Тема 2. Геоэкономическое пространство: теоретические и прикладные проблемы развития.
Геоэкономика исследует поведение государства в условиях геоэкономической конкуренции, анализирует особенности его стратегии и тактики на глобальном рынке. Роль новой науки видят и в том, что именно она позволяет рассмотреть и в конечном итоге решить проблему сбалансированного и пропорционального развития всего современного комплекса мирохозяйственных связей. Однако, несмотря на значимость геоэкономики для выбора механизмов и методов политики государства в эпоху глобализации, в понимании ее предмета и границ нет полного единства. Она, во-первых, рассматривается как одно из ответвлений геополитики, во-вторых, претендует на место, ранее занимаемое геостратегией, причем в той мере, в которой практика межгосударственных конфликтов смещается из сферы военного противоборства в сферу экономического соперничества. Предмет "геоэкономика" также увязывается с процессами экономической и политической динамики национальных государств в контексте глобальных мир-экономических сдвигов. В этом смысле геоэкономику представляют как экономическую геополитику, исследующую поведение государства, нацеленное на повышение национальной конкурентоспособности, в условиях жесткой конкуренции на международной арене. Существуют и иные точки зрения, например, противопоставляющие геополитику и геоэкономику. Все названные подходы отражаются в различных концепциях национальных школ геоэкономики. Основателем геоэкономики как науки, как уже отмечалось, является лидер американской школы геоэкономики Эдвард Люттвак. Он противопоставлял геоэкономику, понимаемую как теоретическое обоснование государственной политики, нацеленной, прежде всего, на победу в экономическом соревновании между развитыми государствами, геополитике с ее акцентами на использование военной мощи для достижения внешнеэкономических и внешнеполитических целей. Геоэкономика требует разработать приемы экономической обороны и наступления, направленные на то, чтобы "обеспечить наилучшую возможную занятость для наибольшей части своего населения", а если понадобится, то и в ущерб населению чужих стран.
В первоначальной формулировке Э. Люттвака миссия геоэкономики определялась так: "Если внутреннее сплочение [нации ] должно быть поддержано консолидирующей угрозой, то сегодня таковой обязана стать угроза экономическая". Основная разница между геоэкономикой и классической геополитикой должна, по Люттваку, определяться двумя моментами. Во-первых, большим плюрализмом модальностей мировой политики, среди которых перестает откровенно главенствовать военно-силовая модальность. Во-вторых, тем, что прежде государства не только были субъектами мировой борьбы, но и одновременно образовывали само ее поле. Пространства, обретшие субъектность, тягались между собой, стремясь одну географическую позицию ущемить в пользу другой или подчинить ей. Теперь же государствам предстоит бороться на поле мировой экономики, коего они собою не покрывают: его значительную часть образует приватный, в том числе транснациональный, капитал, чья логика может не совпадать с геоэкономическими задачами наций. По мнению Люттвака, на смену геополитическому конфликту приходит конфликт геоэкономический. Геоэкономика занимается анализом стратегий государств и разработкой инструментов развития национальной конкурентоспособности. Геоэкономика исследует связь между властью и пространством, но пространством "виртуальным", которое освобождено от территориальных границ и физических характеристик, свойственных геополитике. Главное отличие геоэкономики от геополитики — это технологическое и коммерческое первенство, но не контроль регионов. Геоэкономика не означает завершение эры геополитики как интерпретации явлений и соперничества власти относительно регионов. Геоэкономический подход показывает современную оценку удельного веса различных факторов в международной политике. Ожидается, что взаимосвязь между экономическими интересами и внешней политикой будет становиться более тесной и важной, "но в то же время менее поддающейся регулированию и более сложной для общественного понимания". Позднее Э. Люттвак развил тезис о "консолидирующей экономической угрозе". Он выдвинул ставшие очень популярными понятия "турбокапитализма" движущихся по планете финансовых потоков и "призрака бедности", появляющегося перед странами из-за своенравия геофинансов.
