Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход от биосферы к техносфере




А.А. Круть

 

Безопасность

Жизнедеятельности

Севастополь

К 846

УДК. 504.75.(075.8)

 

Круть А.А.

К 846 Безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2005 г. – 84 с. ил.

 

 

Учебное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов высших учебных заведений.

Рассматриваются основы теории безопасности жизнедеятельности, идентификация опасностей, влияние опасных и вредных факторов среды обитания на человека. Раскрываются особенности защитных действий при чрезвычайных ситуациях различного характера.

 

© Издание СНУЯЭиП, 2005
ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельность, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, теоретических положений, аксиом, учитывающих существенные особенности действительности.

Данное учебное пособие рассматривает безопасность жизнедеятельности, как самостоятельную учебную дисциплину, содержание которой составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условия его обитания.

Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания – техносферу. Если учесть, что нравственное и общее культурное развитие цивилизации отстает от темпов научно – технического прогресса, становится очевидным увеличения риска для здоровья и жизни современного человека. По данным ВОЗ, например, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности». Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасности. Аксиома о понтециальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которое оценивается риском.

В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, то есть риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Степень риска оценивается для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

Для выработки идеологии безопасности формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина – безопасность жизнедеятельности – комплексная научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них человека.

Достичь уровня безопасности, то есть снизить риск до приемлемого, можно только при условии повышения уровня образования народа. Сохранение биосферы, обеспечения безопасности и здоровья человека – решение этих проблем должно быть целью специалиста в любой сфере деятельности при выполнении профессиональных обязанностей, а, следовательно, предмет «Безопасность жизнедеятельности» должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без исключения в интересах личности, общества, государства.

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

 

Введение в предмет

Наука, которую мы будем изучать, называется «безопасность жизнедеятельности». Но, что же такое «жизнедеятельность» вообще?

 

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

 

И вот эта повседневная деятельность полна неожиданностей и, к сожалению, порой неприятных.

 

Предмет БЖД был введен в 1990 году. В начале эту новую дисциплину рассматривали как некоторое сочетание ОТ и ГО, а затем и охраны ОС (экологии). Но эта концепция не раскрывала полностью всех задач, которые должен был решить человек, используя знания науки БЖД.

Сейчас, БЖД – это новая самостоятельная учебная дисциплина, рассматривающая вопросы безопасности человека в любых условиях его обитания:

- в бытовой среде;

- в производственной сфере;

- в городской среде;

- в окружающей природной среде;

- в условиях ЧС различного характера.

Таким образом, наука БЖД – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

 

Почему такое внимание стали уделять науке БЖД? Да потому, что с ростом научно-технического прогресса увеличивается риск для здоровья и жизни людей. Нередки случаи гибели и травматизма людей в результате пожаров и отравлений в быту, транспортных аварий и катастроф, криминогенных происшествий, встреча один на один с природой.

 

В настоящее время смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Травматизм является основной причиной гибели людей в возрасте от 2 до 41 года. От несчастных случаев гибнут молодые трудоспособные люди.

Ежегодно в России в авариях и катастрофах погибает около 50 тысяч человек, получает травмы около 250 тысяч человек.

При безусловной объективности и материальности опасностей, связанных с разнообразной деятельностью человека в современной техносоциальной среде, они все же представляют для него потенциальную угрозу. Реальной же опасностью является сам человек, а травматизм в быту, на отдыхе отражает не волю случая или действия каких-либо неподвластных человеку сил, а часто является следствием его собственных промахов и заблуждений.

Чаще всего человек оказывается в экстремальных ситуациях по собственной вине - как результат отсутствия опыта безопасного поведения в природной и социальной среде либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, а порой и легкомыслия. Первое проявляется в том, что человек не знает, как поступить в той или иной ситуации, или знает, но не умеет это сделать. Второе – в том, что он знает и может, но не хочет делать того, чего требуют условия безопасности деятельности (или просто не хочет знать, что нужно делать.)

