Нефтяная и нефтеперерабатывающие промышленность.
В настоящее время нефтяная промышленность России занимает 2-е место в мире (после Саудовской Аравии). Нефтяной комплекс включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48 тыс. км магистральных нефтепроводов, 30 нефтеперерабатывающих заводов с общей мощностью более 300 млн. т в год и множество других производственных объектов. На предприятиях промышленности заняты около 1 млн. человек, в том числе в сфере научного обслуживания около 20 тыс. человек. В настоящее время в разработку включены 60 % текущих запасов нефти, 840 месторождений по всей территории страны. Основной нефтяной регион – Тюменская область (70 % текущих запасов) – 70 % добычи. Второй регион – Урало-Поволжье – 20 %. Степень выработанности текущих запасов – более 50 % (30 % в Тюмени,70 % Урало-Поволжье). Особенно значительно выработаны запасы на наиболее высокопродуктивных месторождениях. Одна из важнейших проблем отрасли – сохранение высокой производительности. Характерен переход на добычу нефти не дешевым фонтанным способом, а насосным – 2/3 добычи. Необходим поиск и разработка новых месторождений - на шельфе дальневосточных и северных морей, в Восточной Сибири. Нефтеперерабатывающие заводы выстроились вдоль нефтепроводов, на водных путях, в морских портах, куда проложены трубопроводы (например, Туапсе). Новых заводов в районах добычи нефти в настоящее время не строят. Резкое подорожание мировых цен на углеводороды за последние 6 лет не только послужило причиной возрастания их добычи и экспорта из России, но также дало возможность стабилизировать общеэкономическую ситуацию внутри страны, погасить огромный внешний долг (140 млрд. долларов), увеличить золотовалютные резервы (до 455 млрд. долларов на октябрь 2007г.).
Угольная промышленность. В настоящее время доля угля в структуре первичных энергоресурсов составляет 13 %. Ее снижение связано с использованием более прогрессивных видов топлива и сокращением его добычи (250 млн.т в 1999г.). Угольная промышленность рассредоточена по 30 районам. Крупнейший – Кузбасс, где добывается около 1/3 угля. Угольная промышленность испытывает кризисные явления экономического и социального порядка. Большинство шахт в стране технически устарели, модернизация требует больших инвестиций, однако шахты убыточны. Их закрытие влечет за собой обострение проблемы занятости шахтеров и т. д. Электроэнергетика. Объединяет все процессы производства, передачи и трансформации, потребление электроэнергии. Обеспечивает развитие научно- технического прогресса, играет исключительную роль в развитии производства и жизне- деятельности населения. Специфика электроэнергетики – ее продукция (то есть собственно электрическая энергия) не может накапливаться для после- дующего использования. Электроэнергетика России обладает значительным потенциалом – 600 тепловых станций (производят 69 % электроэнергии), 100 гидравлических, 9 атомных электростанций суммарной мощностью 210 млн. кВт. Электроэнергетика – более 18 % основных фондов всей промышленно- сти, 17 % всей промышленной продукции. Сравнительно высокий коэффици- ент обновления и меньшая степень износа. Россия занимает 4 место в мире по производству электроэнергии (уступает США, Китаю, Японии). В 1999г. произведено – 845 млрд. кВт/ч электроэнергии. Наряду с газовой промышленностью сохраняет стабильность развития. Более. электроэнергии потребляется в европейской части России. Тепловые станции – сроки и затраты на строительство наиболее экономичны. ГЭС – гидроэлектростанции – длительные сроки и высокая стоимость строительства. Не нуждаются в топливе, просты в эксплуатации, экологически чисты. В России построены отдельные ГЭС и каскады ГЭС. Крупнейшие: Саяно-Шушенская (6,4 млн. кВт), Красноярская (6 млн. квт.), Братская (4,5 млн. квт). Вырабатывают 18 % электроэнергии. Атомные электростанции размещены прежде всего в районах, бедных топливными ресурсами. Почти все расположены в европейской части России. Наиболее крупные: Курская, Ленинградская, Балаковская (по 4 млн.квт). После Чернобыля строительство новых атомных станций заморожено.