Среди виднейших представителей американской школы геоэкономики следует также назвать Эндрю Лейшона и Улья-ма Нестера, рассматривающих особенности новой науки в контексте своих научных интересов. Э. Лейшон утверждал, например, что развивающаяся геоэкономическая теория содержит множество различных элементов, из которых три особенно примечательны: — осмысление новой роли государств в рамках торжества экономического неолиберализма; — "всеобщая маркетизация" международных отношений, в которой геополитические интересы теряют смысл; — существование множества "экономических миров", которые находятся в рамках национальных границ. У. Нестер также доказывал примат геоэкономики в международных отношениях на основе анализа современной истории. Он ввел ряд терминологических новаций, имеющих большое значение для становления науки. В их числе: геоэкономический конфликт, геоэкономическое сотрудничество, геоэкономическая сила, ее источники, баланс, использование. Виднейшим представителем французской школы геоэкономики является Жак Аттали (род. в 1943), бывший долгие годы личным советником президента Франции Ф. Миттерана и некоторое время директором Европейского банка реконструкции и развития. В книге "Линии горизонта" он рассматривает мировую экономическую реальность в ее отношении к мировому же пространству и приходит к выводу, что для "геоэкономики совершенно не важно, какой народ проживает на той или иной территории, какова его история, культурные традиции и т. д.; заслуживает внимания лишь то, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупнейшие производства, т. е. она подходит к миру и его реалиям так, как если бы мировое правительство существовало и единое планетарное государство уже состоялось". По мнению Ж. Аттали, современный мир господства либеральных ценностей, рыночных отношений и информационных технологий формируется на принципах геоэкономики. При этом вся деловая жизнь вращается вокруг трех деловых ядер — экономических пространств или финансово-промышленных зон: американского, европейского и тихоокеанского, которые концентрически структурируют вокруг себя менее развитые регионы, расположенные в пространственной близости.
В Италии концепция геоэкономики активно разрабатывалас генералом Карло Жаном (род. в 1936), опубликовавшим, в част ности, в начале 1991 г. статью "Геоэкономика: инструментарий стратегия и тактика", несущую отпечаток геополитических конструктов и военно-стратегического стиля мышления автора. П мнению К. Жана, "геоэкономика основывается не только на логике, но и на синтаксисе геополитики и геостратегии, а в более широком смысле — и на всей практикологии конфликтных ситуаций". В целом в трудах итальянских ученых под геоэкономикой понимается "дисциплина, изучающая те аспекты международной конкуренции, где главными действующими лицами выступают не корпорации, тресты или банки, а государства". Для этих авторов характерно стремление интегрировать экономические понятия в политическую науку, констатируя, что "экономические цели, преследуемые геоэкономикой, структурно гораздо ближе конечным политическим устремлениям государства (создание богатства, процветание и благополучие граждан являются не только экономическими, но и политическими целями)", так как в конечном счете "экономика не только цель, но и средство политики". Согласно К. Жану и П. Савона, "геоэкономика — это экономическая политика, идущая на смену — по крайней мере, в промышленно развитых государствах — преимущественно военной геополитике прошлого. Сама геоэкономика, ее законы и механизмы становятся парадигмой административно-правовой организации государства", "геоэкономический подход объединяет все экономические установки и структуры какой-либо страны в единую стратегию, учитывающую общемировую ситуацию". Итальянцы одни из первых осознали опасность геоэкономического экспансионизма, особенно высоких геоэкономических технологий, мировых блуждающих воспроизводственных ядер, бешеную перестройку экономических границ, слабость государственных институтов, неспособность их противостоять наднациональным структурам и подняли вопрос о защите государственности от надвигающейся опасности нерегулируемого поведения транснацио-нализированных международных структур.
