Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности




БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ

•ОХРАНА ТРУДА •

 

Издание второе, исправленное и дополненное

 

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

 

 

Москва

«Высшая школа» 2002


УДК 614.8.084

ББК 68.9

Б 40

 

 

Авторы: П.П. Кукин, В.Л. Лапин,

Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк

 

Рецензенты:

 

кафедра «Промышленная безопасность и охрана окружающей среды» Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (зав. кафедрой проф., д-р. техн. наук Б.Е. Прусенко);

канд. техн. наук, доцент М.И. Дайнов (Московский государственный авиаци­онный институт (Технический университет)

 

 

ISBN 5-06-004157-3 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2002

 

 


В 2000 году исполнилось 60 лет одному из авторов этого учебника — профессору Лапину Валерию Львовичу.

Большая часть его трудовой деятельности прошла в высшей школе, а именно в МАТИ — Российском государ­ственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского, где он является генеральным директором Высшей инженерной экологической школы, а также заве­дующим кафедрой «Промышленная экология и безопас­ность производства».

Валерий Львович Лапин более 20 лет занимается про­блемами безопасности производственных процессов и эко­логической безопасности. Он один из руководителей научно-методического Совета «Безопасность жизнедея­тельности» Министерства образования Российской Феде­рации и является совместно с другими членами Совета инициатором создания в конце 80-х годов новой дисцип­лины «Безопасность жизнедеятельности». Лапин В.Л. яв­ляется автором более 200 научных трудов, учебных пособий и учебников, в том числе по проблемам безопасности производства и охране труда, изданных в различных изда­тельствах страны.

Издательство «Высшая школа» и коллеги поздравляют его с юбилеем и желают творческих успехов в педагогической и научной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 8

ГЛАВА 1. 11

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 11

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 11

1.2. ПОНЯТИЕ РИСКА.. 12

1.3. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ.. 15

1.4. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16

ГЛАВА 2. 19

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФAKTОP В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 19

2.2. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ДИНАМИКА.. 26

2.3. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА.. 30

2.4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА.. 34

2.5. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.. 43

2.6. ПСИХОЛОГИЯ В ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ.. 47

2.7. НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗВЕНА СЛОЖНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 66

ГЛАВА 3. 73

ФОРМИРОВАНИЕ ОПАСНОСТЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ.. 73

3.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА И УСЛОВИЯ ТРУДА.. 73

3.2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МИКРОКЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 73

3.3. ВЛИЯНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.. 73

3.4. ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 78

3.5. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ.. 80

3.6. ВЛИЯНИЕ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ.. 102

3.7. ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВЫХ ВОЛН.. 109

3.8. ВЛИЯНИЕ ВИБРАЦИИ.. 113

3.9. ВЗРЫВООПАСНОСТЬ КАК ТРАВМИРУЮЩИЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ 116

3.10. ПОЖАРООПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ... 119

3.11. ЭЛЕКТРООПАСНОСТЬ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.. 121

3.12. ОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРОЦЕССОВ.. 130

ГЛАВА 4. 133

ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА НА ПРОИЗВОДСТВЕ 133

4.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ.. 133

4.2. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ РАДИОЧАСТОТ. 141

4.3. МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ ДЕЙСТВИЯ ИНФРАКРАСНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ.. 145

4.4. ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННОМУ ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ 150

4.5. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ (УФИ) 156

4.6. ЗАЩИТА ПРИ РАБОТЕ С ЛАЗЕРАМИ.. 157

4.7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИОНИЗИРУЮЩИМИ ИЗЛУЧЕНИЯМИ 160

4.8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ ШУМА И ВИБРАЦИИ.. 162

4.9. ЗАЩИТА ОТ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ... 169

4.10. ЗАЩИТА ПРИ РАБОТЕ С СОСУДАМИ, РАБОТАЮЩИМИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ... 171

4.11. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 173

ГЛАВА 5. 181

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ.. 181

5.1. КЛАССИФИКАЦИЯ, РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.. 181

5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА 193

5.3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПОСТОЯННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА 193

5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ.. 193

5.5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 196

5.6. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ И РАБОТ, НА ПРОВЕДЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ НАРЯД-ДОПУСК.. 198

