Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мультфильм «Суперсемейка» (Pixar, 2004): Американский подход к решению проблем




 

Наркотики

Секс

Насилие

Мораль

 

Участники проекта «Научи Хорошему» за всю историю существования детально изучили львиную долю произведений детища Уолта Диснея, тогда как творчество дочерней компании Pixar было оставлено пока практически без внимания. Прежде чем приступить к рассмотрению обзора мультфильма из заголовка, следует выделить пару основных черт, проходящих через всю продукцию компании Pixar.

Большинство сюжетных линий Pixar идентичны. Под соусом из разных декораций из фильма в фильм кочует одна и та же идея – противопоставление и сравнение с человеком созданий нечеловеческого рода, будь то насекомые («Приключения Флика»), животные («Рататуй», «В поисках Немо»), монстры («Корпорация монстров»), инопланетяне («Похищение»), олицетворения эмоций («Головоломка»), игрушки или механизмы с искусственным интеллектом («История игрушек», «Валл-И»). Из стройного ряда так или иначе выбивается лишь единственная франшиза. Три части «Тачек» – оцениваются множеством критиков исключительно как проект – дойная корова, стригущая кассовые сборы благодаря грамотному маркетингу среди детской аудитории. В данном случае автомобили выходят на экраны вообще без участия человека.

Род протагонистов неважен – главное, что представители его вида антропоморфны, обладают схожим с людьми интеллектом и испытывают душевные переживания. Притом цивилизация в традиционном смысле слова присутствует в кадре либо в расцвете сил, либо в виде своих редких остатков.

Кроме однообразности (читать «систематичности») повествований, не отличаются уникальностью и сюжетные ходы компании, переходящие в откровенные штампы. Судить об их полезности или вредности легче в рамках отдельных рецензий, но размытость морали некоторых посылов видна невооружённым глазом:

· Конфликт из-за несовместимости напарников (13 фильмов из 16) +-

· Принятие друг другом существ с пропастью между их мировоззрениями, доходящей до абсурдных размеров (7 из 16) -

· Приключения как двигатель динамики истории (12 из 16) +

· Потеря близкого персонажа (8 из 16) +-

· Взросление ребёнка и его выход из-под родительского контроля, страдание положительного героя от семейных невзгод (10 из 16) +-

· Значительное количество второстепенных персонажей, отвлекающих внимание от ключевой идеи (13 из 16) -

· Нахождение своего призвания (12 из 16) +

Проанализированы мультфильмы «История Игрушек» (1,2,3), «Тачки» (1,2), «В поисках Немо», «Корпорация» и «Университет монстров», «Рататуй», «Валл-И», «Вверх», «Головоломка», «Приключения Флика», «Суперсемейка», «Хороший динозавр», «В поисках Дори».

 

Итак, в этой рецензии речь пойдёт о мультфильме «Суперсемейка» 2004 года выпуска, который пришелся на детские годы современного молодого поколения.

«Суперсемейка» в силу своей оригинальности представляет собой интересный для анализа продукт. Лейтмотивом ленты служит противостояние меньшинства (сверхлюдей) и неосведомлённого и стандартизированного большинства. Сам сюжет вдохновлён комиксами «старой школы» (Супермэн, Бэтмен, Человек-Паук, Фантастическая Четвёрка), но в нём не встречается ни один из знакомых ранее тривиальных супергероев. Действие поставлено в 1950-60-х годах и превосходно отражает атмосферу времени с точки зрения технического исполнения.

Архитектура, костюмы, стиль диалогов проработаны до мелочей, музыкальная дорожка подобрана идеально (один из двух Оскаров получен за звуковой монтаж). Фильм выступает в роли некоего моста между американской классикой анимации (например, «Лис и Пёс», «Король Лев» от Disney) и современным «гуманистическим» подходом, где акцент ставится на изменения во внутреннем мире персонажей («Валл-И», «История Игрушек» и другие фильмы, ставшие предвестниками новой эпохи в мире анимации).

