Логико-теоретические методы (сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, историко-логический метод, аксиоматический метод, традукция, моделирование) (Кадыров Искандер)
Сравнения. Сущность этого метода состоит в установлении сходства или различия явлений в целом или в каких-либо признаках. Сравнение — метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, вскрыть изменения, происходящие в развитии явлений. При использовании метода сравнения особенно велика роль количественных характеристик. Сравнения позволяют выяснить, по каким признакам сравниваемые понятия сходны и по каким различны. Сравнение — один из способов установления необоснованности отождествления явлений, предметов, процессов, ненаучности тех или иных теорий, гипотез. Сравнение как метод познания лежит в основе сравнительного анализа развития социальных систем, стран, регионов, предприятий, анализе проектов, программ и т.д.
Содержанием аналитического метода является мысленное расчленение предмета, явления, процесса на части, которые затем и исследуются как части целого. Только разложив объект исследования, рассматривая его как особую систему, на элементы, выделив присущие каждому элементу качества, свойства, отношения и изучив их, можно познать предмет, выявить и определить закономерности его развития. В процессе анализа исследователь идет от конкретного (конкретно-чувственного) к абстрактному, от сложного и единого к простому и многообразному. Исследуя, к примеру, процесс перспективного планирования производительности труда, расчленяют этот процесс на этапы прошлого, настоящего, будущего с выявлением, как, в каком направлении, в каком объеме и содержании осуществлялся и осуществляется этот процесс; мысленно выделяют факторы непосредственно и опосредовано воздействующие на уровень производительности труда (технические, организационные, социальные, региональные и т.д.). Только так можно подойти к познанию истины. Но анализ — только начало процесса познания. Познание, перейдя к абстрактному, идет дальше — от абстрактного к конкретно-логическому, от многообразного к единому, от простого к сложному. Этот процесс познания является синтетическим.
Синтез как метод познания состоит в том, что составные части изучаемого предмета, явления, свойства и отношения, расчлененные в ходе анализа, мысленно соединяются в единое целое (систему или класс систем). Синтезирование есть процесс, раскрывающий место и роль каждого элемента в системе, единство, взаимную связь и взаимную обусловленность, взаимодействие элементов целостной системы. Противопоставлять и разделять анализ и синтез можно только логически, в целях обстоятельного раскрытия сущности и содержания обеих сторон этого противоречия. Реально они есть единство, обычно они переплетаются между собой (так же как причина и следствие).
Индукция (лат. - наведение) - логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Дедукция (лат. - выведение): а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего; б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений посылок к их следствиям (заключениям). Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.
Историческо-логический метод познания имеет свою основу втом, что каждый процесс, предмет, явление обладает своей историей и логикой (объективной логикой). История предмета - конкретное его развитие во всем многообразии, последовательнаВ истории предмета представлено все многообразие сторон, теорий, отношений.Объективная логика — это принципы, существенные закономерности развития, она исключает частности, повороты, зигзаги развития, попятное движение. Изучение объекта может быть либо историческим, либо логическим. Тот и другой подходы в конечном счете только в единстве выражают сущность и содержание предмета, процесс развития.
Аксиоматический метод. Его суть состоит в том, что все положения какой-либо теории выводятся дедуктивным путем из положений, которые называются постулатами или аксиомами (позволяет упорядочить рассуждения, выяснить логические связи между понятиями и сужде-ниями, сделать изложение более стройным). В нематематических науках этот метод применяется ограниченно.
Традукция или Аналогия как метод исследования использует объективное единство разнокачественных явлений, общность законов, структуры, функционирования и развития ряда явлений и процессов. Как метод познания аналогия включает: а) накопление знаний об отдельных сторонах изучаемого объекта; б) систематизацию этих знаний на основе наблюдения, эксперимента, измерения, описания; в) уподобление изучаемой системы на основе сравнения свойств ее со свойствами других более полно изученных систем (аналогов); г) установление необходимой и существенной связи между признаками уподобляемой системы и аналогов…. Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как еренос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования - метода исследования объектов на их моделях. Модель (лат. - мера, образец, норма) - в логике и методологии науки аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т.п. - оригинала модели. Этот аналог - «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. Между моделью и оригиналом должно существовать сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования.
https://exam2014.io.ua/s793308/18.analiz_i_sintez_idealizaciya_obobshchenie_abstragirovanie_kak_metody_nauchnogo_poznaniya
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|