неоднородностью, связанной с тем, что в качестве ресурсов могут выступать объекты самой различной природы - естественные, техногенные, исторические, культурные, материальные и нематериальные и т.д. Эта особенность делает процесс классификации туристских ресурсов многоступенчатым и сложным.

Отдельным вопросам рассмотрения сущности туристских ресурсов посвящены работы Р. Бартона, М.Б. Биржакова, В.С. Боголюбова, Б.Дж. Бонифейса, Е.А. Джанджугазовой, А.В. Дроздова, И.В. Зорина, Т.П. Кавериной, В.А. Квартальнова, М. Клаусона, Дж. Кнетча, П. Кноп, Е.В. Колотовой К.Р. Купера, Р.К. Малхорты, И.В. Петрасова, И.В. Скрынниковой, Дж. Стандевена, А.И. Фазили, Г. Хьюджеса. Работы представленных авторов сконцентрированы на исследовании содержания-понятия «туристские ресурсы», разграничения их со смежными категориями, классификации туристских ресурсов.

Отдельный интерес представляют работы, посвященные анализу опыта систематизации туристских ресурсов, среди которых необходимо отметить следующих исследователей: Т. Гербович, К. Грант, В. Джемиесон, Г. Дженнингс, Л. Кривокен, С. Леннокс, Н.П. Никерсон, Д. Пирс, Б. Хей, К. Эллис.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является теоретическое обоснование сущности понятия «туристские ресурсы», их классификации и методов исследования.

Задачи исследования:

раскрыть сущность понятия туристских ресурсов;

определить особенности классификации туристских ресурсов;

проанализировать методы исследования туристских ресурсов;

рассмотреть туристские ресурсы как фактор экономического развития.

Объектом исследования являются туристские ресурсы как инструмент туристского потенциала.

Предметом исследования является сущность понятия «туристские ресурсы», их классификация и методы исследования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования российских и зарубежных авторов в области управления туристскими ресурсами, в том числе работы в области изучения сущности туристских ресурсов, исследования их классификации и методов исследования.

В качестве инструментов исследования: выступили методы системного, функционального, сравнительного анализа и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 32 листа.

 

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ

Определение сущности дефиниции «туристские ресурсы»

 

В современных условиях туризм представляет особый, специфический вид деятельности, который реализуется на определенной туристской территории. В Туристском терминологическом словаре приведено такое толкование туристических ресурсов [13, с.56]: «Ресурсы туристские - природные, исторические, социально-культурные объекты, с объектами туристического показа включительно, а также другие объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, способствовать восстановлению и развитию их физических сил, то есть доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет законодательно наложенных ограничений.

Природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые имеют комфортные свойства и потребительскую стоимость для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в определенное фиксированное время с помощью технологии и имеющихся материальных возможностей...» [14, с.110]. Такое определение говорит о достаточно широком значении понятия и практически безграничном.

К определению дефиниции «туристские ресурсы» и ее классификации в современной отечественной литературе существуют различные подходы. Так в отечественной науке долгое время преобладал рекреационно-географический подход, основанный на базисной модели рекреационных ресурсов В.С. Преображенского. Согласно этой модели ресурсы трактовались исключительно в природно-географическом аспекте, и их исследование сводилось к оценке природно-ландшафтной среды отдыха [16, с.97].

Впоследствии за счет междисциплинарных исследований природно-географические аспекты были дополнены, что позволило перейти к природно-социальному пониманию туристских ресурсов. В 80 годах ХХ века за счет увеличения туристской активности населения произошел переход к исследованию туристских ресурсов с учетом технико-экономических параметров. В результате природно-географические аспекты стали тесно переплетаться с экономическими и социальными, что нашло отражение в современном изложении понятия туристские ресурсы.

Данные понятия показывают, с одной стороны, общность определений отечественных авторов, рассматривающих туристские ресурсы как «объекты, факторы, явления не только природного, но и антропогенного характера, удовлетворением потребностей туристов». Причем природно-антропогенный характер раскрывается через состав включаемых объектов и через характеристики, которыми они обладают. С другой стороны в них очевидны некоторые различия, так Д.С. Ушаков считает, что не «объекты туристского показа» относятся к «туристским ресурсам», а «ресурсы территории», способные «удовлетворить туристский интерес». Коллектив авторов Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов в своем определении туристских ресурсов указывают на то, что они должны быть «пригодны для использования в сфере туризма», не делая упор на удовлетворения потребностей туриста [5, с.114].