В России разработка геоэкономического инструментария исследователями и освоение геоэкономического подхода государственными учреждениями начались непосредственно после распада СССР. Российская школа геоэкономики представлена различными концепциями, охватывающими огромный спектр теоретико-методологических и практических проблем развития науки и страны. При этом всех исследователей объединяет поиск такой модели геоэкономического мироустройства, в основе которой было бы равновесие стратегических интересов, баланс реально сложившихся зон геоэкономического влияния с учетом цивилизационных факторов. Что касается взглядов на место геоэкономики в системе научного знания относительно геополитики в российской школе, можно условно выделить три группы авторов. К представителям первой группы, рассматривающим геоэкономику как продолжение и альтернативу геополитики, следует прежде всего отнести Эрнеста Кочетова — основателя российской школы геоэкономики и Александра Неклессу — известного политолога, специализирующегося на геоэкономическом анализе глобальных проблем. В их работах концепция геоэкономики в значительной мере отошла от прочтения предмета в русле идей геополитики и конфликтологии и оказалась под сильным влиянием идей экономической науки и глобалистики. Э. Кочетов стал автором первого в СНГ учебника по геоэкономике, причем ориентированного на практическую деятельность по разработке национальной стратегии развития. Он следующим образом определяет свое понимание сущности геоэкономики: "Геоэкономика — 1) концептуальное воззрение, отражающее интерпретацию глобального мира через систему экономических атрибутов; 2) вынесенная за национальные рамки система экономических атрибутов и экономических отношений, определяющих контур глобального экономического пространства, в котором разворачиваются мировые экономические процессы. Геоэкономика выступает как симбиоз национальных экономик и государственных институтов, переплетение нацио нальных и наднациональных экономических и государственны структур; 3) политологическая система взглядов (концепций), согласно которой политика государства предопределяется экономическими факторами, оперированием на геоэкономическом атласе мира (в том числе на национальной его части), включением национальных экономик и их хозяйственных субъектов в мировые интернационализированные воспроизводственные ядра (циклы) с целью участия в формировании и распределении мирового дохода, используя высокие геоэкономические технологии"1.
Для А. Неклессы характерным является определение геоэкономики как "пространственной локализации типов экономической деятельности в глобальном контексте и связанной с этим феноменом новой формулы мирового разделения труда, а также как слияние политики и экономики в сфере международных отношений, формирование на этой основе системы стратегических (глобальных) взаимодействий"2. По его мнению, современное мировое разделение труда создает четкое членение мира на экономические макроструктуры — в зависимости от "модернизированное™" экономики и места в глобальном сообществе. Вторая группа исследователей рассматривает геоэкономику как составную часть современной геополитики. Например, В. Рогов утверждает, что "Геоэкономика есть экономический язык геополитики. Геоэкономика как концепция позволяет генерировать экономические картины мира и образы национальных хозяйств. Разнообразие геополитических картин мира является, в том числе по субъективным причинам, исходной предпосылкой для появления различных экономических картин мира как среды, в которой взаимодействуют государства. Это правомерно, поскольку понятие среды неотделимо от субъекта, в нашем случае государства как географического организма"1. Аналогичных взглядов придерживается В. Цымбурский, характеризующий геоэкономику как отрасль геополитики, достаточно автономную, но тем не менее находящуюся в естественном взаимодействии с другими геополитическими отраслями"2. К сторонникам третьей группы относятся исследователи, доказывающие, что геополитика и геоэкономика связаны между собой, но не являются простым продолжением друг друга. Так, А. Д. Богатуров утверждает, что "современная реальность исключает уместность использования геополитического подхода в отрыве от геоэкономического — в той мере, как экономические тяготения приобрели за последний век способность реально влиять на внешнюю политику государств и международные отношения, не проступая явно на уровне формальных государственно признанных и легко обозреваемых изменений-последствий. Магистральной линией методологии анализа, скорее всего, станет определенный синтез обоих геоподходов"3. Вместо противопоставления геоэкономики и геополитики, полагают В. Пантин и В. Лапкин, более плодотворным является их синтез в рамках направления, которое предлагается называть геоэкономической политикой, изучающей роль пространственно-географических и ресурсно-экономических факторов в функционировании политических систем, а также роль пространственных и политических факторов в функционировании экономических систем"4. Попытка учитывать цивилизационные факторы развития позволяет М. А. Шепелеву, А. Т. Бариской и М. И. Шмелевой определить геоэкономику