5.7. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОЯЩИЕСЯ (РЕКОНСТРУИРУЕМЫЕ) ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.. 200

5.8. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ НОВЫХ И РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА.. 201

5.9. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПРИМЕНЯЕМУЮ И ВЫПУСКАЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ, ВЫДАЧА ГИГИЕНИЧЕСКИХ СЕРТИФИКАТОВ.. 202

5.10. САНИТАРНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ. ОБОРУДОВАНИЕ САНИТАРНО-БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИИ, ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ.. 203

ГЛАВА 6. 207

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 207

6.1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 207

6.2. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ, 224

ЕЕ ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.. 224

6.3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.. 227

6.4. СОЗДАНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 228

6.5. ПРОПАГАНДА ВОПРОСОВ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 230

6.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ.. 232

ГЛАВА 7. 233

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА.. 233

7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА.. 233

7.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.. 236

7.3. ПРАВА И ГАРАНТИИ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА.. 240

7.4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 242

7.5. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 244

7.6. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН.. 244

7.7. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА МОЛОДЕЖИ.. 245

7.8. ЛЬГОТЫ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА ТЯЖЕЛЫЕ РАБОТЫ И РАБОТЫ С ВРЕДНЫМИ И ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.. 245

7.9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА.. 247

7.10. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА.. 248

ЛИТЕРАТУРА.. 252


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

С введением в 1990 г. во все учебные планы высшей школы новой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» был заложен фундамент ка­чественного изменения концепции и методологии подготовки специалистов по важнейшей проблеме современ-ного технократического общества — защите жизни и здоровья человека в техносфере.

В последующие годы, несмотря на тяжелый экономический и политический кри-зис в стране, в российской высшей школе проходили заметные процессы переосмысле-ния роли и актуальности изучения проблем безопасности для всех специалистов. В то же время произошел коренной сдвиг в осознании необхо­димости подготовки высоко-квалифицированных специалистов, способных эф­фективно решать многофакторные и многоуровневые задачи обеспечения безопасности, а также комфортной среды обита-ния человека в условиях чрезвы­чайного энергетического и технического насыщения всех сторон его жизни и деятельности. Результатом этого стало открытие подготовки специалистов по 33-й группе специальностей («Безопасность жизнедеятельности») в более 60 вузах страны, создание во многих вузах соответствующих кафедр и, что очень важно, проведение большого объема работ по научно-методическому и техническому оснащению учебного процесса.

В настоящее время известными учеными и педагогами ряда вузов в различных регионах России осуществляется подготовка и издание учебников по изучению различ-ных аспектов безопасности жизнедеятельности, отраслевой специфики проблемы. В 1999 г. в издательстве «Высшая школа» вышел в свет основополагающий учебник по дисциплине «Безопасность жизнедеятель­ности» под редакцией профессора, д-ра техн. наук С.В. Белова.

В предлагаемом учебном пособии авторы постарались органично допол­нить и развить изложенные в учебнике проблемы защиты человека в условиях современного производства.

Представленный в данном пособии материал будет полезен для студентов раз-личных специальностей высших и средних специальных учебных заведений при изуче-нии дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также для студентов — буду-щих профессионалов, обучающихся по программам 33-й группы специальностей. Учеб-ное пособие может быть также использовано для слушателей системы поствузовского образования и в практической деятель­ности специалистов по охране труда в различных отраслях промышленности.

Авторы выражают искреннюю благодарность всем коллегам за большое содей-ствие в подборе материала, подготовке рукописи к изданию, полезные и высокопрофес-сиональные советы, а также начальнику управления охраны условий труда Минтруда РФ Ю.Г. Сорокину и его сотрудникам. Теплые слова призна­тельности за всесторонний острокритический анализ рукописи профессору Ю.А. Духанину и его коллегам, объек-тивные замечания которых помогли авторам в значительной степени переработать и усилить рассмотрение многих принципиальных вопросов.

Критические замечания и пожелания по книге просим направлять в издательство «Высшая школа» по адресу: 127994, Москва, ГСП-4, ул. Неглин­ная, д. 29/14.