Несмотря на то, что фильму был поставлен возрастной рейтинг PG (под присмотром родителей), он явно рассчитан и на взрослую аудиторию, так как демонстрирует много тонких моментов и сатирических аллегорий на типичное общество Штатов тех времён. Также в нём отражено несколько любопытных идей, которые можно отнести к тому, что Д.Буш-старший в своё время назвал движением к «Новому Мировому Порядку».

 

Переписывать анонс заново смысла нет, поэтому предлагаю обратиться к весьма «съедобной» версии краткого содержания от русскоязычной Википедии:

Мистер Исключительный (настоящее имя Боб Парр) – известный супергерой. После очередной ночи, когда он спас банк от ограбления, самоубийцу – от смерти, поезд – от крушения и успел жениться на супергероине Эластике, в его жизни начинаются проблемы. Недовольные спасённые заваливают его судебными исками, и Исключительный вынужден изменить образ жизни и уйти на покой.

Проходит 15 лет. Мистер Исключительный остепенился, обзавёлся семьёй и живёт под прикрытием, работая клерком в страховой компании. Супруга Боба, Хелен Парр (в прошлом Эластика), родила ему трёх детей – Фиалку, Шастика и Джек-Джека. Все носители необычных способностей.

Боб Парр тоскует по прежней жизни и по ночам украдкой прослушивает полицейскую радиоволну с другом Фреоном. Иногда втайне от жён они принимаются за старое и спасают кого-нибудь. Офисная работа всё больше надоедает Бобу, и после ссоры с начальником его увольняют. В этот же день Боб получает послание от девушки, называющей себя «Мираж», из которого следует, что на его сверхспособности есть спрос. Неизвестная организация нанимает его на разовую работу по испытанию боевого робота Oмнидройда новой конструкции. Мистер Исключительный успешно уничтожает робота и получает солидный гонорар, позволяющий поправить дела и скрывать от всех, что он вновь взялся за прежнее ремесло.

Так продолжается в течение двух месяцев, пока миссис Парр не заподозрила неладное, обнаружив свежую заплатку на его старом супер-костюме. Зачем он понадобился мистеру Исключительному, ей неизвестно. Тем временем, он получил новое задание и попал в беду. За тайной организацией, на которую он работал, стоит его бывший фанат. 15 лет назад юный изобретатель Бадди Пайн, мечтающий стать супергероем, попросился помогать Исключительному в качестве помощника и получил отказ. Это страшно оскорбило Бадди, и он затаил злобу на всех супергероев (в особенности на мистера Исключительного). Все эти долгие годы он строил план мести, заманивая неприятелей на частный остров с секретной лабораторией и военной базой.

Второе задание должно было отправить мистера Исключительного на тот свет. Однако на помощь отцу и мужу отправляются члены Суперсемейки. Для того чтобы спастись, им приходится стать единой командой и уничтожить Омнидройда v.10 и бывшего фаната Мистера Исключительного – Синдрома. В сложившейся ситуации оказываются востребованы сверхспособности каждого из героев: Хелен – гибкость и растяжение, Фиалка – силовое поле и невидимость, Шастик – сверхскорость.

 

Чему же учит фильм?

Сочетание детских образов с недетскими занятиями.

В фильме предстоит увидеть эпизоды с участием детей, которым в своём невинном возрасте необходимо выживать, при этом не церемонясь с противниками. Соответственно, присутствуют сцены прямого и косвенного убийства ими людей. Никакого раскаяния за случившееся герои не чувствуют, это абсолютная норма для героев. Тем самым фильм воспитывает в юных зрителях жестокость и пренебрежение ценностью человеческой жизни.

Поощрение безответственного и непропорционального использования суперспособностей.

