Какие программы несет в себе диснеевский мультфильм «Покахонтас»?
Рассмотрим сюжет, стараясь отстранять лишнее и наслоившееся (это в первую очередь касается всей романтики, потому что здесь она просто отвлекающий от сути фактор), и, опираясь на реальную историю, укажем, какие символические роли играют те или иные персонажи – так будет проще понять правду. Существует два народа – две культуры. У каждого народа есть своя территория и свой путь развития. Один из двух народов вторгается на землю вторых с озвученной недоброжелательной целью заполучения ресурсов (также подразумевается, но четко не упоминается цель захвата территории). Это индейцы и англичане. Англичане – сторона-агрессор. Они нападают. Индейцы – обороняющаяся от агрессии сторона. После некоторого осмысления сюжета я вывела такие символические роли (пока только об индейцах, об англичанах будет упомянуто в конце): Народ индейцев и их государство в мультфильме выступает в форме Вождя племени Поатана.
Их исконный путь развития показан в форме сильнейшего, достойнейшего из жителей племени – Воина Кокоума.
Также есть набор догм и ответов в форме Шамана Кекаты, которому известно, кто есть кто и что есть что, он воплощает в себе истинность.
Ключевым элементом является главная героиня Покахонтас. Она символизирует своего рода появившуюся развилку на пути развития индейцев, выбор одного или второго пути.
Еще одна неодушевленная форма – сон с вращающейся стрелой. Вращающаяся стрела – это неудовлетворенная, пустующая потребность, к чему мы вернемся чуть позже.
У Покахонтас есть два спутника-друга – енот Мико и колибри Флит. Енот символизирует принцип животного, инстинктивного начала (инстинкт выживания, насыщение базовых потребностей, несмешанное с работой ума).
Колибри – это символ разума, логики, скептицизма. Оба символа имеют отношение ко всему народу, поскольку в мультфильме привязаны к символу выбора всех индейцев – к Покахонтас.
Также есть загадочный персонаж – бабушка Ива, о которой будет сказано позднее.
Перед тем, как на земли индейцев прибывают англичане, принцесса Покахонтас должна была выйти замуж за самого достойного человека племени индейца Кокоума – на символическом языке индейский народ должен был продолжить свой путь развития, как это было заведено. Вождь говорит дочери: «Тебе пора занять свое место среди наших людей». Насколько на Кокоума можно положиться, рассчитывать на его защиту, настолько же выбор его в качестве мужа для Покахонтас – правильный выбор (и в большем масштабе: поддержание своего уклада народом – хороший, верный путь развития). Это верность своему народу и своему государству. Принятие и продолжение традиции. Так и должно было случиться, но незадолго до этого Покахонтас начал сниться один и тот же сон, где она бежит через лес к вращающейся стреле, которая останавливается и показывает на что-то, в какую-то сторону, но куда именно для героини тайна. Вращающаяся стрела, указывающая в неизвестном направлении – это определенное беспокойство, тревожность. Область, из-за которой народ индейцев может испытывать это глубокое беспокойство, – это область, отмеченная ущербностью и нехваткой. Как мне видится, отсутствие матери у Покахонтас, ее смерть символизирует нескрепленность народа культурой и традицией, отсутствие заботливой верности самим себе, отсутствие общей целостности.
Согласно мультфильму, в показанной общине индейцев нет этой главной женщины, а значит нет устойчивости, классически символизируемой женским началом, которое у них исчезло, умерло, нет матери-культуры, нет твердой связи с Родиной и общиной. В мультфильме представлено лишь упоминание об этом всем в форме доставшегося Покахонтас в наследство шейного украшения. Но напоминание о матери ее саму полноценно не сможет заменить, как напоминание о былом культурном единстве не играет роль этого единства. Напоминание – это напоминание, а также указатель, в каком направлении нужно восполнять себя. Именно поэтому возникает сон – символ ущербной области в жизни народа, с которой предназначено иметь дело Покахонтас, потому что через нее определяется то, по какому пути индейский народ пойдет в своем развитии. Получая от отца украшение, Покахонтас тем самым получает обязанность по этой функции (которую не удалось выполнить ее матери): т.е. Покахонтас на базовом уровне должна стать достойной женщиной, достойной женой хорошего человека, а на более высшем уровне: должна восстановить любовь народа к самому себе, должна работать на благо связанности, сохранения и развития уклада своей общины. Ее отец говорит ей: «Наш народ обращался к твоей матери за мудростью и силой, и однажды они будут обращаться к тебе, как к ней». Это то, что должна сделать Покахонтас. Она должна сохранять преданность своей земле и своим людям, обращать свои благородство, силы и ум на пользу своего народа. В то время, когда Покахонтас нужны разъяснения по поводу беспокоящего ее сна, вождь Поатан участвует в военных кампаниях по защите своего племени (выполняет свою функцию), поэтому дочери он никак помочь не может. Не имея рядом матери, Покахонтас обращается за разъяснениями к персонажу, поставленному на ее замещение – к бабушке Иве. Бабушка Ива – могучее многолетнее дерево, крепкое, огромное. Она советчик Покахонтас, часть природы, а значит чего-то исконного, истинного. Покахонтас ей безоговорочно верит, просит советов и прислушивается к ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|