Организация фокус-групповой методики
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Метод фокус-группы рассматривают как качественный метод сбора информации в гомогенных (по значимым для исследования признакам) группах, имеющих фокус обсуждения, с участием ведущего, основанный на принципах групповой динамики. Этот метод предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (по 1012 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса. Преимущество фокус-группового метода заключается в следующем: взаимодействие респондентов в фокус-группе стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии; фокус-групповой метод дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей; метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы. Основным недостатком метода является то, что на его основе можно изучать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы. Исследователям перед началом фокус-группы необходимо решить следующие вопросы: определиться с количеством фокус-групп; установить число участников; сформировать оптимальный состав участников;
определить продолжительность их работы; выбрать место проведения фокус-группы; разместить участников в помещении; разработать сценарий фокус-групповой дискуссии. При определении необходимого количества групп решающее значение имеет учет следующих обстоятельств: их должно быть не менее двух, чтобы соблюсти минимум условий сопоставимости мнений их участников; количество фокус-групп должно быть достаточным для того, чтобы выявить мнения представителей тех групп населения, которые гипотетически по-разному относятся к изучаемой проблеме; увеличение количества групп, желательно продолжать пока в обсуждениях появляются новые мнения, т. е. до тех пор, пока дискуссии не станут повторяться, «идти по кругу»
52 Классификация состава участников фокус-групповой дискуссии. Сценарий фокус-групповой дискуссии Состав участников групп устанавливается с учетом их следующих характеристик: социальная принадлежность (статус) респондентов. Обычно в одну группу включают представителей, близких друг другу по социальному статусу; жизненный опыт участников. В одной фокус-группе собираются, как правило, близкие по жизненному опыту люди; степень компетентности. Респонденты с разной степенью компетентности не должны присутствовать в одной группе; потребительские возможности. В одной группе должны быть люди примерно одного уровня финансово-экономических возможностей; возраст и семейный статус. В одну группу не следует включать людей разных возрастов; культурные различия. Желательно не включать в одну группу представителей разных культур; пол. Большинство исследователей выступает за смешанные по половому признаку фокус-группы; точка зрения на обсуждаемую проблему. В одну группу обязательно следует приглашать людей с различными мнениями по вопросам, выносимым на дискуссию.
Способы отбора участников: случайный отбор по имеющимся спискам, по информации, предоставляемой людьми о своих знакомых, по результатам экспресс-интервью и т. п. Продолжительность заседания фокус-группы. Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5-2 часа. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30-40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного способа интеграции новых идей, продолжительность группового обсуждения достигает 6-8 часов. Количество участников. Как уже отмечалось, обычно в одном заседании фокус-группы участвуют 10-12 человек, однако распространенная практика проведения заседаний групп в составе 5-6 человек. Целесообразность сокращения численности фокус-групп объясняется некоторыми проблемами, возникающими в больших группах. Эти проблемы сводятся к следующему: в большой группе участники имеют меньше времени для выступлений, дискуссии длятся дольше, порой, не приводя к должному результату; ведущий дискуссию (модератор) в большой группе вынужден действовать директивно, жестко ограничивая во времени ее участников; в большой группе многие чувствуют себя менее комфортно, чем в малой, их возможности отстоять свою точку зрения снижаются. Главным фактором, определяющим размер группы, является цель ее проведения, характер обсуждающейся проблемы. Если цель фокус-группы состоит в получении возможно большего количества новых идей, то предпочтительнее крупная группа. Если же мы хотим выявить максимально глубокие и развернутые мнения каждого респондента, то желательно формировать малочисленные группы. Выбор места проведения и его оснащение. Для проведения фокус-групп необходимо следующее, как минимум, стандартное оборудование: ауди- и видеотехника, зеркало, дающее возможность наблюдателям видеть происходящее и реакции на него всех участников, оборудованная мебелью комната. Помещение, в котором проходит заседание фокус-группы, должно: обеспечивать участникам дискуссии возможность говорить без помех и чувствовать себя достаточно комфортно; давать возможность хорошо слышать всем то, что говорит каждый;