Наиболее полно исследование подходов к туристским ресурсам проведено Л.П. Людвиг, которая систематизировала их и дала собственное уточненное определение «это совокупность природно-климатических, социокультурных и инфраструктурных факторов региона, используемых для производства туристского продукта для удовлетворения потребностей человека в процессе и в целях туризма». Данное определение точнее других отражает сущность туристских ресурсов с точки зрения их использования в туристской индустрии, так как в понятие «туристские ресурсы» включены инфраструктурные факторы, факторы производства туристского продукта, направленные на удовлетворение как целевых, так и сопряженных потребностей туристов.

Особенности в подходах к понятию «туристские ресурсы» проявляются при учете их состава и структуры, взаимосвязи элементов и отнесения к той или иной территории (территориальная «привязка») [6, с.304]. Рассмотрим их более подробно. С точки зрения выявления состава и структуры туристских ресурсов существуют два подхода. Первый основан на выделении двух групп факторов «природа + социокультура», причем под факторами социокультуры различные авторы понимают: культурные, культурно-исторические, культурно-познавательные, социокультурные, исторические, археологические и другие объекты.

Во втором подходе Е.А. Севастьянова к двум выделенным факторам, добавляет «инфраструктуру» [19, с.76]. На наш взгляд это правомерно, так первый подход определений является ограниченным, и не в полной мере отражает данное понятие, так как потребности туриста заключаются не только в удовлетворении туристского интереса и получения впечатлений, но и в удовлетворении различных сторон его жизнедеятельности (физиологические, умственные, духовные и другие потребности).

С точки зрения взаимосвязи элементов туристских ресурсов М.В. Асташкина, О.Н. Козырева [10, с.280] и другие рассматривают ресурсообразующие факторы как отдельные объекты, способные удовлетворить потребности туристов, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов рассматривают не отдельные элементы, а их объединение, совокупность [7, с.79-83]. Можно согласиться с данными подходами, так как использование поэлементного или комплексного подходов будет зависеть от цели рассматриваемых ресурсах. Так на мезо- и макроуровнях целесообразно использовать поэлементный подход, позволяющий выделить определенные туристские ресурсы. Если же дается общая оценка туристского региона, то используется комплексный подход. На микроуровне (уровень предприятий разрабатывающих и реализующих туристский продукт), при прогнозировании, планировании, организации и контроле производственной деятельности - ресурсы рассматриваются поэлементно, как отдельные объекты. При оценке потребительской полезности туристского продукта рассматривается совокупность всех ресурсов включенных в него.

С точки зрения отнесения к той или иной территории (территориальной «привязки») большинство исследователей при определении туристских ресурсов не связывают их с какой-либо территорией. На наш взгляд, правы Д.С. Ушаков, Л.П. Людвиг и другие, которые утверждают, что туристские ресурсы должны быть обязательно «привязаны» к территории (туристскому региону) [7, с.79-83]. Данных подход является обязательным для развития региона, потому что региональные туристские ресурсы ограничены и отражают состояние конкретной территории, причем способность региона удовлетворять потребности туристов, заложена именно в составе и состоянии туристских ресурсов территории [23, с.78].

Также можно рассматривать туристские ресурсы как те объекты природы, истории, культуры, текущие события, явления, которые могут быть использованы при создании и реализации туристского продукта. Туристские ресурсы - это часть туристско-рекреационного потенциала определенной территории, которая включена в состав туристического продукта и подлежит реализации с туристической целью. Туристские ресурсы являются отчасти мотивационной основанием для выбора определенного турпродукта (по виду, направлением, сезоном и другим признакам). Туристская деятельность на определенной территории развивается на основе тех ресурсов, которые существуют или могут быть задействованы или созданы в стране.

Исходя из представленных выше подходов, можно сделать вывод, что основными критериями при определении туристских ресурсов будут являться: три группы факторов туристских ресурсов - «природа + социокультура + инфраструктура», комплексный подход к их определению и территориальная «привязка».

Таким образом, понятие «туристские ресурсы» может быть представлено как «совокупность природных, социокультурных и инфраструктурных объектов и явлений туристского региона, необходимых и используемых для удовлетворения потребностей населения в сфере туризма.

Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. Туристские ресурсы составляют основу туристического продукта.

