Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по заполнению




Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004г.

 

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного Совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. Протокол №4 разработана Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций.

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера разработана на основе обобщения проводимых ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) многолетних исследований по анализу и управлению риском ЧС техногенного и природного характера, а так же работ других ведущих научно-исследовательских и проектных учреждений.

В работе учтен зарубежный опыт по оценке ущерба, изложены подходы к проведению оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций и их прогнозированию, указаны основные показатели социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

В ходе дальнейшего проведения исследований по оценке социально-экономических последствий и получения новых данных Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера будет уточняться и дополняться, в том числе документами, законодательными актами, необходимыми для организации работ в этой области.

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера предназначена для обеспечения информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ……………………………………………………………..      
       
1.1. Область применения…………………………………………………….    
1.2. Общие положения……………………………………………………….    
1.3. Ограничения и допущения……………………………………………...    
1.4. Основные термины и определения…………………………………….    
1.5. Прямой ущерб…………………………………………………………...    
1.6. Косвенный ущерб……………………………………………………….    
1.7. Полный ущерб…………………………………………………………...    
1.8. Затраты, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций………………………………………………...    
1.9. Прогноз ущерба………………………………………………………….    
       
2. ФОРМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОВНЕ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЭКОНОМИКИ………………………………………………….    
       
2.1. Общие положения……………………………………………………….    
2.2. Формы для оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ………………………………………..      
2.3. Методические указания по заполнению Формы № 02-ЧС (территория) «Сведения об экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территории субъекта федерации, района, города, иного населенного пункта»…………………………………………………………………..      
2.4. Методические указания по заполнению Формы № 01-ЧС (предприятие) «Сведения об экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на промышленном предприятии (организации)».……………………….    
2.5. Форма для оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на предприятии (организации)……………………………...    
       
3. КЛАССИФИКАЦИЯ И УЧЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ…...    
       
3.1. Укрупненная классификация чрезвычайных ситуаций………………    
       
3.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по количеству пострадавших людей и материальному ущербу……………………..    
3.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по риску возникновения….    
       
4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ………………………………………    
       
4.1. Общие положения ………………………………………………............    
4.2. Макроэкономические последствия чрезвычайных ситуаций………..    
4.3. Моделирование в прогнозировании социально-экономических последствий ЧС…………………………................................................    
4.4. Методы расчета прогнозируемых показателей экономических последствий ЧС…………………………………………………………    
4.5. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития региона на перспективу с учетом оценки и прогнозирования социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций…..      
4.6. Основные показатели…………………………………………………...    
4.7. Организация прогнозирования экономических последствий чрезвычайных ситуаций в отраслях и сферах экономики, субъектах Российской Федерации.………………………………………………..      
4.8. Формы для прогнозирования экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций в отраслях и сферах экономики, субъектах Российской Федерации …………………………………………………      
       
5. РАМОЧНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ……………………………………………………………..      
5.1. Назначение Методики………………………………………………..…    
5.2. Обозначения и сокращения………….…………………………………    
5.3. Принятые ограничения и допущения …………………………….…..    
5.4. Исходные данные для расчетов………………………………………..    
5.5. Укрупненный алгоритм (блок-схема) Методики…………………….    
5.6. Порядок проведения расчетов…………………………………………    
5.7. Выходные данные………………………………………………………    
5.8. Расчетный пример оценки социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций...……………………………………………..    
       
  ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………    
       
  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..……….    

 


 

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

1.1. Область применения

 

1. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера (далее по тексту - Методика), а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера в отраслях и сферах экономики Российской Федерации.

2. Методика может быть использована для оценки ущерба при расследовании аварий и чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – ЧС) техногенного, природного и террористического характера, разработке декларации промышленной безопасности, страховании ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, категорировании опасных производственных объектов по степени риска и т.д.

