Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туристский ресурс как фактор экономического развития




 

Ресурсный потенциал региона - совокупность всех ресурсов, как вовлеченных в процессы общественного воспроизводства, так и потенциально возможных к вовлечению. Трансформация экономики региона и необходимость вовлечения ресурсного потенциала всех видов обуславливают актуальность исследования потенциала туристских ресурсов как существенного фактора социально экономического развития территории.

Исследование туристских ресурсов базируется на неоднозначных подходах и определениях данного понятия. В отечественной науке продолжительное время преобладал рекреационно-географический подход. Задача развития туризма была возложена на рекреационную географию. Что и нашло отражение в терминологическом аппарате в области туризма, включая и определение туристических ресурсов.

Первые определения рекреационных ресурсов были сформулированы на основе базисной модели рекреационной системы В.С. Преображенского. Ресурсы трактовались в природно-географическом аспекте, и их изучение сводилось к оценке природно-ландшафтной среды отдыха. В дальнейшем за счет междисциплинарных исследований природно-географические аспекты рекреации были дополнены, что и стало предпосылкой к природно-социальному восприятию рекреационных ресурсов. Так, к природно-ландшафтной среде отдыха добавились комфортабельность условий, привлекательность культурно-исторических, развлекательных и иных объектов рекреационной деятельности [3, с.76].

Рост туристской активности населения, а также вовлечение в оборот новых природных и других туристских ресурсов обусловили переход к системному изучению рекреационно-туристской деятельности с учетом технико-экономических параметров. Ресурсный потенциал региона классифицируется по ряду признаков [6, с.214]:

по содержанию и предметному наполнению (природная среда и природные ресурсы, геополитический ресурс, производственно-экономический, организационно-управленческий);

по участию в общественном производстве (производственный, обеспечивающий, территориальный);

по уровням (локальный, мезо, микро).

Включение туризма в рыночные отношения потребовало изучения системы организационных, экономических, социальных аспектов хозяйственного механизма управления туристскими ресурсами, проблем государственного и регионального регулирования, а также обусловило необходимость исследования специфических особенностей туристских ресурсов и корректного определения терминов «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы». Рекреационные ресурсы предполагают организацию рекреационной деятельности, которая охватывает все виды деятельности, включая туризм. Исходя из этого, видно, что даже комната отдыха на предприятии относится к подобным ресурсам.

Туристская деятельность (для которой предназначены туристские ресурсы) предполагает организацию отдыха в среде, отличной от постоянного местообитания. Таким образом, «рекреационные ресурсы» - понятие более емкое по отношению к термину «туристские ресурсы» и не может отражать смыслового значения последнего, потому что не учитывает специфической особенности туристской деятельности. Общность, которой придерживаются все авторы в подходах к определению туристских ресурсов, заключается в том, что они определяют ресурсы как объекты и явления природно-антропогенного характера, которые напрямую или косвенно связывают с потребностями туристов, их целями и интересами.

Важным фактором развития туризма является наличие туристского потенциала территорий, знание которого является одним из главных условий при формировании туристского продукта.

Проанализировав имеющиеся определения понятия «туристский потенциал», сделаем вывод, что наиболее четко отражает экономическую сущность туризма и, соответственно, потенциала территории для его развития определение, согласно которому «туристским потенциалом какого либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ». Ресурсную основу туристского потенциала составляют природные, культурно-исторические, инфраструктурные, инвестиционные, трудовые, информационные, а также их территориальное сочетание. Существует несколько подходов к оценке территории [24, с.67]:

) количественная оценка ресурсов, позволяющая описать имеющиеся туристские ресурсы количественно, т.е. определить их объем и запасы;

) качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизировать направления по использованию туристских ресурсов дестинации. Дестинация может пониматься как определенное место, имеющее реальную или умозрительную границу, например страна, область, остров, город и т.п., которое посещают туристы с определенной целью;

) анализ потенциальных возможностей использования ресурсов, т.е. определить рамки использования ресурсов, а также экономические, социальные и экологические последствия использования туристских ресурсов. Несмотря на различия, общим для них является то, что практически всегда возникает необходимость работы с большим массивом информации.

