Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовое оздоровление организаций




Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понятия "несостоятельность" и "банкротство" рассматривались как синонимы. Эта позиция сохранена законодателем и в новом Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".С точки зрения как теории, так и практики конкурсного права очень важен ответ на вопрос: действительно ли несостоятельность означает банкротство (и наоборот) либо эти термины имеют самостоятельное значения.

Стоит согласиться с мнением Г.А. Тосуняна, который считает, что употребление в законодательстве термина "банкротства" в скобках после термина "несостоятельность" обусловлено тем, что Закон о банкротстве кредитных организаций, так же как и Закон о банкротстве, носит комплексный характер.

Так, в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Общий закон под процедурами банкротства подразумевает наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Закон о банкротстве кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение не предусматривает. Это связанно с тем, что дело о банкротстве кредитной организации может быть возбужденно только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Внешнее управление и мировое соглашение как процедура банкротства предполагает возможность для должника продолжать осуществление своей основной деятельности. Для кредитной организации это невозможно без лицензии.

Следует отметить, что Закон о банкротстве кредитных организаций не содержит прямого указания на признаки банкротства. П. 2 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций устанавливает, что именно является неспособностью кредитной организации удовлетворить требования по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей. Однако если проводить аналогию со ст. 3 Закона о банкротстве, где подобные положения обозначены в качестве признаков банкротства, следует сделать вывод, что ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций устанавливает ряд признаков банкротства кредитной организации, которые подлежат приоритетному применению в отношении них.

Согласно Закону о банкротстве в отношении должника могли быть применены реорганизационные и ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. К реорганизационным процедурам относились внешнее управление имуществом должника и санация, к ликвидационным - принудительная ликвидация организации-должника по решению арбитражного суда (конкурсное производство) и добровольная ликвидация несостоятельной организации под контролем кредиторов. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве досудебная санация представляет собой меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Закон о банкротстве, перечисляя судебные процедуры, разделяет их применение по субъектному составу. К юридическим лицам могут быть применены наблюдение, внешнее управление (судебная санация), мировое соглашение, иные процедуры, предусмотренные указанным федеральным законом. К гражданам могут быть применены конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные федеральным законом. В главах II-IV Закона о банкротстве кредитных организаций предусматриваются досудебные меры по предупреждению банкротства банков, введение финансового оздоровления, реорганизация. Стоит подчеркнуть что, в деле о банкротстве банков может применяться только одна судебная процедура - конкурсное производство.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, в соответствии со ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций, можно выделить следующие признаки банкротства кредитной организации;

- неисполнение требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;

- срок неисполнения обязанности с момента наступления даты их исполнения равен четырнадцати дням;

- факт отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банком России на основании заявления лиц, имеющих на это право;

- требования к кредитной организации в совокупности должны быть не менее тысячекратного размера оплаты труда.

Следует подчеркнуть, что ст. 20 Федерального закона от 02 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 27 июля 2006 г.) "О банках и банковской деятельности" устанавливает закрытый перечень оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, которые условно могут быть разделены на связанные с ее несостоятельностью и не связанные с ней. Так, Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случае неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющихся основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации и.т.д. Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва лицензии у данной кредитной организации.

Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций оформляется Приказом Банка России (Положение ЦБ РФ от 2 апреля 1996 г. N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в РФ").

Следует отметить, что в изъятии из общего правила о подсудности, предусмотренного в ст. 25 АПК, подсудность дел о банкротстве установлена по месту нахождения должника - кредитной организации, независимо от того, кто обратился в арбитражный суд: кредитор, уполномоченный орган или сам должник. При этом, с учетом особенностей дел о банкротстве их подсудность не может быть изменена и к ним не принимаются нормы АПК о договорной подсудности.

В связи с изложенным, также необходимо отметить, что п. 2 ст. 25 АПК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым иски к юридическим лицам, вытекающие из деятельности их обособленных подразделений (филиалов и представительств), предъявляются по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Как мы видим, данная норма устанавливает общее правило подсудности.

В то же время ни ст. 28 АПК РФ, ни п. 1 ст. 29 Закона о банкротстве, определяющие специальную подсудность дел о банкротстве, не содержат положений, предусматривающих возможность предъявления заявления о признании должника банкротом по месту нахождения обособленного подразделения кредитной организации в случае, если банкротство связано с деятельностью указанного обособленного подразделения.

