Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций»
В конце XIX в. оформляются теории, которые противостояли как эволюционизму, так и диффузионизму. Культурный релятивизм (от латинского relativus - относительный/ в культурологии означал взгляды, утверждавшие множественность культур, путей их развития и ценностных систем. Релятивисты отвергали принцип единства всемирной истории человечества, универсальный законы развития общества, выступали против теорий однолинейной эволюции. Они утверждали, что каждая культура имеет свою доминирующую черту, свой «фокус», вокруг которого собраны остальные ее элементы. Культурный релятивизм обосновывался в теориях культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций». Один из первых вариантов теории культурно-исторических типов был разработан русским социологом Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885 гг.) и изложен в его книге «Россия и Европа» (1869 г.). Им было выделено 13 локальных культурных типов: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; аравийский; романо-германский; славянский; мексиканский; перуанский. Каждый из типов объединяется близостью языка, сознанием общности своей судьбы. Культурно-исторический тип, по Данилевскому, развивается от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Взаимоотношения между типами Данилевский описывает при помощи биологических построений: подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Так же как и биологические виды они проходят естественные стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 типов, которые полностью или частично исчерпали возможности своего развития.
Данилевский раскрывает 4 разряда исторического самопроявления типов: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Т.е. в разных типах преобладает тот или иной вид деятельности: религиозная деятельность - в еврейской культуре, культурная -в греческой, политическая - в римской. Славянский тип культуры, по Данилевскому, объединяет различные виды деятельности, будучи наиболее перспективным и призванным осуществить руководство всемирно-историческим процессом. Таким образом он выдвигал славянофильскую идею противостояния «мессианской» (избранной богом) культуры России культурам Запада. В последние годы жизни Данилевский в полемике с дарвинизмом внес в свою концепцию эволюционистскую идею, основанную на божественных началах. Другой вариант теории культурно-исторических типов был развит немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936 гг.). Культура понимается им как организм, который обладает жестким единством и обособлен от других, подобных организмов. Замкнутость отдельных культур, их своеобразие превращается в автономность, отрицающую их взаимодействие. Это означает, что единой человеческой культуры быть не может. Шпенглер выделяет 8 культур: египетскую; индийскую; вавилонскую; китайскую; греко-римскую или «апполоновскую»; византийско-арабскую или «магическую»; западноевропейскую или «фаустовскую»1; культуру майя. По мнению автора ожидается рождение новой культуры - руссоко-сибирской. Мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых универсальна, имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период каждая культура проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Исходя из этого Шпенглер создал концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных временем, но проходящих три одинаковые этапа: мифо-символическая ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилизационная структура.
В жизни каждой выделяются две линии развития: восходящая (культура в собственном смысле) и нисходящая (цивилизация). Первая характеризуется развитием органических начал культуры, вторая - их закостенением. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. В концепции Шпенглера цивилизация - это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: бурное развитии техники; разрастание городов в мегаполисы; появление массовой, технологически ориентированной культуры; превращение региональных форм в мировые; наступление эпохи цезаризма В своей самой известной работе «Закат Европы» /1918-1922 гг./ Шпенглер подчеркивает, что переход от культуры к цивилизации - это переход от творчества к бесплодию, от героических «деяний» к механической «работе». Для греко-римской культуры такой переход произошел в эпоху эллинизма (III в. до нашей эры - начало нашей эры), для западноевропейской - в XIX в., с которого начался ее «закат». По мнению Шпенглера, с наступлением цивилизации делается ненужным художественное и литературное творчество. Он предлагает отречься от культурных претензий и предаться чистому техницизму. Свою теорию культурных типов создал русский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 гг.), эмигрировавший из России в 1922 г. Он рассматривает историческую действительность как иерархию интегрированных в разной мере культурных и социальных систем. В основе его концепции культуры лежит идея о приоритете «чистых культурных систем». Исторический процесс, по мнению Сорокина, это циклическая флуктуация (колебание) трех социокультурных типов. сенситивный (чувственный) тип, в котором преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности, понимает реальность как материальное образование идеациональный (способный к формированию понятий, мыслительный) тип, где преобладает рациональное мышление. Это тип отличается пониманием реальности как нематериальной и нечувственной, имеет духовные потребности и обладает высокой степенью их удовлетворения, прибегая к трансформации чувственных и плотских сторон жизни в идеальные и духовные.
идеалистический тип - смешанный, представляющий единство, первых двух в равных пропорциях. В нем господствует интуитивный вид познания. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки. Выход из него видел в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры. Наиболее развернутый и обоснованный на историческом материале вариант теории культурно-исторических типов представлен в концепции английского историка и социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975 гг.). Всемирная история, по его мнению, представляется совокупностью историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Вначале Тойнби выделил 21, а позднее 13 цивилизаций, отбросив второстепенные, побочные и слаборазвитые. Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадии возникновения, расцвета, надлома и разложения. После этого она, как правило гибнет, уступая место другой. На этом основании выводятся «эмпирические законы» повторяемости общественного развития, движущей силой которого является элита, творческое меньшинство, носитель «жизненного порыва». Подчеркивая замкнутость культур, Тойнби фиксирует духовный прогресс в развитии религии. Он предполагает, что человечество религиозные от анимизма (древнейшие представления о духах) через универсальные мировые религии (христианство, ислам, буддизм) должно прийти к единой религии будущего. Таким образом, мы видим, для всех вариантов теории культурно-исторических типов характерно отрицание единства всемирно-исторического прогресса человечества, взаимодействия различных культур и цивилизаций. Заслуга этой теории состоит в фиксации многообразия путей культурного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|