Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опасности, вредные и травмирующие факторы




 

Результат взаимодействия человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонентов среды обитания.

Определяют негативные результаты воздействия человека со средой обитания – негативные воздействия. Внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «Человек- среда обитания».

 

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

 

Из этого мы видим, что источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое. Опасности не обладают избирательными свойствами, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду.

 

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения.

 

Естественные опасности – обуславливают природные явления, климатические условия, рельеф и т.д.

 

Антропогенные опасности – опасности, возникающие в результате воздействия человека на среду обитания.

 

Ежегодно стихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. чел. Так, например, в 1990 г. в результате землетрясений в мире погибло более 52 тыс. чел. Этот год считается наиболее трагичным в минувшем десятилетии (для сравнения за предыдущие годы 1980 – 1990 годы жертвами землетрясений стало 57 тыс. чел.).

 

Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (тех. средствами, выбросами различных производств и т.д.), генерируя в своей среде обитания различные антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов.

 

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое может привести к ухудшению самочувствия или заболеванию

 

Травмирующий фактор – негативное воздействие на человека, которое может привести к травме или летальному исходу.

 

В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим высокими концентрациями относятся вредные производственные факторы: загазованность и запыленность воздуха, вибрации, эл. магнитные поля, ионизирующие излучения, неправильное освещение, тяжелый физический труд, повышенные или пониженные температуры, давление воздуха.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать: жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Роль инженера в обеспечении БЖД

 

Практическое обеспечение БЖД при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников.

Рассмотрим функциональные обязанности некоторых должностных лиц в плане обеспечения БЖД.

 

Руководитель производственного процесса обязан:

1. Обеспечить оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах.

2. Идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие производственному процессу.

3. Обеспечить применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды.

4. Осуществлять контроль условий деятельности и уровня воздействия опасных и вредных факторов на работающих.

5. Организовать инструктаж или обучение работающих безопасным правилам деятельности.

6. Контролировать соблюдение правил безопасности подчиненными.

7. При возникновении аварий организовать спасение людей и локализацию аварии.

 

Разработчик технических средств и технологических процессов на этапе проектирования и подготовки производства обязан:

- идентифицировать опасные и вредные факторы, возможные при эксплуатации разрабатываемых технических систем и реализации производственных процессов;

- применять в производственных процессах экобиозащитную технику с целью снижения вредных воздействий до допустимых значений;

- определить риски возникновения травмоопасного воздействия и снизить его значение до допустимого уровня применением защитных устройств и других мероприятий;

- сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем или технических процессов;

- при выборе технического решения обеспечить малоотходность производства и максимальную эффективность использования энергоресурсов.

Для того чтобы, инженер соответствовал вышеперечисленным требованиям, он должен пройти подготовку в области БЖД.

 

Образование в области БЖД

 

Сегодня образовательная структура выглядит следующим образом:

 

Первый общеобразовательный уровень – школьный курс «Основы БЖД» - обязан обеспечить подготовку на уровне знаний и понимания проблем БЖД, он должен вооружить человека навыками и примерами личной безопасности.

 

Второй уровень – вузовский курс БЖД для специалистов всех отраслей экономики. Специалист, получивший второй уровень образования, должен уметь решать задачи БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем, обеспечивать коллективную безопасность.

 

Третий уровень – для инженеров по БЖД, специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. Специалисты по контролю:

- безопасности техносферы,

- экологичности объектов,

- эксперты по безопасности,

- разработчики экобиозащитных систем и т.д.

Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка технических систем и производств с позиции БЖД, управления в области БЖД на промышленном и региональном уровнях.

 

Четвертый уровень – внедрение как обычного курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности и экологичности на ФПК (факультетах повышения квалификации).

 

Аксиомы науки БЖД

 

Анализ изложенного материала позволяет в качестве вывода сформулировать следующие аксиомы науки БЖД.

 

(А-2) 1. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.

Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических средств, а так же из-за наличия отходов, сопровождающих различные технические процессы.

 

(А-3) 2. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружениях. Зоны влияния таких негативных воздействий могут быть как небольшими, так и очень значительными (пример – авария на ЧАЭС).

 

(А-4) 3. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

 

(А-5) Они ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

 

(А-6) 4. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источниками опасности и объектом защиты.

 

(А-7) 5. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие безопасности жизнедеятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...