Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация информации.





Информацию условно можно классифицировать по различным признакам – по способу кодирования, способу восприятия информации человеком, форме представления информации на материальном носителе, сфере возникновения и т. д.

По способу кодирования информацию можно разделить на аналоговую и цифровую.

По способу восприятия различают следующую информацию: визуальную (воспринимаемую посредством органов зрения), аудиальную (воспринимаемую посредством органов слуха), тактильную (воспринимаемую посредством органов осязания), обонятельную, вкусовую.

Львиную долю информации из внешней среды человек получает с помощью электромагнитных колебаний, органом приема которых являются глаза.

По форме представления информацию можно разделить на текстовую (передаваемую в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.), числовую (передаваемую в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия), графическую (передаваемую в виде картин, фотографий, схем, чертежей, графиков и т.п.).

По области возникновения выделяют информацию:

Ÿ элементарную (механическую), которая отражает процессы, явления неодушевленной природы;

Ÿ биологическую, которая отражает процессы животного и растительного мира;

Ÿ социальную, которая отражает процессы человеческого общества.

По форме организации информацию можно выделить таблицу, список, ряд, неупорядоченное множество.

По области применения информацию можно разделить на бытовую, научную, производственную, техническую, управленческую и пр.

Информацию по общественному назначению можно разбить на:

Ÿ личную, предназначенную для конкретного человека;

Ÿ массовую, предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.) ;



Ÿ специальную, предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики;

Ÿ секретную – передаваемую узкому кругу лиц и по закрытым (защищенным) каналам.

Получатель информации оценивает ее в зависимости от того, для решения какой задачи она будет использована. При оценке информации различают ее синтаксический, семантический и прагматический аспекты. Информация, предназначенная для передачи, называется сообщением. Сообщение может быть представлено в виде последовательности символов некоторого алфавита. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для её передачи и хранения безотносительно к её содержанию. Семантический аспект информации – характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания (смысл – содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь).

Семантический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации, т.е. определяет ценность информации. Полученное знание и созданные модели человек использует в своей практике для достижения поставленных целей. В этом проявляется прагматический аспект информации. Этот аспект отражает потребительские свойства информации.

Прагматический аспект рассмотрения информации связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации. Этот аспект непосредственно связан с практическим использованием информации.

Свойства информации

Качество информации является одним из важнейших параметров для потребителя информации. Оно определяется свойствами информации.

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дис­циплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства: дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность информации.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой – субъективна в силу субъективности применяемых методов. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. Так, например, принято считать, что в результате наблюдения фотоснимка природного объекта или явления образуется более объективная информация, чем в результате наблюдения рисунка того же объекта, выполненного человеком. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосред­ственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц). В неменьшей степени объективность информации учитывают в исторических дисциплинах. Одни и те же события, зафиксированные в исторических документах разных стран и народов, выглядят совершенно по-разному.

Полнота информации определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапа­зон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса. Неполный набор данных оставляет большую долю неопределенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потребует применение дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затрудняет доступ к нужным данным, создает повышенный информационный шум, что также вызывает необходимость дополнительных методов, например, фильтрацию, сортировку.

Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» – всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются опреде­ленным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижа­ется. В этом случае для передачи того же количества информации требуется исполь­зовать либо больше данных, либо более сложные методы.

Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информа­цию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекват­ных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.

Другой аспект доступности информации обеспечивается за счет ее преобразования в понятную форму. Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена. Так, например, учебник физики для 10-го класса непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы. Учебник физики для 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник не найдет в нем ничего нового.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммер­ческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении инфор­мации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, осно­ваны многие современные системы шифрования данных с открытым ключом. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм его работы доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.