3. Методика предназначена для прогнозирования ущерба на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, муниципальном и объектовом) территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

4. Методика предназначена для обучения:

специалистов организаций и учреждений, занимающихся оценкой ущерба на различных этапах чрезвычайных ситуаций, проблемами прогнозирования чрезвычайных ситуаций и планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения, производственного персонала и территорий от воздействия поражающих факторов при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

экспертов по оценке ущерба от ЧС для оценки стоимости ущерба от ЧС и стоимости восстановления ущерба от ЧС.

5. Методика может быть использована в качестве:

методического документа в системе мониторинга ущерба от ЧС в рамках РСЧС;

нормативного документа системы добровольной сертификации услуг по оценке ущерба от ЧС в отраслях и сферах экономики;

рамочного методического документа укрупненных оценок ущерба, которые могут быть применены при определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственника (эксплуатирующей организации) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при планировании мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, а также при страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.

6. Методика позволяет устанавливать общие требования органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных

ситуаций субъектов Российской Федерации (органов управления ГОЧС) по оценке ущерба:

возможного - на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасного объекта;

фактического - нанесенного чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и террористического характера.

7. Методика может использоваться при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации производственных комплексов, в состав которых входят расположенные на обособленной территории или обеспечивающие единый технологический процесс опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов, объекты использования атомной энергии, аварии на которых при их эксплуатации могут привести к причинению вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.

8. Методика позволяет проводить оценки социально-экономического ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера на этапах прогнозирования и локализации ЧС в расчете на период один год после свершения события.

9. Методика может быть использована при:

определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственников (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при составлении деклараций безопасности, планировании аварийно-спасательных работ, а также при обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

страховании гражданской ответственности собственников опасных объектов (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварий на этих объектах, для определения размера страховой суммы;

планировании аварийно-спасательных работ;

обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

прогнозировании размера сумм, необходимых для возмещения вреда от аварии опасного объекта и ликвидации ее последствий.

 

1.2. Общие положения

 

1. Оценка ущерба от ЧС является основой для:

учета и регистрации ЧС по единым экономическим показателям;

оценки риска ЧС на опасных производственных объектах;

принятия обоснованных решений по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах, защите населения и территорий от ЧС;

категорированию опасных производственных объектов по степени риска ЧС;

анализа эффективности мероприятий, направленных на снижение размера ущерба от ЧС.

2. Методика разработана в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации: Федеральные законы Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; действующие строительные нормы и правила; «Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.98 г. № 1303).

При разработке отдельных разделов Проекта Методики использовались также: законодательные, нормативные и правовые акты Российской Федерации; действующие нормативные и инструктивные положения; фондовые материалы организаций и учреждений, в том числе корпораций; литературные источники.

3. Методика позволяет организовать проведение объективной и единообразной оценки фактического и возможного ущербов от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористической характера для принятия решений в органах государственной власти Российской Федерации.

4. Методика построена на единой методической основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценки ущерба и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Методические положения Методики основываются на результатах научных исследований, обработки большого объема статистических данных, анализа информационно-справочного обеспечения и практического опыта оценки ущерба от ЧС, а также на основе анализа зарубежного опыта в сфере оценки ущерба от ЧС.

6. Результаты, получаемые при применении Методики действительны для условий конкретных отраслей и сфер экономики, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики на территории Российской Федерации.

7. В случаях, когда рекомендации Методики носят качественный характер или допускают принятие решений в определенном диапазоне, окончательное решение принимается экспертом по оценке ущерба от ЧС.

8. Методика имеет рекомендательный характер и является исходной базой для разработки частных методик оценки показателей социально-экономических последствий ЧС техногенного, природного и террористического характера в отраслях и сферах экономики.