Авторы


Введение

 

Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедея­тельности чело-века в любом современном государстве может служить наиболее достоверным и комп-лексным критерием для оценки как степени экономического развития и стабильности этого государства, так и для оценки нравственного состояния общества. Это объясняет-ся тем, что глубокое и всестороннее решение сложных проблем, порож­денных научно-техническим прогрессом, требует громадных капита­ловложений и высокой культуры производства, а следовательно, под силу только экономически высокоразвитому, ста-бильному государству, обладающему мощным научно-техническим и интеллектуаль-ным по­тенциалом. С другой стороны, решение проблем безопасности требует активно-го участия всех членов общества, высокого гражданского са­мосознания, готовности к ущемлению сегодняшних интересов, а иног­да к определенному ограничению индиви-дуальных свобод, во имя жизни человека и развития будущих поколений. Это возмож-но только в обществе, организованном на принципах высокой нравственности и куль-туры. Реализация этих принципов может быть достигнута на основе тщательно прора-ботанной и организованной непрерывной системы образования и воспитания, охваты-вающей все ступени обра­зования от дошкольного воспитания до системы повышения квалифи­кации и переподготовки кадров.

Особое значение образование и воспитание в области безопасности приобретает в технических вузах, где достигнутый в процессе обучения уровень профессионализма будущих разработчиков новой техники и технологии, руководителей производства во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредст-венно в источниках их возникновения. Глубокое изучение проблем безопасно­сти жиз-недеятельности в технических вузах должно реализовываться на основе единого гармо-ничного и последовательного процесса, по­строенного с учетом непрерывности, меж-дисциплинарное и охваты­вающего все формы обучения от лекций до дипломного про-ектирования.

Важнейшей целью этого процесса является формирование у спе­циалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа — безусловности приоритетов безопасности при решении любых инженерных задач, будь то в области научного поиска или проектно-конструкторских разработок или в области организации и управления производством.

Основной целью образования в области БЖД является достижение высокого профессионализма, который предусматривает глубокое изу­чение методов и средств анализа, проектирования, развития и управ­ления эрготехническими системами, являю-щимися частными конкретными реалиями общей системы «человек — машина — сре-да обитания».

Особо остро проявляются проблемы обеспечения безопасности человека непо-средственно на предприятиях, где зоны формирования различных опасных и вредных факторов практически пронизывают всю производственную среду, в которой осущест-вляется трудовая деятельность персонала.

В то же время проблемы обеспечения безопасности рабочих на современном предприятии можно условно разделить на проблемы, характерные для любого объекта хозяйственной деятельности, и пробле­мы, связанные со спецификой технологических процессов, организации производства и дислокации предприятий.

Так, характерной особенностью современного производства явля­ется примене-ние на одном предприятии, в цехе, а часто и на произ­водственном участке самых разно-образных технологических процессов, сложных по своей физико-химической основе, реализуемых на современном высокопроизводительном оборудовании с использо­ванием широкой номенклатуры технологических материалов. При этом современному производству свойственна также быстрая смена техно­логий, обновление оборудования, внедрение новых процессов и мате­риалов, которые часто недостаточно изучены с точ-ки зрения негативных последствий их применения.

На большинстве предприятий широко применяются высокоток­сичные, легковос-пламеняющиеся вещества, различного рода излуче­ния, технологические процессы зача-стую сопровождаются значительными уровнями шума, вибрации, ультра- и инфразву-ка, жесткими и стабильными параметрами микроклимата, большинство операций про-изводится в условиях высокого зрительного напряжения, запыленности и загазованно-сти.

В то же время на многих предприятиях используются высокомеха­низированное и автоматическое оборудование, оснащенное электрон­но-вычислительной техникой, поточно-механизированные линии, роботы и манипуляторы с программным управлени-ем и другие совре­менные станки и оборудование. В связи с этим увеличивается потен­циальная опасность возникновения травмоопасных ситуаций, степень риска возникно-вения профессионального заболевания, существенного воздействия условий труда на состояние здоровья работающих.

Иными словами, все это разнообразие, сложность и новизна технологий опреде-ляют в свою очередь многообразие, сложность и новизну проблем безопасности, при-чем решать их часто приходится в сжатые сроки не прерывая производство.