Принимая во внимание, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо (кредитная организация) и его обособленные подразделения (представительства и филиалы) представляют собой единый субъект финансово-хозяйственных отношений, а также то, что банкротом может быть признано только юридическое лицо (кредитная организация), независимо от того, в результате чего (деятельности обособленного подразделения или самого юридического лица) наступило банкротство, ряд авторов полагают, что п. 2 ст. 25 АПК РФ при определении подсудности дел о банкротстве юридических лиц, в том числе кредитных организаций, неплатежеспособность которых наступает вследствие деятельности их обособленных подразделений, неприменим.

Другой отличительной особенностью, связанной с подсудностью дел о банкротстве арбитражным судом, является то, что эти дела, помимо прочего, не могут быть переданы в третейский суд.

Говоря об особенностях банкротства кредитных организаций, следует отметить, что временная администрация - институт двойной правовой природы. С одной стороны, она есть инструмент властного воздействия на кредитную организацию со стороны Банка России и находится с ней в отношениях власти-подчинения. Руководителем временной администрации может назначаться только служащий Банка России. Согласно п. 3 ст. 19 Закона о банкротстве кредитных организаций от имени кредитной организации без доверенности действует не вся временная администрация (как коллегиальный орган управления), а только ее руководитель. Он же формирует ее состав и несет ответственность за ее деятельность. Поэтому правильнее говорить о руководителе временной администрации по управлению кредитной организацией как о единоличном органе управления кредитной организации, его правовом статусе и ответственности. С другой стороны, временная администрация наделена статусом "специального органа управления" кредитной организации и, таким образом, выступает как орган управления юридического лица, его часть, "формирующая и выражающая вовне ее волю как самостоятельного субъекта права".

Также п. 2.5, 2.6 Положения ЦБ РФ 09 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" устанавливает для всех членов временной администрации более жесткие ограничения в части их заинтересованности в отношении как кредиторов, так и должника, по сравнению с ограничениями для временного управляющего и приглашенных им лиц для проведения процедуры наблюдения. Аналогичных требований к временному управляющему ни законы, ни Положение ЦБ РФ от 7 августа 2001 г. N 146-П "О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций" не предъявляет, т.е. можно предположить, что допускает заинтересованных, либо участвовавших в совершении неправомерных действиях лиц к занятию такой ключевой должности при банкротстве. В то же время основания отклонения арбитражным судом кандидатуры временного управляющего, получившего аттестат ЦБ РФ по управлению кредитной организации - должника, и полномочия по такому отклонению законом не предусмотрены. Временная администрация по управлению кредитной организацией подотчетна исключительно Банку России (ст. 30 Закона о банкротстве кредитных организаций). Ответственность лица, назначенного руководителем временной администрации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение его обязанностей определяется "в соответствии с федеральными законами" (ст. 20 Закона о банкротстве кредитных организаций), например, в соответствии со ст. 14.21, 14.22 Кодекса об административных правонарушениях. По мнению С.А. Голубева и А.Г. Гузнова, "фактически предусматривается ответственность за совершение уголовно-наказуемых деяний".

Далее, немаловажно выделить, что рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 14 АПК РФ осуществляется в коллегиальном составе: в составе трех профессиональных судей. Обязанность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве связана в первую очередь со сложностью и, как правило, большим объемом фактического материала, который необходимо исследовать для всестороннего полного и объективного вынесения окончательного судебного акта по делу. Ведь процесс банкротства даже небольшого банка затрагивает имущественные интересы значительного круга участников предпринимательских отношений и граждан, являющихся его клиентами, а характерной особенностью рассмотрения дел о банкротстве является большое количество кредиторов, в том числе вкладчиков - физических лиц.

Также, вводя обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве, законодатель исходил из той специфики, которая присуща данной категории дел, то есть, такая обязательность связанна в первую очередь с решением целого комплекса сложных финансовых и экономических вопросов, рассмотрение которых необходимо для установления причин и оснований банкротства, а также тех возможных процедур, которые арбитражный суд должен применить к должнику.

Следующей специфической особенностью, связанной с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротства) кредитной организации в арбитражных судах, является строго определенный и исчерпывающий круг субъектов, которые имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организацией банкротом.

Так, в соответствии со ст. 50.4 Закона о банкротстве кредитных организаций правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации обладают: кредитная организация - должник, кредиторы кредитной организации, включая граждан, имеющие право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счета, Центральный банк Российской Федерации.

Установление в Законе указанного круга лиц существенно отличается от общих положений АПК РФ, в соответствии с которыми (п. 2 ст. 34) с исковым заявлениям в своих интересах в арбитражный суд могут обратиться любые организации или граждане предприниматели, и только в судебном заседании арбитражным судом будет выясняться законность и обоснованность заявленных требований.