Целесообразно выделить три группы факторов оценки туристского потенциала территории [21, с.136-143]:

генерирующие (связанные с потребностью);

реализующие (связанные с ресурсами);

локализующие (связанные с информированностью населения).

Генерирующие факторы обуславливаются характером туристских потребностей (туристского спроса), необходимостью отдыха и восстановления работоспособности, желанием оторваться от рутины, культурно обогатиться и получить духовный опыт, а также соответствовать социальному статусу. Поскольку ценности современного путешественника имеют тенденцию становиться ценностями всего общества, проведение отпуска вдали от дома уже является не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной к исполнению. Следовательно, общественные потребности в туризме, пробуждающие спрос на разные формы отдыха, формирующие циклы рекреационных занятий, являются первым фактором оценки туристского потенциала территории.

Можно утверждать, что в современном обществе прослеживается тенденция к изменению характера туристских потребностей: от примитивных - к более возвышенным, от средства восстановления рабочей силы - к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов. Факторы, способствующие реализации потребностей в туризме и обеспечивающие вовлечение широких масс населения в сферу туристско-рекреационной деятельности, связаны с природно-климатическими и культурно-историческими ресурсами рекреации и туризма, а также социально-экономическими условиями жизни населения.

Перманентной функцией туризма является рекреационная, которая направлена на восстановление духовных и физических сил человека путем контрастной смены обстановки и вида деятельности. Акцентирование рекреационной функции становится доминантным в современной практике туризма. Локализующие факторы связаны с информационной спецификой туризма. Их действие заключается в максимально полном изложении информации о существующих в границах определенной территории возможностях для его организации и проведения. Лидирующую роль играет как общий облик природы региона, так и отдельных привлекательных его элементов.

В качестве товара туристская отрасль предлагает не только комплекс товаров и услуг, но и привлекательность того или иного места, территории, объекта, поскольку люди едут в туристское путешествие не ради получения обслуживания в самолете, поезде, гостинице или ресторане. И если привлекательность туристской территории изначально была обусловлена главным образом естественными свойствами и качествами ресурсов, то сегодня она поддерживается благодаря имиджу, положительному образу места, создававшемуся длительное время и многократно усиленному современными средствами массовой информации.

Влияние реализующего фактора ослабевает с усилением локализующих факторов, хотя полностью преодолеть это влияние не удастся, особую важность приобретает третья группа факторов оценки туристского потенциала территории, связанная с информированностью населения.

Информационный аспект туризма выражается в эффективном и качественном информационном сопровождении туристской деятельности, что характеризуется целенаправленным и систематическим формированием информационного ресурса и предоставлением услуг по осуществлению доступа к нему, доведению информации до потребителей.

Информационными туристскими ресурсами являются сведения о материальных объектах, расположенных вдоль трассы туристского маршрута и обладающих исторической, художественной, научной или познавательной ценностью, топонимика городов, сел, деревень, природных урочищ, связанные с ними легенды и мифы, а также посвященные им литературные произведения, научные труды, путеводители, карты, художественные альбомы, фотографии, мультимедийная продукция.

К туристским информационным ресурсам следует отнести не только документы с вербальной информацией, но и массивы материальных образцов типа минералов, гербариев, музейных экспонатов. В свою очередь, к информационным туристским ресурсам относятся люди, владеющие необходимой информацией и умеющие передать эту информацию в интересной для туристов форме.

О туристских возможностях потенциальный потребитель информируется посредством направленной системы продвижения продукта, информацией о туристском регионе в проспектах, буклетах, картах, путеводителях, других информационных материалах.

В задачи информационного сопровождения оценки туристского потенциала территории входят: оценка туристских ресурсов; содействие формированию конкурентоспособного туристского комплекса; содействие разработке программ и проектов в сфере туризма; анализ индустрии и инфраструктуры туризма; издание информационных материалов; организация конференций, семинаров; участие в рекламной, выставочной деятельности с целью продвижения комплексного туристского продукта; сбор, обработка, обновление информации о состоянии территории на региональном туристском портале.

