Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Историко-правовой анализ распространения незаконного оборота наркотических средств и борьбы с ним в России





Содержание

Введение

1 Понятие незаконного оборота и уголовно-правовые меры борьбы

1.1 Историко-правовой анализ распространения незаконного оборота наркотических средств и борьбы с ним в России

1.2 Влияние объекта и предмета на классификацию уголовно-правовых мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

2 Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

2.1 Преступления в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

2.2 Преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Количество преступлений связанных с НОН в 2003-2007 годах

Приложение Б Количество изъятых наркотических веществ в грамма в 2004-2007 годах


Введение

 

Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена законодательному противостоянию такой грозной для человечества опасности, как наркомания. Здесь рассматривается разные факторы этого явления, приводятся положения международных и российских нормативных актов, направленных на борьбу с наркоманией. Основное внимание уделено квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Работники правоохранительных органов, судьи и адвокаты условно называют составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 228 - 233 УК РФ, преступлениями в области незаконного оборота наркотиков. Тем самым как бы подчеркивается некая общность данных составов преступлений по предметному признаку.

Ученые-юристы и работники правоохранительных органов проанализировали состояние дел многих составов преступлений в области незаконного оборота наркотиков.

Статистические данные по России свидетельствуют о катастрофической наркотической угрозе в стране: минимум 200 тысяч наркоманов, 70 тысяч человек ежегодно теряет страна от "белой" смерти, незаконный оборот наркотиков в России превышает более 10 миллиардов долларов[1], а почти 6 миллионов человек потребляют наркотики "... причем 1,8 миллиона человек не могут без дури прожить и дня..."[2].



Степень научной разработанности. Необходимо отметить, что данной проблемой занимались такие ученые, как Александров Р.А., Антонян Ю.М., Волков К.А., Гасанов Э.Г., Головкин Б.Н., Дашковская Г.М., Драган Г.Н., Клименко Т.М., Клочкова А.В., Козлов О.Е., Леонов Д.А., Лубин С.А., Наумов А.В., Прохорова М.Л., Радченко В.И., Родичева Т.П., Севрюков А.П., Тонков В.Е., Федоров А.В., Федорюк С.Ю., Харьковский Е.Л., Шутков С.В. и ряд других ученых, внесших большой вклад в разработку проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Однако в силу многоаспектности проблемы и ее сложности, в работах указанных ученых разрешены далеко не все вопросы, что обуславливает необходимость дальнейшего комплексного ее исследования с целью повышении эффективности применении уголовно-правовых, общих и специально-криминологических мер, направленных на предупреждение данного негативного, исключительно опасного социального явления. Необходимо исследование вопросов отечественного и зарубежного опыта борьбы незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, целенаправленная разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по изменению уголовного законодательства, в частности, за преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических веществ или психотропных веществ.

Цель дипломного исследования заключается в комплексном уголовно-правовом исследовании понятия незаконного оборота наркотических средств, рассмотрении уголовно-правового подхода законодателя к борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

- проанализировать развитие российского уголовного законодательства связанного с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- рассмотреть незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в зарубежных странах;

- ознакомиться с порядком применения наказания за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России по действующему законодательству РФ;

- охарактеризовать проблемы уголовной ответственности за незаконный борот наркотиков.

Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере применения уголовного законодательства, отнесения деяния к преступным и ограничения от смежных правонарушений.

Предмет исследования нормы уголовного законодательства о незаконном обороте наркотиков.

Методология исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались социологические приемы в том числе - изучение материалов судебной практики.

Структура дипломной работы определятся целями и задачами, которые передней стоят перед ней. Составляющие структуры введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, библиографический список и приложение.


