Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Стр 1 из 36Следующая ⇒ БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ •ОХРАНА ТРУДА •
Издание второе, исправленное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Москва «Высшая школа» 2002 УДК 614.8.084 ББК 68.9 Б 40
Авторы: П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк
Рецензенты:
кафедра «Промышленная безопасность и охрана окружающей среды» Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (зав. кафедрой проф., д-р. техн. наук Б.Е. Прусенко); канд. техн. наук, доцент М.И. Дайнов (Московский государственный авиационный институт (Технический университет)
ISBN 5-06-004157-3 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2002
В 2000 году исполнилось 60 лет одному из авторов этого учебника — профессору Лапину Валерию Львовичу. Большая часть его трудовой деятельности прошла в высшей школе, а именно в МАТИ — Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского, где он является генеральным директором Высшей инженерной экологической школы, а также заведующим кафедрой «Промышленная экология и безопасность производства». Валерий Львович Лапин более 20 лет занимается проблемами безопасности производственных процессов и экологической безопасности. Он один из руководителей научно-методического Совета «Безопасность жизнедеятельности» Министерства образования Российской Федерации и является совместно с другими членами Совета инициатором создания в конце 80-х годов новой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Лапин В.Л. является автором более 200 научных трудов, учебных пособий и учебников, в том числе по проблемам безопасности производства и охране труда, изданных в различных издательствах страны.
Издательство «Высшая школа» и коллеги поздравляют его с юбилеем и желают творческих успехов в педагогической и научной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ Введение.. 8 ГЛАВА 1. 11 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 11 1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 11 1.2. ПОНЯТИЕ РИСКА.. 12 1.3. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ.. 15 1.4. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16 ГЛАВА 2. 19 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФAKTОP В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 19 2.2. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ДИНАМИКА.. 26 2.3. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА.. 30 2.4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА.. 34 2.5. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.. 43 2.6. ПСИХОЛОГИЯ В ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ.. 47 2.7. НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗВЕНА СЛОЖНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 66 ГЛАВА 3. 73 ФОРМИРОВАНИЕ ОПАСНОСТЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ.. 73 3.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА И УСЛОВИЯ ТРУДА.. 73 3.2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МИКРОКЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 73 3.3. ВЛИЯНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.. 73 3.4. ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 78 3.5. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ.. 80 3.6. ВЛИЯНИЕ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ.. 102 3.7. ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВЫХ ВОЛН.. 109 3.8. ВЛИЯНИЕ ВИБРАЦИИ.. 113 3.9. ВЗРЫВООПАСНОСТЬ КАК ТРАВМИРУЮЩИЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ 116 3.10. ПОЖАРООПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ... 119 3.11. ЭЛЕКТРООПАСНОСТЬ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.. 121 3.12. ОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРОЦЕССОВ.. 130 ГЛАВА 4. 133 ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА НА ПРОИЗВОДСТВЕ 133 4.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ.. 133 4.2. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ РАДИОЧАСТОТ. 141 4.3. МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ ДЕЙСТВИЯ ИНФРАКРАСНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ.. 145 4.4. ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННОМУ ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ 150
4.5. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ (УФИ) 156 4.6. ЗАЩИТА ПРИ РАБОТЕ С ЛАЗЕРАМИ.. 157 4.7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИОНИЗИРУЮЩИМИ ИЗЛУЧЕНИЯМИ 160 4.8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ ШУМА И ВИБРАЦИИ.. 162 4.9. ЗАЩИТА ОТ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ... 169 4.10. ЗАЩИТА ПРИ РАБОТЕ С СОСУДАМИ, РАБОТАЮЩИМИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ... 171 4.11. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 173 ГЛАВА 5. 181 ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ.. 181 5.1. КЛАССИФИКАЦИЯ, РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.. 181 5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА 193 5.3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПОСТОЯННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА 193 5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ.. 193 5.5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 196 5.6. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ И РАБОТ, НА ПРОВЕДЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ НАРЯД-ДОПУСК.. 198 5.7. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОЯЩИЕСЯ (РЕКОНСТРУИРУЕМЫЕ) ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.. 200 5.8. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ НОВЫХ И РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА.. 201 5.9. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПРИМЕНЯЕМУЮ И ВЫПУСКАЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ, ВЫДАЧА ГИГИЕНИЧЕСКИХ СЕРТИФИКАТОВ.. 202 5.10. САНИТАРНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ. ОБОРУДОВАНИЕ САНИТАРНО-БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИИ, ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ.. 203 ГЛАВА 6. 207 УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 207 6.1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 207 6.2. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ, 224 ЕЕ ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.. 224 6.3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.. 227 6.4. СОЗДАНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 228 6.5. ПРОПАГАНДА ВОПРОСОВ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 230 6.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ.. 232 ГЛАВА 7. 233 ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА.. 233 7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА.. 233
7.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.. 236 7.3. ПРАВА И ГАРАНТИИ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА.. 240 7.4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 242 7.5. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 244 7.6. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН.. 244 7.7. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА МОЛОДЕЖИ.. 245 7.8. ЛЬГОТЫ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА ТЯЖЕЛЫЕ РАБОТЫ И РАБОТЫ С ВРЕДНЫМИ И ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.. 245 7.9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА.. 247 7.10. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА.. 248 ЛИТЕРАТУРА.. 252
С введением в 1990 г. во все учебные планы высшей школы новой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» был заложен фундамент качественного изменения концепции и методологии подготовки специалистов по важнейшей проблеме современ-ного технократического общества — защите жизни и здоровья человека в техносфере. В последующие годы, несмотря на тяжелый экономический и политический кри-зис в стране, в российской высшей школе проходили заметные процессы переосмысле-ния роли и актуальности изучения проблем безопасности для всех специалистов. В то же время произошел коренной сдвиг в осознании необходимости подготовки высоко-квалифицированных специалистов, способных эффективно решать многофакторные и многоуровневые задачи обеспечения безопасности, а также комфортной среды обита-ния человека в условиях чрезвычайного энергетического и технического насыщения всех сторон его жизни и деятельности. Результатом этого стало открытие подготовки специалистов по 33-й группе специальностей («Безопасность жизнедеятельности») в более 60 вузах страны, создание во многих вузах соответствующих кафедр и, что очень важно, проведение большого объема работ по научно-методическому и техническому оснащению учебного процесса. В настоящее время известными учеными и педагогами ряда вузов в различных регионах России осуществляется подготовка и издание учебников по изучению различ-ных аспектов безопасности жизнедеятельности, отраслевой специфики проблемы. В 1999 г. в издательстве «Высшая школа» вышел в свет основополагающий учебник по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» под редакцией профессора, д-ра техн. наук С.В. Белова.
В предлагаемом учебном пособии авторы постарались органично дополнить и развить изложенные в учебнике проблемы защиты человека в условиях современного производства. Представленный в данном пособии материал будет полезен для студентов раз-личных специальностей высших и средних специальных учебных заведений при изуче-нии дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также для студентов — буду-щих профессионалов, обучающихся по программам 33-й группы специальностей. Учеб-ное пособие может быть также использовано для слушателей системы поствузовского образования и в практической деятельности специалистов по охране труда в различных отраслях промышленности. Авторы выражают искреннюю благодарность всем коллегам за большое содей-ствие в подборе материала, подготовке рукописи к изданию, полезные и высокопрофес-сиональные советы, а также начальнику управления охраны условий труда Минтруда РФ Ю.Г. Сорокину и его сотрудникам. Теплые слова признательности за всесторонний острокритический анализ рукописи профессору Ю.А. Духанину и его коллегам, объек-тивные замечания которых помогли авторам в значительной степени переработать и усилить рассмотрение многих принципиальных вопросов. Критические замечания и пожелания по книге просим направлять в издательство «Высшая школа» по адресу: 127994, Москва, ГСП-4, ул. Неглинная, д. 29/14. Авторы Введение
Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности чело-века в любом современном государстве может служить наиболее достоверным и комп-лексным критерием для оценки как степени экономического развития и стабильности этого государства, так и для оценки нравственного состояния общества. Это объясняет-ся тем, что глубокое и всестороннее решение сложных проблем, порожденных научно-техническим прогрессом, требует громадных капиталовложений и высокой культуры производства, а следовательно, под силу только экономически высокоразвитому, ста-бильному государству, обладающему мощным научно-техническим и интеллектуаль-ным потенциалом. С другой стороны, решение проблем безопасности требует активно-го участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, готовности к ущемлению сегодняшних интересов, а иногда к определенному ограничению индиви-дуальных свобод, во