С целью выявления путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в пределах той или иной территории создается кадастр туристских ресурсов, представляющий собой систематизированный свод сведений об объектах и явлениях туристского назначения. Сбор информации относительно всех средств размещения, перемещения и организации культурно-досуговых программ и иных мероприятий в ассортименте поставщиков приводит к формированию значительной по объему «базы данных» и является основой процедур, обеспечением процессов генерализации туристского продукта. Они выполняются с помощью различных методик информационных технологий.

Функции туроператора определяются формированием тура, т.е. заключением договоров на места в гостиницах, транспортные перевозки, питание туристов, экскурсионное обслуживание. В действительности же повседневная деятельность туристской организации основывается на обработке значительного объема информации.

При генерализации туристского продукта действия туроператора определяются двумя библиографическими функциями, а именно кумулятивной и трансляционной, которые в туризме приобретают специфичные особенности. Кумулятивная включает действия туроператора по оформлению определенной совокупности информационного ресурса о дестинации, который необходим для обслуживания операций производства туристского продукта. Это может быть фонд документов, справочный аппарат в виде базы данных, каталоги, атласы, фотографии, другой материал, иллюстрирующий возможности объектов туристской территории [21, с.136-143].

Следовательно, функцию генерализации туристского продукта следует считать кумулятивной - выполняется сбор, обработка и хранение информации о компонентах, включаемых в пакет обслуживания. Трансляционная функция реализуется туроператором при обеспечении владельцев объектов в туристском центре, в объеме предполагаемых потребностей туристов в данном туре.

Таким образом, трансляционная функция является необходимым элементом координации деятельности владельцев объектов туристского назначения в дестинации при приеме туристов. Действия и операции туроператора по продвижению туристского продукта также можно отнести к трансляционной функции, связанной с процессами и технологиями информационного обслуживания клиентов-пользователей и конечных потребителей. Реализуя обе функции, туроператор тем самым определяет соответствие отобранных в дестинации объектов намеченной тематической направленности тура и оценивает возможности качественного обслуживания туристов.

В последние десятилетия в связи с применением современных информационных технологий человек стал очень восприимчив к целенаправленному информационному воздействию. В современных условиях ни одно исследование невозможно без ГИС-технологий, на базе которых были разработаны тематические карты исследуемых территорий, проведено зонирование территорий, выявлены наиболее перспективные районы, обладающие сочетанием природных, культурно-исторических ресурсов и объектов инфраструктуры.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В настоящее время туризм из вида отдыха превратился в целую индустрию, включающую в себя многие виды туристской деятельности.

В работе осуществлен анализ сущности понятия «туристские ресурсы». Установлено, что формирование понятия «туристские ресурсы» заключается в определении их через объекты туристского интереса и потребности, удовлетворяемые с использованием данных ресурсов.

Туризм в первую очередь зависит от привлекательности территории, ее первичных или так называемых туристических ресурсов:

Природные ресурсы (климат, ландшафт, экосистемы);

Культурные ресурсы (архитектурное наследие, произведения искусства, археологические и научные ценности, традиции, субкультурные образования)

Социальные ресурсы (люди или организации, которые способствуют быстрому развитию туризма в регионе и обладают финансовым капиталом, способностями, знаниями; система охраны здоровья, окружающей среды и собственности; интересы местного населения и т.д.)

Кроме того, необходимо наличие на территории вторичных ресурсов:

Жилищный сектор (гостиницы, мотели, лагеря для автотуристов, пансионы и т.д.);

Сектор общественного питания (кафе, рестораны, закусочные и т.д.);

Сектор организации путешествий (агентства, организаторы экскурсий и т.д.);

Транспортный сектор (воздушный и водный транспорт, поезда, автобусы и т.д.);

Сектор развлечений;

Информационный сектор (информационная туристическая сеть);

Дополнительные услуги и сервисная система.