 

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать задачи БЖД.

 

Задачи БЖД:

1. Идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания.

2. Защита от опасностей или предупреждение воздействия негативных факторов на человека.

3. Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов.

4. Создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

 

Среда проживания человека

Экстремальные ситуации.

 

Экстремальная ситуация (ЭС) – ситуация, характеризующаяся новизной и неожиданностью возникновения, длительностью и интенсивностью воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличием непосредственной угрозы самой жизни.

 

В ЭС у человека неизбежно возникает особое состояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Это состояние вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека.

По мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (это так называемый мобилизующий эффект стресса), доходят до максимальной величены, а затем начинают падать. При этом, в первую очередь, затрудняются восприятие (оценка ситуации) и мышление (принятие решений), причем тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к наиболее простым действиям, прочно закрепленным ранее. Иногда при этом оживают старые, но уже не пригодные в данной ситуации навыки – человек действует автоматически, подчас не осознавая, что он делает. Например, окаменение от страха.

При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, импульсивные движения и действия либо, наоборот, резкая скованность, заторможенность.

 

Рассмотренная схема весьма условна и отражает лишь самые общие усредненные закономерности.

 

Как уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить шансы на сохранение здоровья и самой жизни?

 

В первую очередь необходимо знать и учитывать факторыриска (опасности), сопровождающие нашу жизнь. Во-вторых, выработать умение предвидеть возможность возникновения жизнеопасных ситуаций и со знанием дела стремиться избегать попадания в них. И, наконец, принять грамотное решение и действовать.

 

Всему этому мы с вами можем научиться, изучая дисциплину БЖД – науку о комфортом и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

 

Переход от биосферы к техносфере

 

В жизненном цикле человек и окружающая среда его обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания».

 

Среда обитанияокружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать воздействие на человека.

 

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи:

- Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

- Создает и использует защиту от негативных воздействий со стороны, как среды обитания, так и себе подобных.

 

Негативное воздействие, присущее среде обитания, существует столько, сколько существует мир. Источником естественных негативных воздействий являются стихийные бедствия в биосфере: изменение климата, грозы, землетрясения и т.д.

 

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы (земная кора + верхний слой мантии).

 
 
БИОСФЕРА

 


Вторгаясь в природу, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания – техносферу.

Техносфера – регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

 
 

 

 


Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение мед. обслуживания и др.) сказалось на продолжительности жизни людей – интегральном показателе безопасности жизнедеятельности.

Для первобытных людей – около 25 лет

СрПЖ К концу XIX в.- 30-40 лет

В конце XXв. – 60-63 года.

 

Однако, появившиеся производственная и городские среды оказались далекими по уровню безопасности от допустимых требований и в связи с этим в мире все чаще стали происходить различные происшествия, аварии и катастрофы техногенного характера.

 

Происшествия – события, состоящие из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

 

Авария – происшествие в технической системе не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или нецелесообразно.

 

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающиеся гибелью или пропажей без вести людей.

 

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на земле и приведшие к частичному разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей.

 

Появление ядерных объектов и высокая концентрация, прежде всего, химических веществ и их производство сделали человека способным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы. Примером тому может служить трагедия в Чернобыле.

Огромное воздействие на биосферу оказывается при испытании ядерных и других видов оружия (в г. Семипалатинске, на о. Новая Земля). Для испытания химического оружия необходим полигон размером не менее 500 тыс. га. Иллюстрацией негативного экологического влияния современных локальных войн являются итоги войны в зоне Персидского залива (огромные проливы нефти в залив, пожары на нефтяных скважинах).

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах стала активно замещаться техносферой, на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами (особенно в Европе, Сев. Америке, Японии). К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия труда.

 

Но, как мы понимаем, не может быть четкой границы между биосферой и техносферой. Существует зона перехода, которой в различной степени присуще свойства, как биосферы, так и техносферы.

 

 
 


Мир

человека

Зона перехода

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...