Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство здравоохранения Российской Федерации




Министерство здравоохранения Российской Федерации

Красноярская государственная медицинская академия

Кафедра нормальной физиологии

Учебное пособие

Физиология для стоматолога

(дополнение к учебнику по нормальной физиологии для студентов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов).

Красноярск 2000 г.


ББК 28. 9

Н 83

УДК 612(075. 8)

Авторы: Ю. И. Савченков, Ю. С. Пац,

Рецензент: А. С. Солнцев, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии КрасГМА

Физиология для стоматолога: Учебное пособие / под ред. Ю. И. Савченкова. – Красноярск, КрасГМА 199. - 90 С. (Дополнение к учебнику физиологии для студентов стоматологического факультета)

ISBN 5-225-00279-Х

Дополнение к учебнику нормальной физиологии для стоматологов, которое написано в соответствии с программой по нормальной физиологии для мед вузов и дополнениями к ней, утвержденными ГУУЗ МЗ РФ, может быть полезным не только студентам, но и молодым врачам-стоматологам.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

2. 1 Физиология возбудимых тканей

2. 1. 1 Электрофизиологические закономерности в приложение к практике врача-стоматолога

2. 2 Физиология зубочелюстной системы

2. 3 Физиология желез внутренней секреции

3. ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

3. 1 Физиология системы крови

3. 2 Физиология кровообращения

3. 3 Физиология дыхания

3. 4 Физиология пищеварения

3. 4. 1 Физиология ротовой полости

3. 4. 2 Пищеварение в полости рта

3. 4. 3 Функциональная система формирования пищевого комка

3. 5 Обмен веществ и энергии. Питание

3. 6 Терморегуляция и температурная рецепция в полости рта

3. 8 Анализаторы (сенсорная система)

3. 8. 1 Вкусовой анализатор

3. 8. 2 Тактильный анализатор полости рта

3. 8. 3 Температурный анализатор полости рта

3. 9 Физиологические основы боли и обезболивания в стоматологии

3. 9. 1 Нейрофизиологические механизмы восприятия боли

3. 9. 2 Болевая рецепция полости рта

3. 9. 3 Физиологические механизмы обезболивания

4. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА

4. 1 Физиологические основы психических функций человека. Высшая нервная деятельность

4. 2 Физиология целенаправленного поведения

4. 2. 1 Пищевое поведение. Вкус и поведение

4. 3 Проблема адаптации к зубным протезам

4. 4 Организм и его защитные системы

5. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА

5. 1 Деонтологические основы работы стоматолога

6. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПОЛОСТИ РТА. УЧАСТИЕ СТОМАТОАНАЛИЗАТОРА В РЕЧЕОБРАЗОВАНИИ

6. 1 Функциональная система формирования речи

7. ПРОБЛЕМА СИСТЕМОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

7. 1 Возрастные изменения функций зубочелюстной системы

физиология стоматология стоматоанализатор системогенез онтогенез


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие является попыткой изложить материал, который включен в «Дополнение к программе по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета» (Москва, 1990 г), но отсутствует в классическом учебнике по нормальной физиологии, ориентированном на подготовку врача общего профиля.

Стоматологическая физиология является частным разделом физиологии человека, который рассматривает, прежде всего вопросы участия челюстно-лицевой области в процессах пищеварения, защиты организма от повреждающих факторов внешней среды, формирования речи, а также эстетические проблемы (В. А. Полянцев, 1989).

Для того, чтобы студенты могли ориентироваться с требованиями программы, вопросы из программы предваряют каждый раздел пособия.

При написании пособия был использован материал, содержащийся как в учебниках по стоматологии (хирургической, терапевтической, ортопедической), так и в существующих уже пособиях и руководствах по физиологии, а также учтены замечания и пожелания, высказанные специалистами-стоматологами Красноярской Государственной медицинской академии.

Ю. И. Савченков, Ю. С. Пац.


1. ВВЕДЕНИЕ

Значение физиологии для стоматолога. Единство функции челюстно-лицевой системы с деятельностью целого организма.

Физиология – фундамент медицины. Это утверждение справедливо для стоматологической медицины так же, как и для соматической, ибо нельзя адекватно диагностировать и лечить заболевания челюстно-лицевой области, не зная закономерностей ее работы, особенностей функции и характера взаимосвязей ее частей в процессе жизнедеятельности организма в целом.

Прежде всего необходимо остановиться на понятиях «орган, аппарат и система».

Орган – понятие анатомическое. Им называют часть тела, которая в результате филогенеза и индивидуального развития заняла в организме человека определенное положение, имеет определенную форму, строение и свойственную ей функцию. В строении органа представлены все четыре группы тканей (например, язык).

Аппарат в отличие от органа понятие физиологическое. Это совокупность органов, имеющих одно назначение. Например, жевательный аппарат, который включает в себя зубные ряды, жевательные мышцы, височно-нижнечелюстной сустав.

Система – это совокупность органов, связанных общей функцией. Система понятие более интегрированное, она, как правило, включает в себя несколько аппаратов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...