как отрасль экономической науки, изучающую процессы и результаты воздействия экономических субъектов, национальных и глобальной экономик на международное пространство с целью его использования в своих экономических интересах. При таком подходе геоэкономика в неразрывной связи с геополитикой, геоэкологией и геокультурологией формирует новую систему геосоциальных наук. Таким образом, российскую школу геоэкономики характеризует более широкий спектр направлений, чем у рассмотренных выше американской, итальянской, французской научных школ. При этом принципиальным теоретическим и методологическим отличием взглядов российских исследователей геоэкономики является разработка новых механизмов взаимодействия действующих в глобальной геоэкономической сфере локальных субъектов. Геоэкономика, по мнению российских ученых, должна решать следующие задачи: определение новых форм, методов и стратегий глобального оперирования; формирование эффективных транснациональных воспроизводственных цепей, создающих новую производительность труда и проносящих колоссальный стратегический эффект; выяснение причин возникающих геоэкономических конфликтов (войн) на мировом рынке; нахождение баланса интересов и путей гармонизации всех акторов мировой хозяйственной системы. Проблемы геоэкономики начинают рассматриваться исследователями других постсоветствих государств. Например, на Украине она рассматривается преимущественно как современная геополитика, реализуемая новыми средствами и формирующаяся под воздействием факторов глобализации и регионализации. Так, В. Дергачев, определяет геоэкономику как "новую систему экономической организации мирового хозяйства", "науку о государственной стратегии достижения мирового или регионального могущества преимущественно экономическим путем"1. Изучение теоретико-методологических подходов к анализу предмета и содержания геоэкономики показывает, что ее место в системе научного знания еще не определено. Существующие взаимосвязи наук, Несмотря на отсутствие однозначного прочтения и толкования своего содержания, геоэкономика в современный период становится важнейшим инструментом государственной политики. В условиях глобализации именно геоэкономический подход позволяет реализовать предпринимательскую функцию государства, нацеливая органы власти и управления на создание благоприятной для конкуренции институциональной среды, гарантирующей безопасность бизнеса, минимизирующей политические и социальные риски и др. Это актуализирует проблему операционализации геоэкономических методов и показа-телей, перевода их в параметры деятельности различных стру тур и организаций, способных реализовывать цели внутренн го и внешнего развития страны. В силу сложившихся обстоятельств геоэкономический по ход еще не получил должного развития в науке. Особенност его практического использования при анализе тех или ины проблем недостаточно описаны и систематизированы. Тем н менее развитие теоретической и прикладной геоэкономики по зволяют сформулировать и раскрыть основные требования методам геоэкономического анализа поведения акторов миро хозяйственных связей. Теоретическим обоснованием геоэкономического подход могут служить общие предпосылки, содержащиеся в теори действия американского социолога Т. Парсонса, рассматрива ющего структуру общества как иерархическую модель взаимо действия людей, их групп и государства. Этот подход позволя ет сочетать в анализе как отдельные элементы: основные фун кциональные подсистемы общества (экономики, политики, со циетального сообщества и культуры), так и общество как цело Особое значение имеет взаимообмен между функциональным подсистемами. Например, взаимодействие политики с экономи ческой подсистемой общества создает систему мобилизаци ресурсов.В процессе своего длительного функционирования сопряженной с этим внутренней дифференциацией она накап ливает значительные ресурсы власти и собственности, необхо димые для стабилизации. При этом строго выдерживается яс ное разграничение функций: обеспечение эффективного управ ления имеющимися ресурсами есть сфера экономики и техно логии; что же касается организации и мобилизации ресурсов дл достижения целей сообщества и повышения его адаптивны озможностей — это сфера политики. Развивая параллель экономики и политики, Т. Парсонс сравнивает процесс приращениявласти с экономическим процессом капиталовложений. Другим не менее важным аспектом теории Т. Парсонса яв-яется географическая, пространственная составляющая вза-тмодействия политики и экономики, проявляющаяся в струк-урах, способах и механизмах эффективной мобилизации и раз-ещения услуг и материальных ресурсов. При всем многообраии форм и разновидностей систем мобилизации и распределена ресурсов, существовавших в истории, можно выделить три сновных типа этих систем (табл. 2). Такой подход позволяет объяснить отмечаемую многими ^следователями двойственность геоэкономической деятельно-ти государства. Например, российский политолог, президент АО РЖД В.