9. По объекту воздействия негативных факторов различают следующие виды ущерба:

ущерб жизни и здоровью конкретных людей (медико-биологический), который определяется конкретными нарушениями их здоровья, приводящими для некоторой их общности (населения страны, общества) к социальным потерям и, в итоге, сокращению средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни;

ущерб социально-экономической системе (социально-экономический), который состоит в утрате того или иного вида собственности, затратах на переселение людей, выплате компенсаций пострадавшим, упущенной выгоде от не заключенных и расторгнутых контрактов, нарушении процесса нормальной хозяйственной деятельности, ухудшении условий жизнедеятельности людей и т.д.;

ущерб государству (социально-политический);

ущерб природной среде (экологический), под которым понимается ухудшение природной среды или затраты на ее восстановление, потеря народнохозяйственной ценности территорий или затраты на ее реабилитацию.

10. Наряду с понятием «ущерб» в Методике используются и другие близкие или эквивалентные ему термины: вред, потери, убытки, урон, риск, последствия, выбытие, гибель, затраты и т.д.

11. Деятельность по определению экономического ущерба вторична по отношению к определению физического ущерба от ЧС.

Это означает, что прежде чем приступить к экономической оценке ущерба от ЧС, должна быть проведена работа по определению разрушений и иных потерь в натуральных (физических и иных) измерителях, т.е. определен физический ущерб от ЧС.

При определении физического ущерба от ЧС прямо или косвенно воспроизводятся (моделируются) физические (технические, организационные, природные и др.) процессы возникновения, развития и ликвидации ЧС.

12. При определении экономического ущерба:

осуществляется переход (пересчет) показателей физического ущерба в стоимостные (денежные) измерители;

прямо или косвенно воспроизводятся (моделируются) экономические процессы функционирования объектов экономики и социальной инфраструктуры применительно к условиям ЧС.

13. При определении экономического ущерба выделяется фактический (расчетный) экономический ущерб, как правило, исчисляемый в годовом измерении и выражаемый в ценах и расценках предыдущего года. Такое «запаздывание»е объясняется спецификой статистической отчетности. Принимается годовой лаг в расчетах ущерба, он принят в качестве базового. Аналогичную продолжительность имеет народнохозяйственный воспроизводственный цикл.

14. При оценке фактического ущерба:

оценка ущерба для юридических лиц осуществляется преимущественно на основе инвентаризации ущерба;

оценка ущерба для физических лиц осуществляется на основе экспертных оценок ущерба;

экспресс-оценка ущерба осуществляется на основе экспертных оценок ущерба.

15. Принимается, что объем ущерба в основном определяется двумя факторами: интенсивностью ЧС (модель воздействия) и сопротивлением этому воздействию (законами разрушения - для зданий, сооружений и законами поражения - для людей). Все другие факторы, влияющие в той или иной степени на последствия ЧС, учитываются через эти факторы.

 

Все без исключения ЧС техногенного, природного и террористического характера наносят или могут нанести ущерб интересам личности, общества и государства, выражающийся в следующих видах ущерба:

ущерб жизни и здоровью населения;

экономический ущерб, связанный с материальными потерями, вызванными повреждениями и разрушениями производственных и непроизводственных объектов, нарушением их функционирования, затратами на предупреждение и ликвидацию ЧС;

экологический ущерб (ущерб природной среде);

другие виды ущерба, в том числе ущерб культурным ценностям, моральный ущерб и т.д.

Это принципиально разные виды ущерба, несводимые друг к другу и подлежащие раздельному учету.

16. В аналитических целях, в интересах получения обобщенных интегральных оценок влияния фактора ЧС, представляется возможным использование экономических оценок неэкономических составляющих ущерба от ЧС, в том числе ущерба жизни и здоровью людей, экологического ущерба, ущерба культурным ценностям, морального ущерба, других видов ущерба.

17. В соответствии с определением, данным в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» экономический ущерб подлежит определению на следующих иерархических уровнях:

организаций (предприятий) и муниципальных образований;

субъектов федерации и отраслей;

Российской Федерации.

На нижнем уровне («первичного звена») в качестве объекта ущерба от ЧС принимается отчитывающийся об ущербе объект:

организация (предприятие);

муниципальное образование (район, населенный пункт).