© СЗАГС, 2008 УМК «Экономический потенциал таможенной территории России» Стр. 45 из 116 Большая часть электростанций объединены в Единую энергетическую системы России – сложнейший автоматизированный комплекс электрических станций и сетей, объединенный общим режимом работы с единым центром диспетчерского управления. Основные сети ЕЭС объединены в параллель- ную работу 65 региональных энергосистем от Западной границы России до Байкала. В настоящее время проводятся один этапов по реформированию энергетической системы.
Металлургический комплекс: на него приходится 12 % основных про- мышленных производственных фондов, 12 % промышленной продукции и 8 % занятых. В металлургии высока доля горнорудного и доменного производства, большая часть стали выплавляется в мартеновских печах. Фонды прогресси- рующе стареют. Устаревший технический уровень, высокие производствен- ные затраты. Степень износа основных фондов – в черной металлургии более 50 %, в цветной – около 50 %. Черная металлургия – различные типы предприятий от полного цикла (производства чугуна, стали, проката), до отдельных его элементов или про- изводства сплавов. В 1999г. в России добыто 82 млн.т руды, выплавлено чу- гуна 37.3 млн.т, стали – 48 млн., проката – 41 млн. т. В России преобладают металлургические комбинаты – заводы полного цикла. – производят 2/3 стали, значительную часть чугуна. Выделяются 3 ме- таллургические базы: Уральская (50 % чугуна и 45 % стали, 50 % проката, а также трубы и др.), Центральная (добывает 60 % руды), Сибирская (находит- ся в процессе формирования). Цветная металлургия занимается добычей руды, производством и об- работкой цветных, редких и тяжелых металлов. Представлена во всех рай-
онах России. © СЗАГС, 2008 УМК «Экономический потенциал таможенной территории России» Стр. 46 из 116 Металлургический комплекс в целом испытывает значительные труд- ности, производственные мощности большинства предприятий черной ме- таллургии задействованы на 70 %. Высок уровень монополизации отрасли. Удельный вес 8 крупнейших предприятий по прокату составляет до 80 %. Промышленный спад в стране вызвал резкое падение спроса на металлопро- дукцию – например потребление металлопродукции в 1999г. составило 30 % от 1991г. Развитие отдельных отраслей металлопродукции связано с необходи- мостью модернизации и замены устаревшего парка оборудования и сооруже- ний. Это во многом связано с общим развитием народного хозяйства. Напри- мер, замена дефектных железнодорожных рельсов – примерно 30 тыс. км (1/3 от 87, 5 тыс. км. Железных дорог России – 2 место после США), замена парка тракторов – (в США 4,6 млн. шт., в России – 1,06 млн. шт.). Строительство или реконструкция морского флота России (63 % устарели). Металлургические предприятия прорываются на мировой рынок. Экс- порт возрос с 10 млн. до 25 млн. т металлоконструкций в год. Россия нахо- дится на 1-2 местах по мировой торговле черными и цветными металлами. Способствовало этому отчасти снижение экспортных таможенных пошлин со стороны государства. Россия выходит на мировой рынок за счет демпинго- вых цен, а не качества продукции. Конкурентность – в повышении качества продукции. Научный потенциал ученых-металлургов высок. Россия знаменита изо- бретениями мирового уровня – непрерывная разливка стали, режим термооб- работки, легирования и т. д. Машиностроительный комплекс 23 % основных производственных фондов промышленности. 20 % промышленной продукции, 38 % персонала. Характерны – разветвленные связи по готовой продукции, сбыту и материалам, тесный контакт с черной и © СЗАГС, 2008 УМК «Экономический потенциал таможенной территории России» Стр. 47 из 116 цветной металлургией и химической промышленностью в качестве потреби-