Обращение указанных выше лиц в арбитражный суд будет являться поводом к возбуждению дела о банкротстве кредитной организации. Необходимо также отметить, что Закон о банкротстве кредитных организаций учитывает ту главенствующую роль Центрального банка Российской Федерации, которую он играет в современной банковской системе России, и наделяет его целым рядом полномочий, связанных с процедурой несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. При этом Банк России может участвовать в деле о банкротстве в двух вариантах. В первом случае как заявитель о признании кредитной организации банкротом Банк России является лицом, участвующим в деле, со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом на подачу жалобы. Во втором случае, Банк России может выступать только лицом, участвующим в арбитражном процессе, и тогда его роль сводиться к даче объяснений по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, от него могут быть истребованы судом нормативные правовые акты, принятые им в соответствии с законом по применению этих актов. Такую позицию подтвердил и Высший Арбитражный Суд в информационном письме от 13 января 2000 г. N 50.

О принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) судья выносит определение в соответствии со ст. 41 Закона о банкротстве кредитных организаций. При этом действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) не урегулирован вопрос, в течение какого срока судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) с даты его поступления.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о банкротстве судья обязан вынести определение о принятии заявления о признании должника банкротом. Однако, вопрос о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) может быть рассмотрен арбитражным судом только после получения заключения Центрального банка Российской Федерации о нецелесообразности отзыва лицензии, либо копии приказа об отзыве лицензии, которые направляются Центральным банком Российской Федерации в течение месяца с момента получения предложения арбитражного суда. На практике в ряде случаев арбитражные суды отказывались принимать заявления о возбуждении производства по делам о несостоятельности должников при наличии решений по имущественным спорам между теми же сторонами, не исполненных из-за отсутствия денежных средств на счетах должников, и рекомендовали кредиторам в установленном порядке ходатайствовать об обращении взыскания на имущество должников.

Однако в совместном письме Минюста России и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 июля 1994 г. N 06-73/54-94, N С1-7/ОЗ-476 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" указано, что наличие решения арбитражного суда по имущественному спору не является препятствием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. В этом случае кредитор имеет право обратиться как с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, так и с ходатайством об обращении взыскания на имущество должника.

Нами установлено, что п. 2 ст. 42 Закона о банкротстве обязывает судью вынести определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. В соответствии же с п. 1 ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Если заявление о признании кредитной организации банкротом подано в суд до отзыва лицензии, оно, согласно п. 2 ст. 50.9 Закона о банкротстве кредитных организаций, может быть рассмотрено только после получения от Банка России копии приказа об отзыве лицензии, которую он должен направить в арбитражный суд в месячный срок со дня получения определения суда об оставлении указанного заявления без движения. Таким образом, поскольку Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает специфику банкротства кредитных организаций, пятидневный срок, установленный Законом о банкротстве, не может быть применен при решении вопроса о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом. Однако затягивание принятия решения о начале процедур банкротства может повлечь совершение кредитной организацией сделок по "выводу активов", в результате чего будут нарушены имущественные интересы значительного круга физических и юридических лиц - кредиторов, которые лишатся возможности удовлетворения своих требований из части имущества, составляющей предмет сделки, в случае несостоятельности кредитной организации. Учитывая изложенное, целесообразно было бы уменьшить срок для получения ответа от Банка России и установить общий срок принятия арбитражным судом определения о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом, равный четырнадцати дням.

Каких-либо особенностей по срокам рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве кредитных организаций Законом о банкротстве кредитных организаций не предусмотрено, то есть дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Таким образом, современные подходы не различают понятия несостоятельность и банкротство. Различие носит лишь формальный характер, при признании судом предприятия банкротом возникает одно определение, до решения суда к должнику применяют и то и другое понятие.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод.

Поскольку обязательным условием признания кредитной организации несостоятельной (банкротом) является отсутствие у нее лицензии Банка России на осуществление банковских операций, представляется неполным закрепленное в п. 1 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций определение несостоятельности (банкротства) кредитной организации, под которым понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В виду этого обосновывается целесообразность четкого закрепления в законодательстве определения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В этих целях предлагается абз. 1 п. 1 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций изложить в следующей редакции:

"Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом неспособность кредитной организации в течение 14 дней со дня наступления даты исполнения удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, размер которых составляет в совокупности не менее 1 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и (или) недостаточность стоимости имущества (активов) кредитной организации для исполнения обязательств перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей, повлекшие отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...