имя жизни человека и развития будущих поколений. Это возмож-но только в обществе, организованном на принципах высокой нравственности и куль-туры. Реализация этих принципов может быть достигнута на основе тщательно прора-ботанной и организованной непрерывной системы образования и воспитания, охваты-вающей все ступени образования от дошкольного воспитания до системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Особое значение образование и воспитание в области безопасности приобретает в технических вузах, где достигнутый в процессе обучения уровень профессионализма будущих разработчиков новой техники и технологии, руководителей производства во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредст-венно в источниках их возникновения. Глубокое изучение проблем безопасности жиз-недеятельности в технических вузах должно реализовываться на основе единого гармо-ничного и последовательного процесса, построенного с учетом непрерывности, меж-дисциплинарное и охватывающего все формы обучения от лекций до дипломного про-ектирования. Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа — безусловности приоритетов безопасности при решении любых инженерных задач, будь то в области научного поиска или проектно-конструкторских разработок или в области организации и управления производством. Основной целью образования в области БЖД является достижение высокого профессионализма, который предусматривает глубокое изучение методов и средств анализа, проектирования, развития и управления эрготехническими системами, являю-щимися частными конкретными реалиями общей системы «человек — машина — сре-да обитания». Особо остро проявляются проблемы обеспечения безопасности человека непо-средственно на предприятиях, где зоны формирования различных опасных и вредных факторов практически пронизывают всю производственную среду, в которой осущест-вляется трудовая деятельность персонала. В то же время проблемы обеспечения безопасности рабочих на современном предприятии можно условно разделить на проблемы, характерные для любого объекта хозяйственной деятельности, и проблемы, связанные со спецификой технологических процессов, организации производства и дислокации предприятий. Так, характерной особенностью современного производства является примене-ние на одном предприятии, в цехе, а часто и на производственном участке самых разно-образных технологических процессов, сложных по своей физико-химической основе, реализуемых на современном высокопроизводительном оборудовании с использованием широкой номенклатуры технологических материалов. При этом современному производству свойственна также быстрая смена технологий, обновление оборудования, внедрение новых процессов и материалов, которые часто недостаточно изучены с точ-ки зрения негативных последствий их применения. На большинстве предприятий широко применяются высокотоксичные, легковос-пламеняющиеся вещества, различного рода излучения, технологические процессы зача-стую сопровождаются значительными уровнями шума, вибрации, ультра- и инфразву-ка, жесткими и стабильными параметрами микроклимата, большинство операций про-изводится в условиях высокого зрительного напряжения, запыленности и загазованно-сти. В то же время на многих предприятиях используются высокомеханизированное и автоматическое оборудование, оснащенное электронно-вычислительной техникой, поточно-механизированные линии, роботы и манипуляторы с программным управлени-ем и другие современные станки и оборудование. В связи с этим увеличивается потенциальная опасность возникновения травмоопасных ситуаций, степень риска возникно-вения профессионального заболевания, существенного воздействия условий труда на состояние здоровья работающих. Иными словами, все это разнообразие, сложность и новизна технологий опреде-ляют в свою очередь многообразие, сложность и новизну проблем безопасности, при-чем решать их часто приходится в сжатые сроки не прерывая производство. Сложность технологических процессов, высокие требования к точности техно-логических режимов в значительной мере исключают возможность непосредственного воздействия на технологические процессы для повышения безопасности, т.е. исключа-ется «борьба в источнике». Поэтому центр тяжести мероприятий переносится на создание новых техноло-гий, а также устройств, снижающих вредное влияние технологических процессов на обслуживающий персонал, на создание эффективных организационных и управленче-ских воздействий. Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно говорить об актуальности, необходимости и одновременно значительной методологической сложности изучения проблем производственной безопасности. Из огромного объема информации должен быть выбран материал, изучение ко-торого позволит сформировать у обучаемого четкое понимание источников возникно-вения конкретной опасности, а также устойчивые знания методов и средств ее миними-зации. Очевидно, для методически правильного выбора изучаемого материала необхо-димо опираться на концептуальные предпосылки, важнейшими из которых являются следующие: Первая — все проблемы возникают в системе «человек — машина — среда», следовательно, для их понимания необходимо изучить все звенья этой системы, имея в виду, что каждое может являться источником опасности. Вторая — последовательность решений проблем производственной безопасно-сти состоит из реализации трех групп задач: анализ, прогнозирование, моделирование источников возникновения опасностей, разработка методов и средств защиты и, нако-нец, ликвидации последствий ее проявления. Третья — для обеспечения высокого уровня безопасности технологических про-цессов и благоприятных условий труда на производстве необходимо использовать все методы и средства, включая технические, организационные, правовые и экономиче-ские. Учет этих концептуальных предпосылок может облегчить выбор информацион-ного материала и методически оправдано излагать его для изучения всего комплекса вопросов, обеспечивающих эффективное решение проблем производственной безопас-ности и охраны труда. В предлагаемом учебном пособии авторы старались максимально использовать в подборе и расположении учебного материала указанный методологический подход, хотя ограниченный объем не позволил реализовать его в полном объеме. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Деятельность человека является предметом научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Безопасность жизнедеятельности человека представляет собой объект (цель) этой дисциплины. Деятельность человека осуществляется в условиях техносферы (производственной зоны) или окружающей природной среды, т.е. в среде обитания. В научной теории БЖД, таким образом, важнейшими понятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность. Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Производственная среда (зона) состоит из составляющих ее элементов: предметы труда, средства труда, продукты труда и др. Деятельность — активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде. Влияние деятельности включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности разнообразны. Жизненный опыт человека показывает, что любой создаваемый вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к травматизму, заболеваниям, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний. Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет по меньшей мере два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности, — невозможность разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс); ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает). Опасность — это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека. Все виды опасностей (негативных воздействий), формируемых в процессе трудовой деятельности, разделяют в соответствии с ГОСТ 12.0.003—74 на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные). Опасные и вредные физические факторы: движущиеся машины и механизмы; различные транспортно-подъемные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.); отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента; электрический ток; повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т. д. Вредными для здоровья физическими факторами являются: повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и различных излучений—тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др.; запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока. Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие группы: общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и некоторых пластмасс. Сюда относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ним. Биологические опасные и вредные производственные факторы: микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. д.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы: физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.). Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности). Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности являются: - сам человек как сложная система «организм—личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека бывают непригодны для реализации конкретной деятельности; - процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания.
ПОНЯТИЕ РИСКА Риск — количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев забо-левания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), выз-ванных действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное ве-щество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.), отнесенных на определенное количество жителей (работников) за конкретный период времени. Зна-чение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных слу-чаев, случаев заболевания, случаев насильственных действий на членов общества за различные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. «Риск» в настоя-щее время все чаще используется для оценки воздействия негативных факторов произ-водства. Это связано с тем, что риск как количественную характеристику реализации опасностей можно использовать для оценки состояний условий труда, экономического ущерба, определяемого несчастным случаем и заболеваниями на производстве, форми-ровать систему социальной политики на производстве (обеспечение компенсаций, льгот). Опасности могут быть реализованы в форме травм или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасностей (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях — это рабочая зона и источник опасности (один из элементов производственной среды) (рис. 1.1). Рис. 1.1. Формирование области действия опасности на человека в производственных условиях (для физических (энергетических) травмоопасных (опасных) и вредных производственных факторов)
В производственных условиях различают индивидуальный и коллективный риск. Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Используемые в нашей стране показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, такие как частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний, являются выражением индивидуального производственного риска. Коллективный риск — это травмирование или гибель двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Классификация источников опасности и уровни риска смерти человека, взятые из литературных источников, представлены в табл. 1.1. Таблица 1.1. Классификация источников и уровней риска смерти человека в промышленно развитых странах (R —число смертельных случаев чел-1 × год-1)
Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц. Достижение некоторого приемлемого индекса вреда риска является, по мнению специалистов в области безопасности труда, не только оценкой безопасности в какой-то одной отрасли промышленности, но и для оценки изменения этого уровня безопасности со временем и при различных условиях труда. Это также важно для количественного установления диапазона риска по всей промышленности в целом так, чтобы безопасность пределов воздействия различных производственных факторов могла быть должным образом оценена в части перспективы профессионального риска вообще, его изменения и сокращения. Ожидаемый (прогнозируемый) риск R — это произведение частоты реализации конкретной опасности f на произведение вероятностей нахождения человека в «зоне риска» (П pi) при различном регламенте технологического процесса. Эту величину полезно использовать в практической работе предприятия. , (1) где f — число несчастных случаев (смертельных исходов) от данной опасности чел-1 × год-1, (для отечественной практики f = Кч × 10-3, т. е. соответствует значению коэффициента частоты несчастного случая деленного на 1000); —произведение вероятностей нахождения работника в «зоне риска» (р1 — вероятность нахождения работника в цехе в течение года (отношение числа рабочих дней в году к общему числу дней в году); р2 — вероятность работы человека на производстве в течение недели (отношение числа рабочих дней в недели к числу дней недели); р3 — вероятность выполнения работником технологического задания непосредственно на оборудовании (отношение времени выполнения задания к продолжительности рабочей смены) и т.п. — т.е. вероятности участия работника в производственной деятельности). Использование формулы (1.1) для оценки вероятности производственного риска удобно тем, что основываясь на имеющихся на производстве данных о частоте несчастных случаев (подлежат обязательному хранению), можно прогнозировать величину возможного риска, так как регламент технологических процессов дает четкие сведения о времени взаимодействия человека с производственными опасностями в течение рабочего дня, недели, года, т.е. позволяет определить вероятность нахождения работника в «зоне риска». Такой прогноз очень полезен при формировании мероприятий по улучшению условий труда на производстве, так как использование формулы (1.1) позволяет определять величины рисков воздействия различных негативных факторов для конкретного технологического процесса производства, проводить оценку значимости каждого фактора с позиции безопасности, что и является основой формирования мероприятий по улучшению условий труда. Приемлемый риск. Это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Так, на производстве, затрачивая чрезмерные средства на повышение бе-зопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства (сокращение затрат на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание и др.). Пример определения приемлемого риска представлен на рис. 1.2. При увеличении затрат на совершенствование оборудования технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу. Это обстоя-тельство надо учитывать при выборе приемлемого риска. Подход к оценке приемлемо-го риска очень широк. Так график, представленный на рис. 1.3, в одинаковой мере при-емлем как для государства, так и для конкретного предприятия. Главным остается в первом случае выбор приемлемого риска для общества, во втором — для коллектива предприятия экономики. В настоящее время по международной договоренности приня-то считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находить-ся в пределах от 10-7—10-6 (смертельных случаев чел-1 × год-1), а величина 10~6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска. В национальных правилах эта величина используется для оценки пожарной безопасности и радиационной безопа-сности. 1.2. Определение приемлемого риска Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей, пострада-вших от аварий и пожаров, человеку приходится идти на риск. Обоснованность такого риска определяется необходимостью оказания помощи пострадавшим людям, желани-ем спасти от разрушения дорогостоящее оборудование или сооружения предприятий. Нежелание работников на производстве руководствоваться действующими тре-бованиями безопасности технологических процессов, неиспользование средств индиви-дуальной защиты и т.п. может сформировать необоснованный риск, как правило, при-водящий к травмам и формирующий предпосылки аварий на производстве. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых Конкретной деятельностью, рис. 1.3. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты (безопасность этой деятельности). Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические. Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи): Первое — осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, фор-мируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей после-довательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой дея-тельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и времен-ным показателям. Второе — разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры защиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность. Третье — разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспе-чить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В усло-виях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожар-ной безопасности, службы ликвидации аварий и др. Для выполнения условий (задач) обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды. Рис. 1.3. Схема безопасности жизнедеятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|