Продвигаемая модель отношений матери и ребёнка
Мама-демон + дочь-идеал = потребность отвергнуть мать Итак, мультфильм выставляет образы матери и ребёнка как противников, врагов друг для друга. И отношения между Готель, демонизированной матерью, и Рапунцель, идеальным ребёнком, – это основной «костяк» сюжета, основной конфликт к разрешению и та смысловая структура, которая вкладывается в общую конструкцию м/ф. Самый общий смысловой «паттерн» здесь, в принципе, позитивен – это то, что Рапунцель должна быть не страдающей узницей в башне, а величественной наследницей королевства. Иначе, это идея о том, что человек, будучи «венцом творения», должен стремиться к лучшему в жизни и совершать соответствующий достойный путь, прорываться через тернии к звёздам. И в эту саму по себе неплохую идею и вкладывается основной конфликт Готель/Рапунцель: естественным триумфу и свободе человека мешает… мама. Мама здесь – это то зло, которое унесло ребёнка от его королевского наследия, от богатств жизни, и поместило в некую тюрьму с замурованными дверьми. Сюжетно Рапунцель интересна Матушке Готель только лишь как источник молодильной волшебной силы, полученной той первоначально от солнца (по сюжету: капля солнца упала с небес / вырос цветок / настой цветка выпила королева / родилась Рапунцель со своими энерго-способностями). И с точки зрения того, что есть волшебная сила или энергия Рапунцель; есть прекрасный внешний мир – королевство, которому энергия Рапунцель изначально предназначена; и есть Матушка Готель, ворующая эту энергию – зрителю продвигается идея, что мать как бы заинтересована в перехвате личной энергии ребёнка (капля солнца – это природа волшебства Рапунцель, солнце же – символизм силы, энергетического центра, неприкосновенной индивидуальности). По логике м/ф, мать оказывается своего рода вредоносным звеном в канале протекания энергии между ребёнком как индивидуальностью и миром.
Главная героиня успешно держится под контролем в башне потому, что верит Матушкиным незаканчивающимся рассказам об опасностях мира, о том, что люди там хотят ей зла, хотят отрезать ей волосы – т.е. уничтожить её индивидуальность, её личность. В конце же девушка постигает «истину»: на самом деле всё ровно наоборот! Это Матушка – опасна и хочет ей зла, убивает её индивидуальность, ворует её силы, а мир, напротив, – чудесное и прекрасное место, а люди там очень даже добры и помогают ей (о том, ЧТО это за добрые помощники, ещё будет сказано позже). Мультфильм в итоге подводит маленького зрителя к идее, что матерински-детские отношения – паразитические и бесчестные со стороны матери. Откуда выводится мораль: эти отношения надо разорвать с инициативы ребёнка – ребёнку нужно символически вырвать свои «волшебные силы», т.е. свою энергию, свою личность от априори паразитирующей на нём, бедном страдальце, матери, и тогда мать состарится и выпадет из «игры», что по логике м/ф – достижение высшей справедливости. Без энергии Рапунцель Матушка Готель и так стремительно стареет и близится к смерти, но и дополнительно, для окончательного подтверждения темы, в финале Матушку сбрасывают с башни, после чего она превращается в прах (образ главной программы мультфильма – итогового отсечения, отвержения ребёнком матери – паразитирующей лгуньи, высшего зла). И как подтверждение правильности предлагаемой дисней-модели «мама/ребёнок», Рапунцель оказывается там, где должна, в королевстве, и достигает любви, богатств, власти и т.п. Общая модель мать/дочь В целом, сухим остатком, взаимодействие Матушки Готель и Рапунцель как героини-матери и героини-дочери и исход этого взаимодействия представляют такую формулу или модель маленькому зрителю к усвоению:
· мать – изначальное зло, она одной ногой в могиле и не хочет признавать, что её время прошло; · мать продлевает свою жизнь через паразитическое потребление энергии своего ребёнка, которая предназначена другим, бОльшим, важным, а главное, личным целям ребёнка. Мать – это вредоносный «блок» (= символизм башни и контроля) между ребёнком и миром, между ребёнком и тем лучшим, чему он по праву принадлежит; · для того чтобы питаться энергией ребёнка и благодаря этому не умирать, «не сходить со сцены», не терять влияния и активности (=символизм – не стареть), мать ограничивает ребёнка, манипулирует им, обманывает его, в целом – имеет над ним власть (= держит в башне, обманывая); · любые властные действия матери по отношению к ребёнку – зло, по причине того, что, собственно, мать сама по себе – изначальное зло, энергетический паразит. Ребёнок же, контрастно матери, – юный гений, идеал, наполненный живительной силой, которого по праву ждёт всё самое лучшее в жизни; · итоговый «урок»: ребёнок должен осознать «правду», что мать и её властные действия по отношению к нему – зло, башня без выходов, где им манипулируют ему во вред – и после постижения «истины» нужно разорвать матерински-детскую связь лишением доступа матери к своей энергии, т.е. в принципе – к себе. Для ДОобразования и более эффективного впитывания зрителем продвигаемой модели отношений матери и ребёнка в сюжете используется ряд тем-«триггеров» (тем-рычагов), работающих на автоматизм перевоспроизводства впоследствии усвоенного в мультфильме + как конечное «оружие» для разрыва отношений мать/ребёнок предлагается ещё одно очень важное явление, о чём будет сказано в следующей главе. Все «триггеры» здесь работают на одну и ту же цель: они увеличительным стеклом фокусируют возможный реальный негативный опыт, полученный ребёнком в отношениях со своей матерью, что ещё более эффективно поддерживает принятие им продвигаемого программирования. Итак, что это за реалистичные темы-«рычаги»: 1. Материнские ограничения Собственно, это самое основное: Рапунцель заперта в башне + при этом главными героинями постоянно обсуждается, проговаривается, что по воле Матушки Рапунцель никогда, никогда не выйдет из этой башни, т.е. всегда будет под обманным контролем матери. Однако реально материнские ограничения, те или иные – это то, с чем ребенок гарантированно на все 100% сталкивается. И что во многом для него полезно, потому как дети ограничиваются в чём-то ради их же благополучия. Здесь же мотив послушания и необходимость быть в рамках каких-то ограничений по инициативе матери сконструированы, как и сам материнский образ, демонизированно. Ограничения матери для ребёнка в «Рапунцель…» – это неутешительная перспектива быть вечно запертым в башне без возможности выйти в прекрасный мир, по воле изначального зла. Создатели передают ребёнку установку, что материнские ограничения имеют отношение к объективному злу, которое никогда не закончится, что это часть трагедии, которую необходимо преодолевать.
