Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация причин и условий




Классификация детерминант преступности осуществляется по двум основаниям:

По уровню действия (субординации) выделяют причины и условия преступности в целом, отдельных видов преступности (например, насильственной) и причины и условия конкретного преступления. Чем выше уровень действия детерминанты, тем более общее содержание она имеет.

По содержанию выделяют социально-экономические, социально-психологические, воспитательные, правовые, организационно-управленческие и иные причины. Наибольшее значение имеют социально-психологические детерминанты, поскольку именно они выступают в качестве непосредственных причин преступлений.

Условия преступности также классифицируются по их природе на те, которые оказывают формирующее воздействие на причины преступности (например, сюда относятся экономические, идеологические, правовые и иные проблемы и противоречия общества), и те, которые облегчают реализацию конкретной преступной мотивации (как правило, это неэффективность системы социального контроля в соответствующей сфере).

Общественные явления и преступность могут находиться и в иной зависимости, не являющейся причинной (то есть могут быть связаны между собой, но при этом одно явление не является порождающим другое). К числу таких связей относятся:

Функциональная зависимость. Она имеет место, когда связь двух явлений между собой определяется воздействием какого-либо третьего фактора: например, возрастание уровня безработицы одновременно влечёт за собой увеличение числа корыстных преступлений против собственности и снижение покупательского спроса.

Статистическая связь. Она имеется в случаях, когда изменения одного из факторов находятся в зависимости от изменений другого. Частным случаем статистической связи является корреляционная зависимость. Наличие статистической зависимости не является достаточным условием для констатации существования причинно-следственной зависимости между явлениями, поскольку влияние одного фактора на другой может быть опосредовано каким-либо третьим фактором.

Связь состояний. Такой вид зависимости означает, что состояние явления в настоящий момент и в определённых условиях внешней среды детерминирует состояние этого же явления в другой момент времени. Например, высокие показатели преступности среди возрастной группы несовершеннолетних в условиях, когда профилактическое воздействие органами, исполняющими наказание осуществляется неэффективно, могут по прошествии нескольких лет определить всплеск рецидивной преступности с высокой долей ранее судимых молодых граждан.

 

Заключение.

В данной работе были рассмотрены понятие криминологии, ее методы, задачи и функции; также было дано определение преступности, рассмотрены ее основные условия и причины.

Следует заметить, что в последнее время усилилось криминогенное действие фактора страха перед преступностью и преступниками. Данное психическое состояние всегда в той или иной мере сопутствовало преступности, особенно насильственной[1].

Криминология, как наука прикладная, призвана обеспечивать научное управление социальными процессами, связанными с предупреждением преступности. Проблема предупреждения преступности в известном смысле фокусирует все остальные вопросы, изучаемые криминологией.

В чем же заключается специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений? В общем виде такая специфика проявляется в следующем:

1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения (социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре группы изучаемых социальных явлений: преступность; личность преступника; причины и условия преступности (детерминанты); предупреждение (профилактика) преступности.

«Преступность, как известно, социальное явление, сопровождающее человечество столько времени, сколько существует само общество...

Криминология - наука, изучающая (обобщенно говоря) преступность...»[2]

 


Список использованной литературы.

Статьи и публикации:

1. Куракин Л. Л. «Криминологические проблемы деятельности прокуратуры по пре­дупреждению преступлений». Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.

2. Лунеев В. В. «Тенденции современной преступности и борьбы с нею в России»/ «Государство и право». 2004. № 1.

3. Смирнов Г. Г. «Причинный комплекс преступности как объект криминологического предупреждения»//»Правоведение», 2005г., № 2.

Учебная и научная литература

1. Аванесов Г. А. «Криминология». М., 1984.

2. Алексеев А. И. «Криминология»: учебник для вузов. М., 2001.

3. Антонян Ю. М. «Изучение личности преступника». М., 1982.

4. «Криминология»: Учебник/Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб, 2002.

5. Гилинский Я. «Криминология. Курс лекций». - СПб., 2002.

6. Глухова А.А. «Виктимологические факторы преступности» Н. Новгород, 1999.

7. Долгова А. И. «Преступность, ее организованность и криминальное общество». М., 2003.

8. «Криминология»: Учебник /Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М., 2004.

9. «Криминология»: Учебник для вузов/Под ред. В. Д. Малкова. М., 2005.

10. Стручков Н. А. «Проблема личности преступника». Л., 1983.

11. Хохряков Г.Ф. «Криминология»: Учебник / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. - М., 2003.


[1] Смирнов Г. Г. Причинный комплекс преступности как объект криминологического предупреждения // Правоведение, 2005г., № 2.

[2] Долгова А. И. «Преступность, ее организованность и криминальное общество». М., 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...