И. Якунин подчеркивает, что: "С одной стороны, еоэкономика сохраняет собственный статус, демонстрирующий риентацию государства на приоритетные для себя цели дости-ения и максимизации прибыли, обретения государством до-олнительных ресурсов и т. д. С другой стороны, геоэкономи ческие действия непременно в той или иной степени сопряже ны с расширением политического влияния правящего режим за рубежом, с воздействием на центры власти в других страна с целью повышения стабильности собственного положения, со здания более благоприятного климата в отношениях с партне рами, более высокого политического позиционирования стран на мировой арене"1. Очевидно, что в первом случае речь идет реализации функции целедостижения, во втором — адаптаци При этом обе функции тесно переплетены и их разделение очен условно. Важнейшим требованием геоэкономического подхода явля ется также признание многовариантности и плюралистичност мирового развития — вплоть до диаметрально противополож ной направленности. Научному сознанию в современных уело виях противопоказано линейное видение общественного разви тия. Это обусловлено, с одной стороны, универсальными возмож ностями современных технологий, и с другой — повышение уровня неопределенности и риска. Многовариантность мирохозяйственного развития связан также и с особенностями индивидуального видения изучаемог объекта. Поэтому использование геоэкономического подхода н ставит задачи формирования единой внутренне непротиворе чивой теории, синтеза, интеграции различных направлений школ, концепций, хотя и предполагает их изучение в соответ ствующем ракурсе. Геоэкономический подход ограничивается взаимным обо гащением каждого из течений, не подвергая их принципиаль ному пересмотру. Можно сказать, что он основан на принцип методологического плюрализма. Выделенные принципы позволяют сформулировать поло жения, составляющие содержание геоэкономического подход к анализу мирохозяйственных процессов. Во-первых, он состо ит в том, что каждую из национальных экономик следует рас сматривать позиции целого (мирового хозяйства), как часть телого, существующую наряду и во взаимосвязи с другими частями. Это означает, что анализ экономического развития отдельной страны вне анализа структуры глобальной системы, интересов и деятельности ее субъектов будет неполным и недоговорным. Во-вторых, геоэкономический подход признает не [только взаимосвязь различных аспектов, их взаимовлияние, но L возможность изменения содержания изучаемого объекта. Ина-ке говоря, готовых рецептов в геоэкономике не существует, каждая конкретная ситуация требует своего решения, что не исключает использования базовой модели, которая позволяет объяснять и прогнозировать общий вектор изменений. Геоэкономический подход приобретает особое значение для выработки стратегии и тактики государственной политики в условиях современного этапа развития глобализации, связанного с преодолением последствий финансового кризиса 2007— 2008 гг. Результативность геоэкономики как политики является условием выживания государства и заключается в том числе в умении страны адаптироваться к складывающейся ситуации на мировом рынке. Поэтому прикладная геоэкономика использует не только традиционные методы экономической политики, но и специальные методы, объединяемые в две основные группы. Первую группу Карло Жан и Паоло Савона образно обозначают термином "кольберизм высоких технологий". Она ориентирована на рост внутренней конкурентоспособности страны как с помощью мер структурного характера (институциональные механизмы и геоэкономическая разведка, развитие инфраструктуры, налоговая и инновационная политика), так и с помощью инвестиций в человеческий фактор, чтобы гарантировать собственному населению занятость с наибольшей добавленной стоимостью. Это и необходимое условие гарантии благосостояния, которое уже нельзя обеспечить защитными мерами на границе1. Методы "кольберизма высоких технологий" тесно связан с методами геоэкономического соперничества. Их задача — сп собствовать появлению национальных лидеров и интернацио нализации собственных предприятий. Методы геоэкономиче кого соперничества определяются стратегией, имеющей два о-новных вида, — оборонительную и наступательную. «Эффективный протекционизм»: - стимулирование конкуренции на внутреннем рынке; - селективная поддержка предприятий Оборонительная стратегия | Ф—Наступательная стратегия «Воспитательный протекционизм»: - подавление конкуренции на внутреннем рынке; - создание «парниковых» условий для развития отраслей Оборонительную стратегию, осуществляемую методам традиционного "воспитательного протекционизма", достаточн подробно описал в своих работах Ф. Лист. Современный протек ционизм, применяемый прежде всего развитыми государства ми, носит название "эффективного протекционизма" и осуще ствляется в рамках наступательной стратегии. Это выража ется в поддержке нарождающихся национальных промышлен ных отраслей, становление которых и их адаптация в условия высокоразвитых международных экономических структур тре бует определенного времени. Для проведения политики эффективного протекционизм защищающей от геоэкономической конкуренции со сторон ностранных предприятий, необходимо выполнении трех услоий: 1)наличие конкуренции на внутреннем рынке, что способствует его насыщению товарами и стимулирует экспорт на иностранные рынки; 2)наличие в стране потенциала