2. Непонимание матерью ребёнка и зацикленность её на себе, своём мнении Ряд моментов в мультфильме изображает непонимание между Рапунцель и Готель. Готель путает «звезды» и «огоньки», путает информацию о дне рождения «дочери» и пр. и не стремится вообще настраиваться на её понимание, поскольку, понятно, сценарно Готель волнует лишь эффективное продление молодости с помощью своей узницы. Возможность непонимания между поколениями в каких-то темах и деталях – тоже очень простое явление к столкновению. Здесь это вновь изображается как нечто, закономерно сопряженное со злом. Ненастройка Готель на понимание Рапунцель и зацикленность её на себе – одна из многочисленных намеренных несправедливостей родителя-тирана в отношении угнетаемого ребёнка-идеала, дополнение образа матери-демона, которую необходимо повергнуть. 3. Игнорирование матерью мечты, желания ребёнка Исполнение мечты Рапунцель, выйти увидеть «огоньки», категорически противоречит планам Готель по мирному-тихому вечному доению волшебной силы. Таким образом, идея исполнения мечты ребёнка (Рапунцель) и идея воплощения родительской воли в отношении ребёнка (Матушка Готель), по логике м/ф, как бы противоречат друг другу. Либо одно, либо другое – говорит мультфильм. Либо ребёнок слушается и сидит в бункере, либо исполняет свою мечту через отрицание матери. И, на минуточку, детские мечты и детские идеи-фикс могут быть какими угодно, например, опасными или бредовыми. Мультфильм же фиксирует в уме ребёнка идею сакральности его мечт в чёткой связке с тем, что препятствующий их исполнению родитель достоин смерти. Что здесь за подтекст у сакральной мечты, который тоже многократно усугубляет вредоносность данного мультфильма, будет сказано в следующей главе.
4. Манипулирование ребёнком для навязывания своей воли Изображается, что Матушка Готель манипулирует, манипулирует и манипулирует Рапунцель без конца, чтобы держать её при себе. Это также обыкновенная тема к столкновению – родитель в отношении ребенка вполне может манипулировать, «хитрить», поскольку это менее болезненно работает для ребёнка, чем открытое приказывание. Здесь этот мотив представлен, как жестокий, злонамеренный обман ребёнка матерью ради некой её собственной выгоды, противоречащей благополучию ребёнка. 5. Насмешки матери Матушка Готель частенько подтрунивает над Рапунцель, приговаривает, что та скоро располнеет или что она глупая и наивная и т.д. Это тоже собирает неприятную картину «бесчинств» матери-злодейки в отношении несчастного идеального ребёнка. 6. Противодействие матери первым романтическим отношениям ребёнка В линию противостояния мать-дочь вкручивается любовная линия с сексуальным подтекстом, что связывается с мечтой ребёнка и с окончательным разрывом отношений мать/дочь, и что очень важно. Об этом будет подробно сказано в следующей главе. В логике мультфильма и проводимых в нём образах и моделях поведения, передающих установку, что мать в принципе не имеет права иметь какую-либо власть над ребёнком, его силой, его индивидуальностью, очень хорошо узнается идеология ювенальной юстиции, «ядро» которой – устранение естественной иерархии ребёнок-родитель. Можно говорить о том, что «Рапунцель…» – на все 100% художественный патрон ювенальной юстиции. И адресат сообщения – собственно, сам ребёнок. Т.е. вербовка детей к соответствующим идеям происходит непосредственно: красочной, интересной историей зрителям-девочкам внушается, что матери не имеют права обладать какой-то властью над ними, что мамы, пытающиеся их так или иначе контролировать, ограничивать и т.д., – «сажать в башню и препятствовать счастливому взаимодействию с миром» – это объективное зло, от которого нужно избавляться своими же силами, чтобы попасть в некие более идеальные условия, которые их по праву. Главная героиня должна была расти в идеальных жизненных условиях с королем и королевой в замке, но по факту достигает этого идеала лишь после смерти Матушки Готель, воплощающей материнский образ – это метафора того, что ребёнок для попадания в лучший мир (= королевство, некая идеальная семья), который чётко от самого рождения его по праву, должен поставить свою волю выше материнской и с готовностью отринуть мать, оборвать с нею отношения в том случае, если что-то, на его взгляд, не так.
Параллельно антиматеринскому программированию в «Рапунцель…» проводится ещё один важный ход – растормаживание у ребёнка полового влечения, убеждение его в необходимости его ранней сексуализации через соответствующую сюжетную линию, о чём далее. Сексуализация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|