быть приемлемым для каждого участника и нейтральным к проблематике и составу фокус-группы; позволять наблюдателям и модератору видеть всех участников дискуссии. Размещение участников желательно проводить по типу «круглого стола», чтобы способствовать групповому общению, максимальной вовлеченности всех в дискуссию. Следует учесть следующие рекомендации: избегать ситуаций предписания особого статуса кому-либо из участников размещением их либо на особо удобных, либо, наоборот, неудобных местах; модератору нужно иметь хороший зрительный контакт со всеми участниками фокус-группы; участники должны хорошо видеть друг друга. Фокус-групповая дискуссия обычно выстраивается по определенному сценарию. Во-первых, он предполагает краткую, но содержательную вступительную речь модератора, в которой объясняется причина данного собрания, тема дискуссии, ее основная цель и задачи, контекст ее желательного обсуждения, т. е. тот аспект проблемы, на котором следует фокусировать внимание всем участникам дискуссии. Кроме того, ведущий обязан во вступительном слове: установить правила проведения заседания (выслушивать каждого выступающего до конца, не перебивать его речь, задавать ему вопросы только после завершения выступления, говорить все, что хочется, не боясь ошибиться, не допускать оскорбительных замечаний в адрес друг друга и т. п.); представить членам фокус-группы своих помощников, попросить участников дискуссии не обращать на них внимание; мотивировать участников на активное высказывание и отстаивание своего мнения, подчеркнуть необходимость решения обсуждаемой проблемы для самих участников фокус-группы, создать доверительную атмосферу в группе; завершать свою вступительную речь четкой формулировкой первого выносимого на коллективное обсуждение вопроса (перечень этих вопросов, конечно, продумывается в процессе подготовки к фокус-групповой дискуссии и включает в себя, как правило, от 3 до 15 формулировок). Крайне желательно, чтобы вопросы формулировались в таком виде, чтобы задевали «за живое» всех участников дискуссии, стимулировали их активность.
Затем начинается сама дискуссия – выявление мнений по поставленному вопросу. После установления всего спектра этих мнений модератор подводит предварительный итог, благодарит всех выступивших, особенно, высказавших оригинальные идеи, и ставит на обсуждение второй вопрос. Его содержание определяется, как правило, «домашней заготовкой», если обсуждение первого вопроса прошло так, как заранее предполагалось. Бывает, что обсуждение первого вопроса еще не приводит к острой дискуссии. Поэтому второй вопрос следует формулировать с целью обострения столкновения мнений, не нарушающего доверительной обстановки. Его обсуждение тоже завершается подведением итогов, благодарностью всем выступившим и выдвижением следующего вопроса. По такой схеме фокус-группа работает до выявления основных разногласий группы, всех «за» и «против» каждого из основных мнений. Последующую дискуссию следует повернуть на путь преодоления разногласий, стимулирования выработки консенсуса, формулирования конструктивных рекомендаций. Этому служат как «домашние заготовки» и экспромты модератора, так и применение им специальных методик конструктивизации конфликтных взаимодействий людей. Характеризуемая часть фокус-групповой дискуссии – сложная в организационном отношении, но наиболее информативная и ценная в научно-исследовательском плане. Здесь модератор должен перевести свою деятельность в режим медиатора конфликтологических переговоров, что требует от него специальных знаний и практических умений. Часто на этом этапе ведущему приходится вводить дополнительные правила дальнейшего дискутирования, аналогичные правилам конфликтологических переговоров. На этот этап фокус-группового обсуждения выпадает наиболее интенсивная работа помощников ведущего (наблюдателей, операторов, стенографистов). После выяснения главных путей преодоления разногласий и их четкой публичной фиксации ведущим, происходит их «утверждение» участниками фокус-группы. Иногда это делается путем голосования, но чаще обходятся без него. В последнем случае, однако, обязательно следует зафиксировать меру принятия всеми (или большинством) наиболее популярного варианта решения обсуждаемой проблемы. На этом заседание фокус-группы завершается, но начинается итоговый этап работы по характеризуемому методу. На завершающем этапе: а) обрабатываются стенограмма (видеомагнитофонная запись) заседания и протоколы наблюдений, составленные ассистентами ведущего; б) формулируются основные выводы о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы; в) полученные материалы и заключения сопоставляются с итогами аналогичной дискуссии в других фокус-группах, на основе чего определяются общие результаты проводимого исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|