На среднем уровне в качестве территориального объекта ущерба от ЧС принимается субъект Российской Федерации в целом с охватом всех находящихся на территории субъекта федерации организаций (предприятий) и муниципальных образований (районов, населенных пунктов).

На уровне субъекта Российской Федерации формируются сводные сведения о крупномасштабных ЧС: территориальных, региональных, а также федеральных.

На среднем уровне в качестве отраслевого объекта ущерба от ЧС принимается совокупность организаций (предприятий), входящих в отрасль, или совокупность организаций (предприятий) или иных объектов, на которых произошли ЧС определенного вида.

На верхнем (макроэкономическом) уровне в качестве объекта ущерба от ЧС принимается совокупность всех организаций (предприятий) и территориальных образований Российской Федерации.

18. Основным источником информации об экономическом ущербе должны быть формы статистической информации, содержащие сведения об ущербе от ЧС, нанесенном организации (предприятию) или муниципальному образованию (району,

населенному пункту).


Ограничения и допущения

 

1. Оценку ущерба от ЧС необходимо проводить для определения максимального ущерба, возможного при заданных параметрах поражающих факторов воздействия ЧС.

2. Оценка максимального ущерба производится как для определения размера возможного ущерба в целом, так и для определения отдельных видов ущерба.

3. Показатели ущерба, используемые вне рамок экономико-правовых отношений, можно считать экономически бессодержательными.

4. Оценка ущерба от ЧС должна быть получена с помощью подходов и методов (методик), в той или иной степени согласованных и одобренных к использованию органами управления различных народнохозяйственных уровней (государственного, территориальных, отраслевых). Вместе с тем, возможно совершенствование и уточнение отраслевых методик оценки ущерба, разработки более обоснованных методов оценки ущербов с учетом новых условий хозяйствования, дополнительной информации о воздействии поражающих факторов ЧС, изменений в нормативно-правовой базе и ряда других факторов. Следует иметь в виду, что и используемые в практике, и новые подходы и методы позволяют получить оценку ущерба, являющуюся лишь некоторым более или менее обоснованным приближением к ее действительному значению. На практике часто ущерб считается обоснованным, если с его величиной (и методом расчета, соответственно) согласились все заинтересованные стороны. В этой связи достоверность метода оценки ущерба можно считать субъективным понятием. Если с полученной на его основе оценкой согласны все заинтересованные стороны, то метод считается достоверным, если нет - то его достоверность должна быть подтверждена правом (законом, постановлением, арбитражным судом или иным допустимым способом).

5. Оценка ущерба от ЧС должна соответствовать действующим в Российской Федерации и регионах экономическим отношениям и нормативным правовым актам.

6. Оценка ущерба от ЧС должна быть сформирована таким образом, чтобы отразить весь состав причинно-следственных связей с момента возникновения ЧС до появления ущерба у объектов экономики и физических лиц. Это можно выразить в виде следующей цепи: «масштаб ЧС с учетом его источника» - «характер и сила его воздействия на социально-экономическую систему» - «величина нарушения социально-экономической системы (снижения ее качества)» - «воздействие поражающих факторов ЧС на объект экономики» - «состав и размер натуральных потерь объекта экономики и физических лиц от воздействия поражающих факторов от ЧС» - «экономическая оценка ущерба».

На практике некоторые звенья приведенной цепи оценки ущерба могут и опускаться (в основном из-за требований упрощения расчетов и отсутствия необходимой для их проведения информации).

7. В целом всю совокупность подходов и реализующих их методов оценки экономического ущерба от ЧС разделяют на две основные группы: методы прямого счета и методы косвенной оценки.

