Метод сценариев в принятии управленческих решений (Кашапова Лилия)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Метод сценариев используется в сфере принятия управленческих решений в долгосрочном периоде.Сценарий — описание или картина будущего какого-либо объекта (фирмы), составленные с учетом правдоподобных предпочтений.Прогнозная оценка чаще всего представляется в виде трех возможных вариантов сценария: 1) оптимистического; 2) пессимистического; 3) ожидаемого, наиболее вероятного. Сценарий используют для принятия решений в сфере стратегического развития фирм, регионов, технологий, рынков. Выделяют следующие этапы проведения (составления) сценария: 1. Формулирование проблемы: а) производится сбор и анализ информации; б) выполняются согласование со всеми участниками проекта решения сути задачи и ее формулирование. 2. Определение и группировка сфер влияния: а) выделяются критические точки среды бизнеса; б) производится оценка их возможного влияния на будущее фирмы. 3. Определение показателей будущего развития объекта. Эти показатели не должны быть амбициозными или завышенными. Те сферы деятельности, развитие которых может идти по нескольким вариантам, описываются при помощи нескольких альтернативных показателей. 4. Формулирование и отбор согласующихся наборов предположений: а) развитие определяется исходя из сегодняшнего положения и все возможных изменений; б) различные альтернативные предположения о будущем комбинируются в наборы; в) из всех полученных наборов выбирают, как правило, три с учетом следующих критериев: —высокая сочетаемость, совместимость предположений, входящих в набор; —наличие большого числа значимых переменных; —высокая вероятность событий, относящихся к набору предположений.
5. Сопоставление намеченных показателей будущего состояния сфер (фирмы) с предположениями об их развитии: а) сравниваются результаты этапов 3 и 4; б) завышенные и заниженные показатели состояния корректируются при помощи данных этапа 4. Для более точного прогноза необходимо сокращать интервал прогнозирования, то есть делить его на несколько фрагментов, составляя несколько сценариев http://decision-make.ru/index.php?action=full_article.. Под сценариемподразумевается предполагаемый или возмож ный ход событий в той или иной области, касающейся деятельности предприятия. От прогноза он принципиально отличается тем, что не является предсказанием будущего, основанным на уже извест ных тенденциях и фактах. Если метод прогнозирования не приме ним к процессам, в которых отсутствует непрерывность, то метод разработки сценариев как раз и ориентирован на такие процессы. Прогноз рассчитывается на какой-то вполне определенный ход со бытий и поэтому не отражает альтернативность и, следовательно, вероятное множество вариантов развития. Сценарии же должны строиться именно по принципу альтернативности, с «проигрывани ем» различных возможных ситуаций. Еще нужно отметить, что обычные прогнозы, разрабатываемые традиционными методами, хотя и охватывают весь основной спектр развития предприятия, дают лишь простые проекции будущего, так как опираются на стабильные ог раничения, нормативы, предвидимые возмущения.
Цель сценария — вскрыть последствия сегодняшнего поведе ния предприятия и обозначить принимаемые допущения, сконцен трировать внимание на верно поставленных проблемах. Предвиде ние развития основано на поиске возможных путей достижения целей, учитывающем ограничения и вероятные помехи. Основные помехи, мешающие развитию предприятия, как правило, заключены в сфере его собственной деятельности и содержат внутренние расхождения и противоречия по поводу: целей предприятия; средств их достижения; ресурсов; различных факторов внешнего окружения. Следует иметь в виду, что внутренние помехи исключить или нейтрализо вать значительно легче, чем внешние: последние часто трудны или же вовсе непредсказуемы.