Сложность технологических процессов, высокие требования к точ­ности техно-логических режимов в значительной мере исключают возможность непосредственного воздействия на технологические про­цессы для повышения безопасности, т.е. исключа-ется «борьба в источ­нике».

Поэтому центр тяжести мероприятий переносится на создание новых техноло-гий, а также устройств, снижающих вредное влияние технологических процессов на обслуживающий персонал, на создание эффективных организационных и управленче-ских воздействий.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно говорить об актуальности, необходимости и одновременно значительной методо­логической сложности изучения проблем производственной безопас­ности.

Из огромного объема информации должен быть выбран материал, изучение ко-торого позволит сформировать у обучаемого четкое пони­мание источников возникно-вения конкретной опасности, а также устойчивые знания методов и средств ее миними-зации. Очевидно, для методически правильного выбора изучаемого материала необхо-димо опираться на концептуальные предпосылки, важнейшими из которых являются следующие:

Первая — все проблемы возникают в системе «человек — машина — среда», следовательно, для их понимания необходимо изучить все звенья этой системы, имея в виду, что каждое может являться источ­ником опасности.

Вторая — последовательность решений проблем производствен­ной безопасно-сти состоит из реализации трех групп задач: анализ, прогнозирование, моделирование источников возникновения опасно­стей, разработка методов и средств защиты и, нако-нец, ликвидации последствий ее проявления.

Третья — для обеспечения высокого уровня безопасности техно­логических про-цессов и благоприятных условий труда на производстве необходимо использовать все методы и средства, включая технические, организационные, правовые и экономиче-ские.

Учет этих концептуальных предпосылок может облегчить выбор информацион-ного материала и методически оправдано излагать его для изучения всего комплекса вопросов, обеспечивающих эффектив­ное решение проблем производственной безопас-ности и охраны труда.

В предлагаемом учебном пособии авторы старались максимально использовать в подборе и расположении учебного материала указанный методологический подход, хотя ограниченный объем не позволил реализовать его в полном объеме.


ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Деятельность человека является предметом научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Безопасность жизнедея­тельности человека представляет собой объект (цель) этой дисциплины. Деятельность человека осуществляется в условиях техносферы (произ­водственной зоны) или окружающей природной среды, т.е. в среде обитания. В научной теории БЖД, таким образом, важнейшими по­нятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических биологических, социальных), способных оказывать прямое или кос­венное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Производственная среда (зона) состоит из составляющих ее эле­ментов: предметы труда, средства труда, продукты труда и др.

Деятельность — активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде. Влияние деятельности включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности разнообразны.

Жизненный опыт человека показывает, что любой создаваемый вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воз­действий или вреда, приводит к травматизму, заболеваниям, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний. Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положе­на в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет по меньшей мере два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности, — невозможность разрабо­тать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (напри­мер, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологиче­ский процесс); ни один вид деятельности не может обеспечить абсо­лютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Опасность — это процессы, явления, предметы, оказывающие не­гативное влияние на жизнь и здоровье человека.

Все виды опасностей (негативных воздействий), формируемых в процессе трудовой деятельности, разделяют в соответствии с ГОСТ 12.0.003—74 на следующие группы: физические, химические, биоло­гические и психофизиологические (социальные).

Опасные и вредные физические факторы: движущиеся машины и механизмы; различные транспортно-подъемные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточ­ные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещаю­щиеся приспособления и др.); отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента; электрический ток; повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т. д.

Вредными для здоровья физическими факторами являются: повы­шенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и различных излучений—тепловых, ионизи­рующих, инфракрасных и др.; запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.

Химические опасные и вредные производ­ственные факторы по характеру действия на организм чело­века подразделяются на следующие группы: общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические за­болевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мута­генные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и некоторых пластмасс. Сюда относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкос­новении с ним.

Биологические опасные и вредные произ­водственные факторы: микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. д.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

Психофизиологические опасные и вред­ные производственные факторы: физические пере­грузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализато­ров слуха, зрения и др.).