Автором рассмотрены различные классификации туристских, ресурсов, предлагаемые в исследовательской литературе. В результате их анализа установлено, что наблюдается определенная путаница в разграничении тех ресурсов, в создании которых участвует человек. Это связано с тем, что невозможно четко провести границу между физическими объектами и общественными процессами, протекающими с использованием данных объектов. Данный факт потребовал систематизации накопленных взглядов и формирования авторской системы классификации туристских ресурсов с использованием следующих критериев:

) специфика формирования;

) способ возникновения;

) функциональное назначение;

) целенаправленность формирования;

) количество туристских объектов;

) уровень доступа к ресурсам;

) воспроизводимость;

) степень использования;

) принадлежность к определенным компонентам природной среды.

Далее осуществлено исследование методов научного исследования туристских ресурсов. В процессе исследования выявлено, что универсальных методов оценки туристских ресурсов не существует. Это отчасти определяется самой природой туристских ресурсов. В туристском ресурсоведении обычно используются отдельные методы оценки для определенных групп туристских ресурсов. Например, метод технологической оценки может быть использован применительно к природным туристским ресурсам с позиции инженерного освоения территории. Эстетическая оценка природных ресурсов основана на определении степени эмоционального воздействия туристских ресурсов на человека, определяется наличием контрастности и уникальности туристского ресурса. И если результатом технологической оценки является готовность территории к туристскому освоению и ее использованию для создания турпродукта, то эстетическая оценка определяет степень аттрактивности объектов туристского показа.

Поэтому разработка комплексной методики оценки туристских ресурсов, включающей ряд интегральных показателей, является не просто целесообразной, но имеет важное научное и практическое значение.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Н.П. Туризм: учебное пособие / Н.П. Алексеева. - М.: Изд-во «Флинта», 2012. - 333 с.

2. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Изд-во «Финансы статистика», 2001. - 304 с.

.   Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме: учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.

.   Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник / М.Б. Биржаков. - Издание 7-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Невский дом Герда», 2004. - 267 с.

.   Бутко И.И. Маркетинг в туризме / И.И. Бутко, В.А. Ситников, Е.А. Ситников. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 412 с.

.   Горьканова Л.В. Теоретические подходы к классификации туристских ресурсов региона / Л.В. Горьканова // Вестник ОГУ №8 (169)/август 2014 7 - с.79-83

.   Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Джанджугазова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.

.   Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование / Е.А. Джанджугазова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.

.   Дурович А.П. Маркетинг туризма / А.П. Дурович. - М.: Изд-во «Современная школа», 2010. - 320 с.

.   Егоров Б.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. - 2006. - №6.

.   Зубакова Н.Н. Организационный механизм формирования кадастра туристских ресурсов: автореф. дис. …канд. экон. наук / Н.Н. Зубакова, специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством. - М., 2011. - 22 с.

.   Киреева Ю.А. Основы туризма: учебное пособие / Ю.А. Киреева. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2010. - 108 с.

.   Кусков А.С. Рекреационная география: учеб. пособие / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 234 с.

.   Кусков А.С. Туристское ресурсоведение / А.С. Кусков - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.

.   Можаева Н.Г. Туризм: учебник / Под ред. А.А. Скамницкого. - М.: Гардарики, 2007. - 270 с.

.   Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон 24 ноября 1996 года №132-ФЗ.

.   Пирогова О.В. Рекреационные ресурсы как концепт в системе непрерывного профессионального туристского образования: автореф. дис.... д-ра пед. наук. / О.В. Пирогова. - М., 2005. - 34 с.

.   Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 312 с.

.   Севастьянова С.А Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие / С.А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.

.   Старовойтенко О.А. Теория туризма / О.А. Старовойтенко. - М.: МПСУ, Воронеж: МОДЭК, 2012. - 800 с.

.   Сычева Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона / Н.В. Сычева // Вестник ОГУ №8 (127) / август 2011 - С.136-143

.   Ушакова Е.О. Вопросы комплексной оценки туристских ресурсов региона / Е.О. Ушакова // Российское предпринимательство. - 2012. - №8 (206). - c. 132-137.

.   Филиппова И. География туризма / И. Филиппова, В. Погодина. - М.: Издательство «Инфра-М», 2014. - 256 с.

.   Экономика туризма: Учебник для вузов / Под ред. Козырева В.М., Зорина И.В. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001. - 187 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...