Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Эволюция форм биржевой торговли




Тема 1. Сущность биржевой торговли

Переход России на рубеже 80-90-х годов к рыночной экономике потребовал не только изменения существовавшего рынка, но и формирования новых рынков, отсутствовавших в плановой экономике. Радикальные изменения существовавших рынков и образование новых привели к изменению традиционных организационных форм торговли, послужили объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж – товарных, фондовых, валютных.

Биржевая торговля – торговля товарами, ценными бумагами и валютой при посредничестве бирж. Целью развития биржевой торговли является создание конкурентной среды, стабилизация товарных и финансовых рынков, уменьшение рисков в хозяйственной деятельности, формирование рыночных цен. Биржевые цены в мировой практике являются общепризнанными ориентирами при совершении сделок купли-продажи, составлении макроэкономических прогнозов.

Биржа (от немецкого и латинского – кошелек) – регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара. Биржа, играя роль посредника в торговых операциях, способствует установлению контактов между продавцами и покупателями товара и формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов.

Биржевая торговля представляет собой самостоятельную форму коммерческой деятельности и обладает такими характерными чертами как: концентрируется в местах производства и потребления товаров, т.е. в крупных промышленных и торговых центрах; ведется по специфическим видам товаров крупными партиями; осуществляется в отсутствие товара, т.е. товар торгуется по образцам, описанию, контрактам на его поставку в будущем и правам на заключение подобных контрактов и т.д.

Таким образом, по своему назначению, организации и сути биржевая торговля выступает важным звеном инфраструктуры товарного рынка (рыночных отношений). Она способствуют непрерывности процессов воспроизводства и ускорению товарооборота; расширению рыночных отношений; формированию рыночных цен на товар и ценопрогнозированию; формированию и регулированию спроса и предложения.

Биржевая торговля - организующая, системообразующая часть рыночной структуры. Ее задачи - не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты.

Биржа выполняет ряд взаимосвязанных функций, а именно:

1. Организация биржевых собраний - организация биржевых торгов; разработка правил биржевой торговли; материально-техническое обеспечение торгов; квалифицированный аппарат биржи.

2. Другой функцией биржи является разработка биржевых контрактов, которая включает: стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых товаров; стандартизацию размеров партий товаров; выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам.

3. Разрешение споров по биржевым сделкам. В процессе биржевых торгов в силу самых различных причин возможны случаи возникновения спорных ситуаций между участниками биржевой торговли, которые по своему характеру могут быть разрешены непосредственно только на бирже и ее соответствующим органом. Обычно это третейский суд или арбитраж.

4. Выявление и регулирование биржевых цен. Биржа участвует в формировании и регулировании цен на все виды биржевых товаров. Публикация цен на биржевые товары служит ориентиром для продавцов и покупателей, помогает им выработать свою стратегию поведения на торгах.

5. Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен. Для этого на бирже используются специальные виды сделок и механизмы их заключения.

6. Гарантирование выполнения сделок достигается посредством биржевых систем клиринга и расчетов. Для этого биржа использует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств участников торгов, а также организует их исполнение.

7. Информационная деятельность биржи. Важнейшей функцией биржи являются сбор и регистрация биржевых цен с последующим их обобщением и публикацией, предоставление клиентам, различным другим заинтересованным организациям и т.д.

 

Тема 2. Эволюция форм биржевой торговли

Процесс эволюции бирж и форм биржевой торговли включает несколько этапов:

Первый этап. Зарождение бирж как особой формы рынка, что относится к домануфактурному производству (I – XV вв.). В I веке в Японии, во II веке в Древнем Риме, в XIII веке во Флориде зародились биржи реального товара. Их характерными особенностями выступали: регулярность возобновления торгов; проведение торгов в определенном месте и определенное время; подчиненность торгов заранее определенным правилам и процедурам.

Второй этап. Зарождение и становление бирж в Европе в условиях мануфактурного производства (XV – XVIII вв.). Промышленный переворот в Европе способствовал росту производства однотипных, стандартных товаров. Биржа стала именно тем, что требовалось изменяющейся экономике в новой ситуации: местом, где поставщики сырья (готового товара) могли продать (купить) необходимое количество товара определенного качества в нужный момент времени без необходимости везти всю партию к месту сделки. Стали возможны предварительные сделки на поставку сырья, которое могло быть еще не произведено. Появление таких сделок дало возможность получения прибыли на колебаниях цен. Спекуляция стала неотделимой частью биржевой торговли и явилась тем, что сразу резко отделило биржу от обычного оптового рынка.

Третий этап. Расцвет биржевой торговли, связанный с развитием капиталистического производства, ростом объемов торговли, транспорта, связи (товарные биржи) и широким развитием акционерного капитала (фондовая биржа), (начало – середина XIX века).

Четвертый этап. Падение значения бирж реального товара и формирование нового типа биржевой торговли – фьючерсной (конец XIX – начало XX вв.). В результате биржи превратились в рынок прав на товар.

Пятый этап. Развитие фьючерсной биржевой торговли и превращение бирж в форму организации мирового рынка (середина XX в. – настоящее время).

Сравнительно с Западом русский период развития бирж моложе лет на 300-400. Тем не менее, здесь можно выделить три этапа в развитии биржевой торговли.

Первый этап. Возникновение и развитие бирж в России. Возникновение бирж в России связано с Петром I, по указу которого в 1703 году была создана Санкт-Петербургская биржа. В отстроенном специально для нее в 1705 году здании Петр лично установил часы биржевых собраний.

Отличительными особенностями отечественных бирж выступали: низкий уровень организации функционирования бирж; на биржах отсутствовала спекуляция; проводились операции только с реальным товаром; отсутствовало законодательное регулирование функционирования бирж.

Второй этап. Развитие бирж в послереволюционный период (1917 – 1990 гг.) – советский период. В 20 – 30-е гг. XX века биржи превратились в общественные организации, деятельность которых строго регламентировалась. Ускорение принципов централизованного планирования производства и сбыта резко ограничило посредничество, биржи стали заключать сделки только по планируемым централизованно товарам, что, в конце концов, привело к прекращению деятельности бирж (1930 г.).

Третий этап. Формирование и развитие бирж в условиях рыночных отношений (1990 – настоящее время). Основными чертами бирж того периода были: нерегулярность проведения торгов; спекулятивный характер деятельности; универсальный характер номенклатуры товаров; нестандартизованность партий товара; несовершенство методов котировки.

Для понимания особенностей функционирования бирж их необходимо классифицировать. К признакам классификации бирж, как правило, относят:

1. Вид биржевого товара. B мировой практике в зависимости от вида биржевого товара принято выделять товарные и товарно-сырьевые, фондовые, валютные биржи, универсальные и биржи труда.

2. По принципу организации (роль государства в организации бирж) различают публично-правовые (государственные) и частно-правовые (частные биржи).

3. Правовое положение или статус биржи. Созданные в России биржи в основном регистрировались как акционерные общества и товарищества.

4. Форма участия посетителей в биржевых торгах. По данному критерию биржи могут быть открытыми и закрытыми.

5. Номенклатура товаров, являющихся объектом биржевого торга. Здесь биржи подразделяются на универсальные (общего типа) и специализированные.

6. Место и роль в мировой торговле. Этот признак позволяет разделить биржи на международные и национальные.

7. Сфера деятельности. В зависимости от сферы деятельности биржи в нашей стране можно условно подразделить на центральные (столичные), межрегиональные и региональные биржи.

8. Преобладающий вид биржевых сделок. По характеру операций мировая практика биржевой торговли выделяет следующие виды бирж: реального товара, фьючерсные, опционные, смешанные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...