Понятие, методы и функции криминологии.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ План. Введение. Понятие, система, методы, задачи и функции криминологии. 1.1. Понятие и предмет криминологии. 1.2. Система криминологии и ее связь с другими науками. 1.3. Методы, задачи и функции криминологии. Преступность, ее детерминанты. 2.1. Понятие преступности, ее признаки. Основные характеристики преступности. 2.2. Подходы к анализу детерминант преступности 2.3. Причины преступности 2.4. Условия преступности 2.5. Классификация причин и условий Заключение. Список использованной литературы.
Введение. Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире. Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos" (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности". Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления. Преступность в своих проявлениях многообразна, многолика, что создает огромные трудности, как для ее теоретического осмысления, так и для практики борьбы с ней. Она различается по тяжести отдельных ее составляющих, по территориям, видам, характеристике лиц, совершающих преступления, и по многим другим параметрам. Она нацеливает общество на трудную (и не всегда успешную) борьбу с преступностью, обязывает глубоко анализировать ее причины, условия, ей способствующие, изучать тех, кто совершает преступления, разрабатывать разумные средства контроля за преступностью, предупреждения преступлений, определять те меры, которые связаны решением экономических, социально – культурных, воспитательных задач, осуществляемых обществом, государством, различными их ячейками.
Современный этап развития российского общества характеризуется стратегическим курсом на создание правового государства. В стране осуществляются радикальные социально-экономические реформы, идет процесс демократизации всех сторон общественной жизни, который невозможен без укрепления законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем в последние годы произошло резкое ухудшение криминальной обстановки, которая в настоящее время оценивается как чрезвычайно острая и сложная. В первой части данной работы дается понятие криминологии, рассматриваются ее основные методы, задачи и функции. Во второй части сделана попытка дать определение преступности, причинам и условиям ее возникновения, рассмотрены меры предупреждения преступности. Понятие, методы и функции криминологии. 1.1. Понятие и предмет криминологии. Криминология изучает закономерности отдельных видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию принимаемых мер по борьбе с преступностью. В этом состоит ее отличие от уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание. Криминология изучает проявления таких объективных закономерностей: - преступность во всех ее проявлениях;- личность преступника; - детерминация и причины преступности; - подверженность преступности к различным воздействиям; - уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.Личность преступника определяется в криминологии как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.Причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических и т.п. явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие.Исходя из вышесказанного, можно составить определенный перечень проявлений, изучаемых криминологией: 1. индивидуальное преступное поведение; 2. отдельные виды преступности, выделяемые по объекту посягательств; 3. формы вины (умышленная, неосторожная); 4. преступность представителей различных социальных групп; 5. преступность в различных регионах; 6. преступность в различных сферах общественной жизни; 7. преступность в государстве в целом; 8. преступность человеческого общества на конкретных этапах его существования.Впервые термин " Криминология " появился на страницах печати в конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям: Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.
Представители второго направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия. Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г. Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века.
Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой. Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США. Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы. Изучаемые составные предмета криминологии расположены в следующей последовательности: 1. Преступность (сущность и ее закономерности) 2. Личность преступника 3. Детерминанты преступности4. Предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности.Все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во-вторых, изучаются не только этой наукой. В общем виде специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений проявляется в следующем: 1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. 2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов. 3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности. 4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения (социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.) 1. 1.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|