для развития национальных отраслей и осуществления модернизации; 3)ограничение во времени. Следует учитывать и то, что в геоэкономике центрами становятся не обязательно столицы обширных по территории государств, а финансовые и торговые узлы. Ценность территории определяется не ее природными богатствами, а способностью связывать и направлять мировые потоки. Управлять — значит присваивать инфраструктуры, по которым "прокачиваются" мировые ресурсы и институты, а также технологии, на основании которых комбинируются данные ресурсы. Такой подход меняет характер территориальной конкуренции. Она становится сетевой, а потому зачастую направлена не столько на выдавливание конкурента с рынка, сколько на включение в сеть, обеспечивающую совокупную конкурентоспособность всех ее самостоятельных (и продолжающих, может быть, конкурировать между собой) участников. Результатом развития такой конкуренции является возникновение особых объединений — кластеров. Согласно М. Портеру (основателю теории кластерного развития), кластер — группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга1. Таким образом, в структуру кластера включены, с одной стороны, владельцы ресурсов и технологий, необходимых для производства ключевых товаров кластера, с другой — потребители этих товаров (как в виде конечного, так и промежуточного продукта). Ценность кластера заключается не столько в комплексное ти, сколько, во-первых, в наличии внутренней конкурентно среды (кластер не является вертикально-интегрированной компанией), а во-вторых, в существенном присутствии кластера глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентны позиций на глобальном рынке. В современных условиях особое значение для развития страны и ее отдельных регионов приобретают приграничные кластеры. Их основой является программный подход, реализуемый через международные региональные программы экономического развития территорий. Для эффективного управления кластер ными образованиями могут создаваться специализированны организации (логистические, субконтракторные, аутсорсинго вые, ауттаскинговые и др.), которые на высоком уровне мирово го менеджмента осуществляют руководство совместной межре гиональной приграничной бизнес-деятельностью. В рамках такого международного кластера национальный бизнес получает доступ к современным управленческим системам, прогрессивным технике и технологиям, перспективным мировым рынкам товаров и услуг, знаниям и квалифицированной рабочей силе. Соответственно, содействие появлению локальных или трансграничых кластеров для государства становится инструментом политики эффективного протекционизма. Ценность кластера заключается не столько в комплексное ти, сколько, во-первых, в наличии внутренней конкурентно среды (кластер не является вертикально-интегрированной ком панией), а во-вторых, в существенном присутствии кластера глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентны позиций на глобальном рынке. В современных условиях особое значение для развития стра ны и ее отдельных регионов приобретают приграничные класте ры. Их основой является программный подход, реализуемый че рез международные региональные программы экономическог развития территорий. Для эффективного управления кластер ными образованиями могут создаваться специализированны организации (логистические, субконтракторные, аутсорсинго вые, ауттаскинговые и др.), которые на высоком уровне мирово го менеджмента осуществляют руководство совместной межре гиональной приграничной бизнес-деятельностью. В рамках та кого международного кластера национальный бизнес получае доступ к современным управленческим системам, прогрессивны технике и технологиям, перспективным мировым рынкам това ров и услуг, знаниям и квалифицированной рабочей силе. Соот ветственно, содействие появлению локальных или трансгранич Методы "кольберизма высоких технологий" направлены на олучение конкурентных преимуществ всей страной. При этом, ак утверждают К. Жан и П. Савона, необходимо учитывать нтересы и технологии всех геоэкономических субъектов, вклю-ая неконтролируемые или почти не поддающиеся влиянию, в частности транснациональных сил (таких, как мультинацио-нальные предприятия, финансы, организованная преступность т. д.). Государства обязаны принимать во внимание их логику внутренние механизмы не только как представляющие угрозу для любого принятого решения, но и открывающие немало выгодных возможностей, которые должны быть умело обращены в свою пользу. В этом плане "кольберизм высоких технологий" концептуально напоминает военное понятие "подготовка нации к войне", которое предполагает мобилизацию сил и ресурсов всеми способами, включая прямые и косвенные1. Вторая группа методов геоэкономической политики — это методы экономической войны в узком смысле, например, с помощью нетарифных барьеров (формально, но не фактически законной поддержки собственного экспорта); контроля технологии (формальных ассигнований на развитие, а в действительности — на экспансию и защиту собственной экономики ради извлечения выгоды для собственных предприятий и т. д.). В отличие от экономических войн в широком смысле слова, которые используют экономику как оружие для