Эпизод, в котором Боб Парр после бесплодного разговора с боссом страховой компании пробивает им несколько стен в офисном здании, преподносится как гэг, хотя вскоре становится ясно, что это действие принесло тяжкий вред здоровью бюрократа. Шастик, в свою очередь, применяет скорость для того, чтобы незаметно подложить кнопку под стул учителя или для победы в соревнованиях по бегу в конце фильма. В обоих случаях семья поддерживает его либо покрывает.

Аморфность зла.

Главный злодей фильма выглядит и ведёт себя уж слишком карикатурно, а его многочисленная армия состоит из одной и той же клонированной модели. Таким образом, зрителю дают настолько слабый контраст между добром и злом, что он видит лишь поверхностную разницу: там – плохие парни, здесь – хорошие. Представители тёмной стороны наделяются в том числе и некоторым обаянием, шармом, создающим привлекательный образ. Почти все внутренние мотивы поведения персонажей (пожалуй, кроме бешеного желания самореализоваться) остаются за кадром, их бэкграунд прописан неубедительно. С помощью этого приёма авторы сумели ещё ярче подчеркнуть избранность, неотмирность персонажей, стоящих во главе угла. Личная борьба между Бобом с его суперсемейкой и Синдромом превозносится выше, чем интересы, за которые они должны сражаться априори.

Чрезмерный акцент на реалистичности негативных образов.

Как уже было подмечено, герои не сильно беспокоятся о нескольких жертвах во имя благой цели. Такой подход провозглашает известный безнравственный девиз: “Цель оправдывает средства”. Также в фильме со смаком описываются несколько смертей супергероев от несчастных случаев, превращение младенца в демона. В случае экстренной остановки поезда показываются несколько пассажиров со сломанными шеями; при спасении людей в горящем здании Боб и Фреон пользуются пострадавшими в качестве живых щитов. В результате спасительных действий супергероев целый квартал Метровилля оказывается в руинах. Известно, что в последний момент перед запуском в прокат была вырезана сцена с гибелью личного пилота Хелен из-за излишней жестокости.

Напомним, что фильм рассчитан и на детскую аудиторию.

Сакрализация элит.

Фильм воспитывает культ сверхличностей – вся массовка в виде обычных граждан на фоне главных персонажей выглядит не иначе, как безмозглое стадо, управляемое простейшими инстинктами и потребностями. Притом отбор в супергеройскую элиту здесь происходит не по усилиям персонажей на пути развития своих навыков и раскрытия талантов, а по простому признаку принадлежности к такой вот «необычной семье». Сверхпособности возникают из ниоткуда и воспринимаются как данность. Т.е. косвенно главные герои мультфильма демонстрируют, что нет никакой необходимости трудиться и совершенствоваться, суперсила и избранность просто подана «на тарелочке».

Ранние позывы к феминизму.

Хелен зачастую вынуждена действовать совсем не женственно, раскидывая толпы врагов. Более того, из её уст иногда звучат реплики типа «Вечно нам, женщинам, приходится убирать за мужчинами».

Сила традиционной семьи в её единстве.

Как несложно догадаться, все суперспособности героев основаны на распределении амплуа в обычной семье. Помимо моментов борьбы героини Хелен с толпами врагов, мультфильм в остальном не передёргивает гендерные роли – отец является самым сильным в семействе, мама очень гибка, успевает за всеми сразу и отвечает за домашний уют, девочка отображает стеснительного и замкнутого подростка, а мальчик не в меру гиперактивен, что характерно для его возраста.

Не обнаружено никаких намёков на однополые браки, сексуальность в отношениях показана относительно скромно, что само по себе редкость в Голливуде последних лет. Семья учится жить и бороться плечом к плечу, преодолевая трудности в связи с остракизмом и страхи перед любыми опасностями ради сохранения жизни близких. Принцип взаимопомощи играет решающую роль в ряде эпизодов. Иные добрые побуждения присутствуют местами – например, Боб помогает избежать своим клиентам навязанной бумажной волокиты (в этих эпизодах также искромётно высмеивается жизнь заурядного клерка).