теля. В территориальном аспекте МК более распространен по территории страны, менее привязан к топливно-сырьевым и ресурсам. Основные отрас- ли: тяжелое, транспортное, электротехническое, станкостроение, приборо- строение, радиоэлектроника, производство бытовой техники, для легкой и пищевой промышленности, производство военно-технической продукции. Тяжелое: металлоемкое, крупногабаритное производство для металлургии, горной добычи, энергетического оборудования. Тяготеет к металлургическим базам. Транспортное – автомобилестроение, локомотиво- и вагоностроение, судостроение и авиастроение. Станкостроение – производство станков и кузнечно-прессового обору- дования. Приборостроение – производство средств связи, высокотехнологиче- ской продукции Бытовая техника – производство товаров народного потребления. Военно-техническая продукция. В целом машиностроение находится в кризисе, из-за слабой конку- рентноспособности, либо отсутствию инвестиций. Химико-лесной комплекс. Объединяет технологически взаимосвязанные предприятия химической и лесной промышленности, 12 % основных фондов промышленности, более 7 % персонала, около 12 % продукции. Агропромышленный комплекс Представляет собой совокупность отраслей хозяйства, обеспечиваю- щих производство и переработку сельскохозяйственной продукции и доведе- ние ее до потребителя. Три звена АПК: 1. Отрасли промышленности, обеспечивающие АПК основными сред- ствами производств – сельскохозяйственное машиностроение, оборудование © СЗАГС, 2008 УМК «Экономический потенциал таможенной территории России» Стр. 48 из 116 для пищевой промышленности, химическая промышленность удобрений и кормов и прочее. 2. Собственно сельское хозяйство. 3. Отрасли транспортировки, заготовки, хранения и переработки сель- хоз продукции. Роль АПК огромна – он составляет 30 % основных фондов, 40 % чис- ленности работающего населения, 75 % розничного товарооборота. Произ- водится подавляющая часть товаров для жизнедеятельности. С развитием АПК связано повышение уровня жизни населения. С начала 90-х годов нахо- дится в кризисе Транспорт Занятость – 4 млн. человек, 11 % основных фондов, 10 % ВВП. В Рос- сии имеется 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 756 тыс. км ав- томобильных дорог с твердым покрытием, 84 тыс. км внутренних водных су- доходный путей, 800 тыс. км авиалиний, 1 млн. км морских судоходных ли- ний, 180 тыс. км магистральных нефте- и газопроводов. Средняя плотность железных дорог - 0,5 км на 100 кв. км., автомобиль- ных – 4.4 на 100 кв.км. По плотности сухопутных путей отстает от развитых
стран. Железнодорожный транспорт в настоящее время один из самых пер- спективных. Перевозит в год (2006г.) – 1,3 млрд. т грузов (40 % грузооборота в стране), 1,3 млрд. пассажиров (43 % пассажирооборота). 2003-2007г. – 5 млрд. т грузов. Ежесуточно – 3,7 млн. т грузов, 3,8 млн. человек. Капиталовложения: 2003г. – 100млрд. руб. 2007 – 260 млрд. руб. Снижен износ основных фондов с 64 % до 59 %. Износ парка вагонов – 85 %. В 2003г. создано ОАО «Российские железные дороги». Принята федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России на период до 2010г.», которая должна значительно улучшить состояние всей транс- портной системы. Предполагается к 2030г. построить еще 20 тыс. км, грузо- оборот возрастет на 70 %, пассажирооборот на 30 %. Предполагается заку- © СЗАГС, 2008 УМК «Экономический потенциал таможенной территории России» Стр. 49 из 116 пить23 тыс. локомотивов, около 1 млн. вагонов, 24 тыс. электричек, 30 тыс. пассажирских вагонов. Это благотворно отразится на транспортном машино- строении России. Выгодное географическое положение России (два крупных коридора: Восток-Запад через Транссиб, Север-Юг от Северных морей до Каспия) по- зволяет укрепить транспортную систему России на глобальном рынке пере- возок как со странами ЕС, так и на интерконтинентальном уровне – транс- континентальный грузовой транзит. В настоящее время объем экспорта транспортных услуг России - 3 млрд. в год (Нидерланды – 20 млрд., Гонконг – 13 млрд. долларов), Россия – 31 место. Рост транзита по Евразийскому на- правлению способен изменить всю структуру российского экспорта, прежде всего долю железнодорожного транспорта. К 2030 г. Россия по железным дорогам предполагает обслуживать до .10 % (25 млн.т в год) между Европой и Восточной Азией, Средним Восто- ком и Индией), увеличит экспорт транспортных услуг в 3,6 раза. Основные термины: отрасль экономики, отраслевая структура, размещение производства, специализация района, территориальная структура националь- ной экономики, таможенная территория, инфраструктура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|