Понятие незаконного оборота и уголовно-правовые меры борьбы

 

Историко-правовой анализ распространения незаконного оборота наркотических средств и борьбы с ним в России

 

На протяжении известной истории человечества потребление наркотиков и иные формы их оборота составляли неотъемлемую часть общественных отношений и нормативно регулировались, хотя и не всегда относились к числу преступлений. В дошедших до нас древних памятниках права содержатся многочисленные нормы, устанавливающие запреты на потребление наркотических средств или иным образом регулирующие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств.

Например, в законах Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) содержатся особые правила сословного потребления так называемой сомы: "У кого имеется трехлетний запас продовольствия, достаточный для содержания семьи, тот достоин пить сому"[3]. В период правления Тамерлана (1336 - 1405 г.) и потребители наркотиков, и торговцы ими подвергались строгим мерам наказания[4].

Целые народы, пораженные наркоманией, исчезали, а сама сфера распространения наркотизма, наоборот, от столетия к столетию территориально расширялась. Первая попытка приостановить распространение наркотиков была сделана в начале этого века. В 1909 г. 13 государств встретились в Шанхае по просьбе США, которые уже давно сталкивались с проблемой импорта наркотиков. Однако принятая по результатам этой встречи Конвенция имела преимущественно декларативное значение. В 1912 г. в Гааге впервые была принята Конвенция, которая предусматривала ограничение производства опиума и запрещение его использования в немедицинских целях[5]. Первая мировая война из-за массового использования героина и морфия для лечения раненых вызвала существенное увеличение количества наркоманов в Европе[6].

Наркомания и наркобизнес были чужды большей части населения России многие столетия. Отсутствие остроты данной проблемы для нации сказывалось на отечественном законодательстве, которое ограничивалось вплоть до начала XX в. отдельными нормами антинаркотической направленности. Однако 7 июня 1915 г. Николаю II пришлось утвердить Закон "О мерах по борьбе с опиокурением", действовавший лишь в Приамурской губернии и Забайкальской области Иркутской губернии. Принятие указанного Закона было вызвано двумя основными обстоятельствами. Во-первых, колонизацией Российской империей Средней Азии (Туркестанского края) в XIX в. и, во-вторых, интенсивной миграцией китайцев и корейцев на Дальний Восток после поражения России в войне с Японией в 1904 - 1905 гг.

Данные факторы повлекли быстрое распространение потребления опиума и гашиша по всей азиатской части нашей страны того времени. Если представители азиатских народов занимались в Туркменском крае торговлей наркотиками традиционно, то десятки тысяч мигрантов из Китая и Кореи "импортировали" эту проблему на Дальний Восток.

Обе революции 1917 г., Гражданская война и интервенция усугубили миграционный фактор развития наркоситуации практически на всей территории России. Со стороны западных интервентов в Россию поступали так называемые тяжелые наркотики - кокаин, морфий, героин, а из Азии - опий и гашиш. Городское население распавшейся империи, в том числе лишенные заработка представители интеллигенции и часть "экспроприированных экспроприаторов", вынужденно оказались вовлеченными в сферу оборота наркотических средств.

В целях ограничения распространения наркобизнеса уже летом 1918 г. СНК РСФСР был вынужден приступить к разработке антинаркотического законодательства. С тех пор число уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, почти постоянно возрастало. Данный процесс стал отражением усиливающейся социальной заинтересованности в обеспечении безопасности здоровья населения от угрозы наркотизации.

Так, в УК РСФСР 1926 г. была включена ст. 104, предусматривающая ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта, а также сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения[7]. 18 октября 1934 г. принимается Постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли".