 

8. Методы прямого счета, как правило, отражают все элементы в цепи причинно-следственных связей, формирующей экономический ущерб у объектов экономики. Они предполагают оценку эффектов, возникающих между всеми звеньями этой цепи и калькуляцию различных составляющих потерь объекта экономики, выраженных в стоимостной форме. Подходы к оценке ущерба от ЧС, основанные на использовании методов прямого счета достаточно широко применимы при оценке потерь объектов от техногенных аварий и природных катастроф, террористических актов. Это связано с тем, что объекты (территориально-природные комплексы, предприятия, места проживания), несущие ущерб от такого рода событий, обычно характеризуются достаточно четкой структурой, стоимость элементов которой поддается более или менее точной оценке. При этом обычно потери элементов удается связать с силой события (мощностью землетрясения, силой взрыва, продолжительностью пожара). Для получения обоснованных и объективных оценок ущерба от ЧС (учитываются причины и факторы появления ущерба) используется метод прямого счета, что предопределяет и высокую точность полученных на их основе оценок ущерба. Однако эти методы достаточно трудоемки и громоздки, требуют большого объема исходной информации. Вследствие этого их применение на практике не всегда возможно.

9. Методы косвенной оценки менее трудоемки. Они базируются на принципе переноса общих закономерностей действия ущербообразующих факторов на конкретный объект экономики. Этот принцип реализуется путем использования ряда нормативных показателей, переводящих вид и размер воздействия поражающего фактора в экономический ущерб объекта экономики.

10. Общей частью методов оценки ущерба является определение зоны распространения поражающих факторов и их силы, с учетом особенностей размещения на которой различных элементов (объектов) определяется величина полученного ими физического (натурального) ущерба. В свою очередь, на основе структуры и величины натурального ущерба получают стоимостную оценку ущерба объекта. Для этого необходимо предварительно сформировать систему исходных предпосылок, определяющих особенности формирования структуры ущерба и оценки стоимости каждой ее позиции (по понесенным затратам, упущенной выгоде, прямым потерям и т.п.).

11. Оценка ущерба материальных объектов от чрезвычайных ситуаций проводится на определенную дату и выражается в рублях Российской Федерации.

12. Ущерб (убытки) определяется, исходя из последствий действия ЧС, а не из содержания самой ЧС. Одна и та же ЧС может вызвать различающиеся конкретные последствия, равно как одно и то же последствие может иметь причиной разные ЧС.

13. Если возникновение последствий имело место от нескольких ЧС или по вине нескольких лиц, размер ущерба (убытков) рассчитывается применительно к каждой отдельной ЧС или виновному лицу. Если невозможно определить размер ущерба применительно к каждому источнику ЧС или виновному лицу, то общая сумма ущерба (убытков) распределяется между ними в равных долях.

 

 

14. При оценке стоимости реального ущерба от действия ЧС определяется в качестве подлежащей возмещению не вся стоимость утраченного или поврежденного имущества, а только расчетная стоимость при следующих ограничениях:

в части возмещения или восстановления утраченных полезных свойств или функций этого имущества. Другими словами: если не доказано, что в результате действия ЧС произошла утрата полезных свойств и функций имущества, возмещение ущерба (убытков) не производится. Также не подлежит возмещению стоимость имущества, не имеющего полезных свойств и функций;

только для имущества, в отношении которого доказаны имущественные права лицом, заявившим права требования на возмещение ущерба (убытков). Другими словами: если для подлежащего обязательной регистрации имущества имущественные права не оформлены должным образом, может быть отказано в возмещении ущерба (убытков) лицу, заявившему права требования на возмещение такого ущерба (убытков);

возмещению подлежит часть стоимости реального имущества в пределах прав требования лица, заявившего требование о возмещении ущерба (убытков). Другими словами: если стоимость реального ущерба превышает расчетную величину прав требований на возмещение ущерба, то возмещение ущерба производится только в пределах установленных для данного лица прав требований.

15. Для оценки ущерба от ЧС может быть использован экспертный подход по определению стоимости ущерба для различных категорий объектов экономики, основанный на требованиях соответствующих нормативных правовых документов, непосредственной инспекции объекта экспертом и сборе и обобщении рыночной информации по стоимости аналогичных объектов экономики.

16. Показатель ущерба от ЧС приводится в пересчете на текущий год, на период службы объекта или вывода объекта из эксплуатации.