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важ­ных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности).

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельно­сти являются:

- сам человек как сложная система «организм—личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологиче­ские расстройства и антропометрические показатели человека бывают непригодны для реализации конкретной деятельности;

- процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания.

 

ПОНЯТИЕ РИСКА

Риск — количественная характеристика действия опасностей, фор­мируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев забо-левания, число случаев временной и стой­кой нетрудоспособности (инвалидности), выз-ванных действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное ве-щество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.), от­несенных на определенное количество жителей (работников) за конк­ретный период времени. Зна-чение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных слу-чаев, случаев заболева­ния, случаев насильственных действий на членов общества за различ­ные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. «Риск» в настоя-щее время все чаще используется для оценки воздействия негативных факторов произ-водства. Это связано с тем, что риск как количественную характеристику реализации опасностей можно ис­пользовать для оценки состояний условий труда, экономического ущерба, определяемого несчастным случаем и заболеваниями на про­изводстве, форми-ровать систему социальной политики на производ­стве (обеспечение компенсаций, льгот).

Опасности могут быть реализованы в форме травм или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасностей (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производ­ственных условиях — это рабочая зона и источник опасности (один из элементов производственной среды) (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Формирование области действия опасности на человека в производственных

условиях (для физических (энергетических) травмоопасных (опасных) и вредных производственных факторов)

 

В производственных условиях различают индивидуальный и кол­лективный риск. Индивидуальный риск характеризует реализацию опас­ности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Используемые в нашей стране показатели производственного травма­тизма и профессиональной заболеваемости, такие как частота несча­стных случаев и профессиональных заболеваний, являются выражением индивидуального производственного риска.

Коллективный риск — это травмирование или гибель двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факто­ров.

Классификация источников опасности и уровни риска смерти человека, взятые из литературных источников, представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Классификация источников и уровней риска смерти человека в промышленно развитых странах (R —число смертельных случаев чел-1 × год-1)

Источник Причины Среднее значение
Внутренняя среда организ-ма человека   Естественная среда обита­ния   Техносфера   Профессиональная дея-тельность     Социальная среда Генетические и соматиче-ские заболевания, старение   Несчастные случаи от сти-хийных бедствий (земле-тря­сения, ураганы, навод-нения и др.)   Несчастные случаи в бы­ту, на транспорте, заболева­ния от загрязнений окружаю-щей среды Профессиональные заболе-вания, несчастные случаи на производстве (при про­фессиональной деятельно­сти)   Самоубийства, самоповре-ждения, преступные дейст­вия, военные действия и т.д   Rcp= 0,6 —1 × 10-2     Rср = 1× 10-6 наводнения 4 × 10-5 землетрясения 3 × 10-5 грозы 6 × 10-7 ураганы 3 × 10-8 Rсp = 1 × 10-3     Профессиональная дея-тельность: безопасная Rсp < 10-4 относительно безопасная Rсp = 10-4 — 10-3 опасная Rср = 10-3 — 10-2 особо опасная Rсp > 10-2     Rcp= (0,5 — 1,5) × 10-4  

 

Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопас­ности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

Достижение некоторого приемлемого индекса вреда риска являет­ся, по мнению специалистов в области безопасности труда, не только оценкой безопасности в какой-то одной отрасли промышленности, но и для оценки изменения этого уровня безопасности со временем и при различных условиях труда. Это также важно для количественного установления диапазона риска по всей промышленности в целом так, чтобы безопасность пределов воздействия различных производствен­ных факторов могла быть должным образом оценена в части перспек­тивы профессионального риска вообще, его изменения и сокращения. Ожидаемый (прогнозируемый) риск R — это произведение частоты реализации конкретной опасности f на произведение вероятностей нахождения человека в «зоне риска» (П pi) при различном регламенте технологического процесса. Эту величину полезно использовать в практической работе предприятия.