В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. содержались три статьи об ответственности за преступления, связанные с наркотиками: 224, 225 и 226. Статья 224 "Изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ" состояла из двух частей. Частью первой была установлена ответственность за "изготовление, сбыт, а равно хранение с целью сбыта или приобретения с той же целью наркотических веществ без специального на то разрешения", частью второй - за такие же действия, предметом которых являлись другие сильнодействующие или ядовитые вещества, не относящиеся к наркотическим, а частью третьей - за "нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ". Статьи 225 и 226 УК РСФСР 1960 г. содержали каждая по одной части. Статьей 225, именовавшейся "Посев опийного мака или индийской конопли без разрешения", а ст. 226 "Содержание притонов и сводничество" - за "содержание притонов разврата, сводничество с корыстной целью, а равно содержание притонов для потребления наркотиков либо содержание игорных притонов". Наиболее существенное различие названных норм УК РСФСР 1926 г. и УК РСФСР 1960 г. состояло в изменении предмета преступлений, ответственность за которые предусматривалась ст. 104 УК РСФСР 1926 г. и ст. 224 и 225 УК РСФСР 1960 г. Предметом первого являлись кокаин, опий, морфий, эфир и другие одурманивающие вещества, а последних - соответственно наркотические вещества и наркотики.

Указом от 15 июля 1974 г. была существенно изменена ст. 225 УК РСФСР 1960 г. Частью первой устанавливалась ответственность за "посев или выращивание опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества", а частью второй - "за те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой или второй ст. 224, ст. ст. 224-1, 224-2, и 226-1 настоящего Кодекса"[8].

Кроме того, Указом от 15 июля 1974 г. был внесен ряд изменений и дополнений в Общую часть УК РСФСР 1960 г. В частности, на основании ч. 2 ст. 7-1 хищение наркотических веществ с целью сбыта и хищение их при отягчающих обстоятельствах было отнесено к категории тяжких преступлений; в соответствии с ч. 2 ст. 10 уголовная ответственность за хищение наркотических веществ устанавливалась с четырнадцатилетнего возраста; согласно п. 3 ст. 53-1 запрещалось применение условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким к лицу, осужденному за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах либо за хищение наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах.

Приведенные изменения и дополнения УК РСФСР 1960 г. были обусловлены присоединением СССР к Единой конвенции 1961 г. о наркотических средствах, которая была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1963 г. "О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах"[9].

В ст. ст. 224, 224-1, 224-2 и 226-1 УК РСФСР 1960 г. слово "вещества" с атрибутом "наркотические" было заменено словом "средства" с тем же атрибутом.

Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и кодекс РСФСР об административных правонарушениях" отменялась уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в ст. 224 и ч. 2 примечания к ст. 224 УК РСФСР 1960 г[10].

Новым УК РФ 1996 г. установлена уголовная ответственность за преступления, связанные не только с наркотическими средствами, но и с психотропными веществами: ст. 228 - за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт наркотических средств или психотропных веществ; ст. 229 - за хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, и другие составы преступлений, предусмотренные ст. ст. 230, 231, 232, 233, 151.

В нормах УК РФ 1996 г. отражены предписания, содержащиеся в Единой конвенции 1961 г. о наркотических средствах, Конвенции 1971 г. о психотропных веществах, а также в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. "О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ"[11].

В 2006 г. наркоситуация в Российской Федерации не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. К началу 2006 г. в наркологических учреждениях страны всего на учете состояло 520000, из них с диагнозом "наркомания" зарегистрировано 351797 (на 18% больше, чем в 2000 г.). По различным экспертным оценкам, в России число лиц, потребляющих наркотики, равняется 4 миллионам.

Вместе с тем необходимо отметить, что в развитии наркоситуации появились некоторые положительные тенденции. В последнее время проблема наркомании продолжает находиться в зоне пристального внимания высшего руководства страны, органов исполнительной власти всех уровней, общественности, средств массовой информации. Подтверждение тому - появление 5 июня 2003 г. Указа Президента Российской Федерации "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"[12]. Этим указом утверждено положение о новой службе и предполагается создание государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств. Данному комитету отводятся довольно-таки широкие полномочия, одно из них - координация в пределах его полномочий деятельности федеральных органов исполнительной власти в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Данный Указ Президента РФ стал очередным шагом к образованию самостоятельной правоохранительной службы в лице Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ[13]. Указанная новая правоохранительная структура имеет большие полномочия, которые определены в положении о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.