Классификация туристских ресурсов

 

Классификация является научно-методическим приемом по упорядочению информации по определенному признаку. Если таких признаков не один, а несколько, тогда речь может идти о типологии. Наиболее простым и понятным является применение системы упорядочения информации по туристско-рекреационным ресурсным классификациям, которые построены преимущественно по сущностному признаку, т.е. отражают качественные отличия. Такой подход плодотворен в просветительской, популяризационной деятельности, на первых этапах научной и практической работы, но классификационная схема становится громоздкой и малопригодной для практических целей с усложнением структуры ресурсной базы.

Комплексный характер спроса/предложения, растущие возможности индустрии туризма по созданию объектов определенного туристского назначения требуют пересмотра классификационных оснований, их расширения и дополнения по другим принципам.

Исходя из представленного в подразделе 1.1 определения туристских ресурсов очевидно, что их можно классифицировать по отличительным признакам. В научных источниках множество различных классификаций туристских ресурсов. Так коллектив авторов, под общей редакцией Л.П. Воронковой классифицирует туристские ресурсы по трем основаниям [2, с.175]:

· по степени использования туристами: непосредственные (историко-культурные, природные ресурсы, используемые самими туристами) и косвенные (социально-экономические);

·   по типу объектов: курортологические объекты, общеоздоровительные и рекреационные объекты, духовно-культурные объекты;

·   с функциональной точки зрения: оздоровительные, познавательные и спортивные.

Причем на их взгляд «...критериями включения тех или иных элементов в состав туристских ресурсов будут являться не только техническая возможность, но и экономическая целесообразность их использования и уровень их изученности» [18, с.98].

Несколько иной подход к классификации туристских ресурсов предлагает Н.П. Крачило, который делит их всего на три группы:

природные (водные ресурсы, климат, рельеф, минеральные источники и лечебные грязи, пещеры, животный и растительный мир, природные памятники и заповедники, уникальные природные объекты, живописные ландшафты, и др.);

социально-экономические (транспортная доступность территории, экономико-географическое положение, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, уровень ее экономического развития, особенности населения, уровень развития транспортной сети);

культурно-исторические (выставки, музеи, театры, исторические, археологические, архитектурные памятники, фольклор, этнографические особенности и т.д.) [24, с.56]

По мнению М.М. Амирханова, Н.С. Лукашина, А.П. Трунева комплексные туристские ресурсы классифицируют (ресурсы природно-территориальных туристских учреждений) на природно-континентальные и природно-аквальные, состоящие из природных (заповедники, долины рек), природно-антропогенных (парки, скверы, лесопарки, национальные парки) и уникальные (памятники природы) [7, с.79-83].

Людвиг Л.П. при классификации туристских ресурсов условно объединяет их в три группы: классификации по составу (по образующим факторам и элементам, функциональной пригодности), классификации по оценочным параметрам качества туристских ресурсов, классификации по характеристикам, не связанным с оценочными (качественными) показателями туристских ресурсов [8, с.76].

Таким образом, изучив различные классификации туристских ресурсов можно сделать вывод о том, что исследователи сферы туризма часто не ставят перед собой отдельную задачу систематизации видов и типов ресурсов, в некоторых работах отсутствуют указания на основания классификации. Из рассмотренных классификаций на наш взгляд более полно представлена классификация туристских ресурсов Л.П. Людвиг, но и она требует изменений, так как не учитывает человеческие и информационные ресурсы, которые обладают специфическими особенностями и являются необходимыми для включения в туристские ресурсы, используемые как для организованного, так и для самостоятельного туризма. Также классификация Л.П. Людвиг не учитывает общих признаков региональных ресурсов, таких как возможность восстановления, скорость исчерпания и др.

На наш взгляд при классификации туристских ресурсов их можно условно объединить в три группы: общие признаки, состав туристских ресурсов и качество туристских ресурсов.

Каждая из представленных групп обладает определенными классификационными признаками, которые включают в себя виды ресурсов. Основным отличием предлагаемой классификации от рассмотренных выше, является то, что в ней представлены ресурсы, которые:

имеют общие характеристики всех ресурсов (возобновляемые, не возобновляемые, быстро исчерпываемые, неисчерпаемые и др.);

являются объектами, явлениями или факторами (природно-климатические, инфраструктурные, уникальные и др.);

направлены на удовлетворение возникающих потребностей туристов и отражающих его отношение к ним после их использования (эстетическая привлекательность, степень комфортности и др.);

связаны с формированием туристского продукта и отражают результат туристской деятельности (функциональная и технологическая пригодность, возможность замены одних туристских ресурсов другими).

туристский рекреационный мотивационный потребительский


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...