, (1)

где f — число несчастных случаев (смертельных исходов) от данной опасности чел-1 × год-1, (для отечественной практики f = Кч × 10-3, т. е. соответствует значению коэффициента частоты несчастного случая деленного на 1000);

—произведение вероятностей нахождения работника в «зоне риска» (р1 — вероятность нахождения работника в цехе в течение года (отношение числа рабочих дней в году к общему числу дней в году); р2 — вероятность работы человека на производстве в течение недели (отношение числа рабочих дней в недели к числу дней недели); р3 — вероятность выполнения работником технологиче­ского задания непосредственно на оборудовании (отношение времени выполнения задания к продолжительности рабочей смены) и т.п. — т.е. вероятности участия работника в производственной деятельности). Использование формулы (1.1) для оценки вероятности производ­ственного риска удобно тем, что основываясь на имеющихся на производстве данных о частоте несчастных случаев (подлежат обяза­тельному хранению), можно прогнозировать величину возможного риска, так как регламент технологических процессов дает четкие сведения о времени взаимодействия человека с производственными опасностями в течение рабочего дня, недели, года, т.е. позволяет определить вероятность нахождения работника в «зоне риска». Такой прогноз очень полезен при формировании мероприятий по улучшению условий труда на производстве, так как использование формулы (1.1) позволяет определять величины рисков воздействия различных негативных факторов для конкретного технологического процесса произ­водства, проводить оценку значимости каждого фактора с позиции безопасности, что и является основой формирования мероприятий по улучшению условий труда.

Приемлемый риск. Это такой низкий уровень смертности, травма­тизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.

Необходимость формирования концепции приемлемого (допусти­мого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно без­опасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политиче­ские аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Экономические возможности повышения безопасности техниче­ских систем не безграничны. Так, на производстве, затрачивая чрез­мерные средства на повышение бе-зопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства (сокращение затрат на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание и др.).

Пример определения приемлемого риска представлен на рис. 1.2.

При увеличении затрат на совершенствование оборудования тех­нический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу. Это обстоя-тельство надо учитывать при выборе приемлемого риска. Подход к оценке приемлемо-го риска очень широк. Так график, представленный на рис. 1.3, в одинаковой мере при-емлем как для государства, так и для конкретного предприя­тия. Главным остается в первом случае выбор приемлемого риска для общества, во втором — для коллектива предприятия экономики. В настоящее время по международной договоренности приня-то считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) долж­но находить-ся в пределах от 10-7—10-6 (смертельных случаев чел-1 × год-1), а величина 10~6 является максимально приемлемым уровнем индиви­дуального риска. В национальных правилах эта величина используется для оценки пожарной безопасности и радиационной безопа-сности.

1.2. Определение приемлемого риска

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необосно­ванный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей, пострада-вших от аварий и пожаров, человеку прихо­дится идти на риск. Обоснованность такого риска определяется необ­ходимостью оказания помощи пострадавшим людям, желани-ем спасти от разрушения дорогостоящее оборудование или сооружения предприятий.

Нежелание работников на производстве руководствоваться дейст­вующими тре-бованиями безопасности технологических процессов, неиспользование средств индиви-дуальной защиты и т.п. может сфор­мировать необоснованный риск, как правило, при-водящий к травмам и формирующий предпосылки аварий на производстве.

ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность — это состояние деятельности, при которой с опре­деленной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых Конкрет­ной деятельностью, рис. 1.3. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты (без­опасность этой деятельности). Комп­лексную систему в условиях произ­водства составляют следующие меры защиты: правовые, организацион­ные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.

Для обеспечения безопасности конкретной производственной дея­тельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи):

Первое — осуществляется де­тальный анализ (идентификация) опасностей, фор-мируемых в изучае­мой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей после-дова­тельности: устанавливаются элемен­ты среды обитания (производствен­ной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой дея-тельности опасностей по качественным, коли­чественным, пространственным и времен-ным показателям.

Второе — разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными по­нимаются такие меры защиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.

Третье — разрабатываются эффективные меры защиты от остаточ­ного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспе-чить абсолютную безопасность деятельно­сти невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В усло-виях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, про­тивопожар-ной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Для выполнения условий (задач) обеспечения безопасности дея­тельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и исполь­зовать средства обеспечения безопасности человека и производствен­ной среды.

Рис. 1.3. Схема безопасности жизне­деятельности

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...