Трансформация отрицательного персонажа в положительного по ходу сюжета.

Так, бывшая правая рука Синдрома Мираж, попавшая на крючок его обещаний, разочаровывается в его идеалах (это раскрывается в сцене, когда он сбивает самолёт, зная, что на борту есть дети) и позже дважды помогает протагонистам бежать, освобождая Боба и выдавая пароль для запуска ракеты. Надо отметить, что семейка не отплатила ей благодарностью – мистер Исключительный при случае взял её в заложники, впоследствии чуть не задушил, а миссис Исключительная, приняв её за разлучницу, при первой же встрече отправила в нокаут.

Отдельного пункта в обзоре стоят следующие интересные моменты, дающие пищу для размышлений:

· После злосчастного нервного срыва Боба на работе в больницу приходит агент правительства, заявляющий, что издержки суперсилы слишком высоки – приходится оплачивать причинённый ущерб, стирать память и запускать программу “переселения супергероев”, которая является пародией на программу защиты свидетелей. Здесь идёт отсылка на многочисленные тайные эксперименты над людьми, предположительно проводимые США как раз в послевоенные годы.

· Главный злодей фильма вскользь упоминает, что разбогател на разработке оружия, в том числе боевых роботов, для спецслужб. Получается, что люди со способностями выявлялись и уничтожались с попустительства официального правительства или даже преднамеренно (эта деталь продолжает традицию поднимать частную власть и богатство выше законных авторитетов), что намного ближе к реальности, чем можно себе представить, если отбросить лишнюю мишуру вроде броских костюмчиков. Это можно воспринимать и как некий аналог «охоты на ведьм», в ходе которой цвет нации уничтожается физически.

· В пресловутой сцене с вызовом к начальнику на ковёр, босс раскрывает паразитическую суть крупных корпораций, наживающихся на людском горе: (Босс – Б, мистер Исключительный – МИ)

Б: Меня клиенты ваши огорчают.
МИ: Неужели жалобы есть?
Б: Жалоб я не боюсь, но меня пугает необъяснимая осведомлённость ваших клиентов о тайнах нашей системы. Они – асы, Боб. Умело используют лазейки, обходят любые препоны. Им совсем не страшна бюрократия!
***

МИ: Мы должны помогать людям.
Б: Да, но только своим людям. И прежде всего, держателям акций, а вы помогаете кому, а?!

· В середине картины происходит очень незаметная подмена героичности деятельности супергероя – Бобу предлагают контракт не на уничтожение робота Омнидроида, а на его вывод из строя для проверки боевых качеств и создания новых, более убийственных моделей. После выполнения этого задания Боб возвращается домой посвежевшим, становится более внимательным к родным, получает мотивацию сбросить лишний вес. То есть, иначе говоря, содействие созданию оружия массового поражения за крупную сумму подкрепляется по смыслу как позитивная деятельность для супергероя! Нонсенс.

Итого:

Наркотики

Отсутствуют

Секс

Отсутствует, проявления любви ограничены поцелуями и флиртом

Насилие

В запредельном количестве, чего ещё ждать от боевика

Мораль

Для неискушённого зрителя первичный негативный отклик от просмотра фильма сглаживается удачно вписанными трогательными сценами, связанными с воссоединением семьи. Нехитрым образом – позывами к эмпатии – создатели закрашивают жирным слоем бестолковость образов, а также несбыточность и деструктивность основной идеи. Фильм оставляет глубокое впечатление от качественной работы, однако идейная составляющая несёт в себе восхваление максимализма, непоследовательности действий, абсолютной свободы действий, избранности, которая снимает ответственность за любые прегрешения. Мультфильм навязывает с ранних лет манеру беспрецедентной исключительности, пренебрежение чужими интересами и наглое отношение к серьёзным вопросам, затрагивающим весь мир.

Никита Тяжлов

 

«Тайна аббатства Келлс»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...