Виды социальных экспериментов их классификация и характеристика
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Эксперимент (проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Нередко главной задачей эксперимента служат проверка гипотез и предсказание теории, имеющей принципиальное значение. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. Эксперименты различаются: а) степенью воздействия на изучаемый объект — активный, пассивный; б) организацией проведения — лабораторный, натурный; в) характером взаимодействия с объектом исследования — материальный (классический), вычислительный, мыслительный; г) ожидаемым результатом — качественный, количественный; д) числом варьируемых факторов — однофакторный, многофактор-ный; е) природой изучаемого объекта или явления — физический, экономический, социометрический, технологический и др. Рассмотрим особенности основных видов экспериментов. Активный эксперимент — это эксперимент, при котором исследователю удается выделять и оценивать доминирующие факторы, варьировать переменные и параметры,ставя опыты по разработанной и осмысленной программе. В целом активный эксперимент — это осуществление сознательного поиска варианта лучшего исполнения действия. Пассивный эксперимент предусматривает только наблюдение или измерение параметров и переменных, характеризующих функционирование объекта, т.е. их тестирование. В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент.
Лабораторные эксперименты проводят с применением специальных моделирующих систем и установок, стендов, а также измерительных приборов и других способов изучения. При достаточно полном научном обосновании исследований они позволяют получить ценную научную информацию с минимальными затратами времени и средств.' В теории организационного управления лабораторные эксперименты — это, как правило, вычислительные эксперименты, состоящие в проведении на вычислительных комплексах или системах экспериментов с математическими и имитационными моделями, описывающими поведение сложных процессов и систем в течение заданного периода времени. К особому классу лабораторных экспериментов следует отнести деловые игры, хозяйственные ситуации («case — stade») и компьютерные системы для решения практических задач управления. Натурные эксперименты имеют целью изучить функционирование процессов или системы в целом в реальных условиях с учетом воздействия разного характера случайных факторов внутренней и внешней среды. Вследствие громоздкости опытов требуются тщательные продумывание и планирование эксперимента. Одной из разновидностей натурного эксперимента является производственный эксперимент, часто сводящийся к сбору материалов в организациях, которые накапливают по стандартным формам. Их ценность заключается в том, что они систематизированы по единой методике за многие годы. Такие материалы хорошо поддаются обработке методами математической статистики и теории вероятностей. В ряде случаев производственный эксперимент эффективно проводить методом анкетирования. Для изучаемого процесса составляют тщательно продуманную методику. Основные данные собирают методом опроса по предварительно составленной анкете. К результатам опроса следует относиться с особой тщательностью, поскольку они не всегда содержат достаточно надежные данные.
В зависимости от сложности темы научного исследования объем проведения экспериментов может быть различным. Для подтвержде-ния рабочей гипотезы в лучшем случае достаточно будет проведения лабораторных экспериментов. В худшем случае потребуется серия экспериментальных исследований, включающая, например, поисковые, лабораторные и производственные исследования. Материальный эксперимент, в дальнейшем именуемый классическим, представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром. Объектом исследования выступают реальные системы, а также их физические и аналоговые модели. Вычислительный эксперимент — современная технология экспериментирования на компьютере с моделью функционирования объекта в течение продолжительного периода времени. Мыслительный эксперимент служит одной из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которого в воображении воспроизводится структура реального эксперимента, поэтому он не-редко выступает в роли идеального плана реального эксперимента и предшествует ему. Качественный эксперимент ставится с целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Количественный, или измерительный, эксперимент проводится для выявления количественной определенности какого-либо свойства изучаемого объекта или системы. Однофакторный и многофакторный эксперименты. Исследователь, начиная эксперимент, «погружается» в пространство факторов или не-зависимых переменных. В этом контексте для исследователя существу-ют два классических подхода: получить решение однофакторным или многофакторным методом. Концепция многофакторного эксперимента заключается в оптимальном использовании пространства независимых переменных.
Социометрический эксперимент используется для изучения суще-ствующих межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения. Технологический эксперимент направлен на изучение элементов и всего технологичес-кого процесса в целом. Аналогично можно говорить об экономическом эксперименте, эксперименте по обучению персонала и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|