достижения цели (например, лишая противника обороноспособности, нанося серьезный ущерб производственной базе, вызывая нехватку продовольствия, эпидемии, восстания, смену правительства, разделение страны и т. д.), экономические войны в узком смысле слова исходят из принципа ненулевой прибыли. Часть экономических войн, которая преследует только экономические цели, получила название геоэкономической войны. Это более изощрен ные и более опасные приемы: без воздействия военного факто ра происходят разрушение национальных экономически структур, перекачка в мировой доход национального дохода структурная деформация и как следствие этого — социальна деформация. Главным направлением геоэкономических войн является н ослабление экономики противника, а усиление собственной эко номики и максимальное повышение ее конкурентоспособности Соответственно, основная цель геоэкономического агрессора выработка и укрепление в международном масштабе односто ронне выгодных правил, а также их навязывание ближайши конкурентам. Однако в ходе таких войн необходимо сохранят основные характеристики международной экономической сре ды, ее единство и взаимозависимость — т. е. не разрушить ос новы мировой экономики. Большое значение во время экономи ческих войн имеет оптимальное соотношение прямых и скры тых методов противостояния. Они являются продолжением дру друга, а их применение предусматривает контроль со сторонь государства. Среди методов геоэкономической войны используются большая доля национального капитала в иностранных инвести циях, своей продукции в импорте конкурентов, привязка курс национальных валют к валютам влияющего государства, конт роль за значительной суммой внешнего долга и т. д. Подчерк нем, что неэквивалентный внешнеэкономический обмен харак теризуется втягиванием периферийных стран в "ловушки" сы рьевой специализации и внешней задолженности. При этом, ока зываясь во второй "ловушке", периферийные страны лишают ся суверенитета в проведении торговой и финансовой полити ки, следовательно, возможностей управлять собственным раз витием[1]. Геоэкономические войны выросли из двух исторических составляющих: торговых войн и так называемых холодных войн. Однако и торговые, и холодные войны имеют некоторые отличия. Торговое эмбарго, прообразом которого является "континентальная блокада", введенная Наполеоном против Великобритании, активно используют как внешнеполитический инструмент США (против Кубы в 1962 г., против режима талибов в Афганистане в 1999 г., против Бирмы в 2003 г.). Такие торговые войны по политическим мотивам обычно декларативны и являются не только способом прямого давления, но и утверждения международного авторитета страны, ее активной роли в мировом политическом процессе, поэтому мотивированные решения о санкциях принимаются президентами и парламентами. Они ориентиры внешнеполитической идеологии государства, пусть даже их экономический эффект невелик. В других случаях торговые войны носят экономический, протекционистский или экспансионистский характер. В современной экономике торговые войны по экономическим причинам часто связаны с антидемпинговыми и другими ограничительными мерами, сдерживающими экспорт товаров иностранных государств. Одним из наиболее активных участников таких войн являются США. По данным вице-президента Национального института энергетической безопасности Е. Л. Логинова, за период с 1918 по 1998 г. это государство применило экономические санкции в отношении 73 стран 115 раз[2]. В последние годы участились и обвинения в адрес России, которая "используя торговые санкции в борьбе за свое политическое влияние на постсоветском пространстве, вписывает новую главу в мировую историю торговых войн. Войны эти ведутся по политическим соображениям, но облекаются в форму войн экономических"1. Такой ха рактер, например, носили запреты поставок в РФ грузинског и молдавского вина, грузинской минеральной воды. Геоэкономические войны существенно отличаются от хо лодных войн, где ядром является милитаризация экономики н основе искусственных нагнетания военных угроз, моральног старения вооружения, формирования глобальных масштабны "инициатив" (типа СОИ в США). Геоэкономические войны называют войнами нового поколения. К их числу относят: —информационные войны, имеющие пропагандистскую и психологическую составляющие, предназначенные для формирования и закрепления массовых представлений, необходимых субъекту военных действий; —коммуникационно-хакерские войны, сценами которых являются не только воровство денег с электронных банковских счетов, но и запуск компьютерных вирусов в интернет-систему, проникновение в специализированные электронные системы обеспечения работы военных и разведывательных ведомств, а также промышленных объектов особой опасности; —финансовые войны — засылка на "вражескую" территорию крупных партий фальшивых денег; целенаправленная финансовая атака на денежные рынки и др.; —сетевые войны — установление и поддержание контроля за счет разнообразных сетей, построенных по определенному алгоритму. Примерами сетевых войн являются "цветные революции" в Сербии, Грузии, на Украине и т.д., где разно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|