Метод сценариев представляет собой набор сценариев по каж дому рассматриваемому решению, его реализации, а также возмож ным положительным и отрицательным последствиям. Сценарии по каждому решению обычно фиксируются на бумаге, в памяти ком пьютера, на магнитной ленте. Они напоминают литературные сце нарии с прологом, основной частью и эпилогом. http://decision-make.ru/index.php?action=full_article&id=63 Метод НСП (Кулик Валерия) Правила построения НСП В методиках определены требования к отбору показателей для нормативной системы и порядок установления их приоритетов. Требования сводятся к следующему: Показатели, включаемые в НСП, должны отражать области воздействия субъекта. 1.В НСП не включаются производные показатели, т.е. те показатели, которые рассчитываются как производные или являются частными других показателей, например, себестоимость, производительность труда. 2.Набор показателей оценивается по их воздействию на значение управляемой переменной, ее ускорение. 3.Показатели, для которых периодичноть учета больше, чем интервал регулирования режима, исключаются из дальнейшего анализа. 4.В НСП могут входить самые разнообразные показатели, как натуральные, так и стоимостные, так как фиксируется их относительная величина - темп роста. 5.НСП является динамичной системой: с учетом требований изменяющихся приоритетов, можно менять и системы показателей. Следующее правило формирования НСП состоит в определении приоритетов показателей путем установления соотношений между их ростом. Для этого используются экономические закономерности роста эффективности. Так, из закономерности роста прибыли как условия, обеспечивающего эффективность производства следует, что рост этого показателя должен опережать рост всех остальных показателей. Далее, из закономерности роста производительности труда вытекает, что рост объема продаж должен обгонять рост численности работающих; из закономерности роста фондоотдачи следует, что рост объема продаж должен обгонять рост основных фондов; из закономерности роста фондовооруженности труда - рост основных фондов должен обгонять ростчисленности. Из этих четырех закономерностей вместе взятых следует, что рост прибыли должен обгонять рост рост объема продаж, который, в свою очередь, должен обгонять рост основных фондов, а рост основных фондов - рост численности работающих. Таким образом, ранг прибыли будет старше ранга показателя, отражающего величину продаж, а он, в свою очередь, старше ранга производственных фондов, который будет старше ранга показателя средесписочной численности работающих. Рост фонда заработной платы должен опережать рост численности промышленно-производственного персонала, иначе не будет обеспечен рост средней заработной платы.
Таким образом, нормативная система рассмотренных нами показателей будет выглядеть следующим образом.
Система показателей, включенных в НСП.
Наименование показателя Ранг
Прибыль
Объем продаж
Основные производственные фонды
Материальные затраты
Фонд заработной платы
Численность ППП
В построенной таким образом НСП заложено, что если фактические значения роста показателей будут соотносится в порядке их значимости в НСП, то в этом случае будут выполняться условия эффективности. Задача численной оценки эффективности в этом случае сводится к оценке соотношения между оптимальной и фактической величинами роста показателей, вошедших в НСП. Такая оценка имеет следующие преимущтва перед другими методиками расчета эффективности: •осуществляется систмный подход к анализу деятельности предприятий, поскольку в НСП входят показатели, отражающие основные факторы роста эффективности; •известные закономерности роста эффективности обощаются в единый критерий роста эффективности, выражением которого является НСП; •поскольку в НСП входят показатели, отражающие как результаты деятельности предприятия, так и ресурсы, которые имеются у него, то прииспользовании этой методики осуществляется учет условий производства, в которых находится данное предприятие;
•поскольку данная методика опирается не на анализ достигнутого уровня, а на оценку динамики, изменения основных технико-экономических показателей, то с единых позиций можно подходить к оценке как эффективных, так и нерентабельных предприятий; •так как в НСП фиксируется только относительная величина - темп роста показателей, то в нее могут входить самые разнообразные показатели, как натуральные, так и стоимостные; •НСП очень динамична, так как мы легко можем изменить ранги показателей, входящих в НСП, и таким образом учесть последние требования, предъявляемые к промышленности, например, повышение конкурентоспособности продукции или ориентация на расширение рынков сбыта продукции и другие показатели. http://eup.ru/Documents/2006-07-07/46F1E-2.asp
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|