17. Итоговая величина стоимости ущерба от ЧС, указанная в отчете об оценке ущерба, составленном в порядке и на основании Методики, может быть признана рекомендуемой для целей совершения юридических действий (сделки) с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения юридических действий (сделки) с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

18. Общая схема расчета ущерба при возникновении чрезвычайной ситуации следующая:

расчет ущерба физическим лицам;

расчет ущерба имуществу физических и юридических лиц;

расчет ущерба окружающей природной среде.

19. В соответствии с существующей классификацией возникающих ущербов юридическая и нормативно-техническая документация по оценке ущерба от ЧС разделяется на четыре блока, применение которых производится отдельно в соответствии с масштабами и объемами ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией, или в полной совокупности - при установлении факта причинения комплексного ущерба.

Первый блок. Для расчета экономического ущерба от последствий ЧС в Российской Федерации используется существующая законодательная и нормативно-техническая база общего юридического и нормативного технического характера. Эта база может служить общеправовым основанием для правового регулирования в сфере оценки экономического ущерба при возникновении чрезвычайной ситуации.

Второй блок. Определение экономического ущерба при различных видах негативного воздействия чрезвычайных ситуаций на прилегающую к объектам экономики территорию должно выполняться на основе ведомственной нормативно-технической документации. В частности, при причинении ущерба зданиям и сооружениям, объектам промышленного назначения базовыми документами являются методические материалы Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрой РФ).

Третий блок. При определении экономического ущерба окружающей среде необходимо руководствоваться инструктивно-методическими документами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Российской Федерации (Минприроды РФ).

Четвертый блок. При определении ущерба физическим лицам необходимо руководствоваться нормами гражданского права, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации. Определение экономического ущерба здоровью физических лиц имеет ряд специфических моментов, которые делают данный процесс трудно формализуемым, и в общем случае он должен возмещаться по решению суда или мировому соглашению сторон.

20. Указанные допущения, предпосылки и ограничения носят общий характер. Допущения и ограничения, принимаемые при оценке ущербов в отраслях и сферах экономики, приведены в соответствующих отраслевых методиках оценки ущерба.

 

 


 

1.4. Основные термины и определения

 

АВАРИЯ - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ – стоимость воспроизводства основных фондов в условиях данного года. Она определяется путем периодической переоценки основных фондов с учетом их физического состояния и морального износа и действующих на момент переоценки оптовых цен, тарифов и сметных норм, расценок на строительно-монтажные работы.

ВЛАДЕЛЕЦ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА - юридическое или физическое лицо, которое владеет опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

ДАТА ОЦЕНКИ УЩЕРБА - дата, на которую определяется стоимость поврежденных материальных ценностей, стоимость ремонта (восстановления) поврежденных материальных ценностей и ущерб от их повреждения.

ЗАЯВЛЕННЫЙ УЩЕРБ – стоимостная оценка фактически имевших место социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации техногенного, природного и террористического характера. Заявленный ущерб определяется для обоснования представления материалов с целью получения финансовых средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетов субъектов Российской Федерации при наступлении страховых случаев. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»).

ЗОНА ЧС - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

ЗАКАЗЧИКИ (потребители услуг) ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ОТ ЧС - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица или физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие, либо имеющие намерение воспользоваться услугами по оценке ущерба от ЧС.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РИСК – риск (частота возникновения) поражающих воздействий определенного вида, возникающих при реализации определенных опасностей в определенной точке пространства (где может находиться индивидуум). Характеризует распределение риска. Для ЧС – вероятность поражающих воздействий определенного вида (смертельный исход, нетрудоспособность, серьезные травмы без потери трудоспособности, травмы средней тяжести и незначительные повреждения), возникающие при реализации определенных опасностей в определенной точке пространства. Количественная величина индивидуального риска равна вероятности (частоте) поражающих воздействий определенного вида.

К КОСВЕННОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ УЩЕРБУ от какого-то действия относятся вынужденные затраты, потери, убытки, обусловленные вторичными эффектами (действиями или безде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...