Министерство здравоохранения Российской Федерации
Стр 1 из 51Следующая ⇒ Министерство здравоохранения Российской Федерации Красноярская государственная медицинская академия Кафедра нормальной физиологии Учебное пособие Физиология для стоматолога (дополнение к учебнику по нормальной физиологии для студентов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов). Красноярск 2000 г. ББК 28. 9 Н 83 УДК 612(075. 8) Авторы: Ю. И. Савченков, Ю. С. Пац, Рецензент: А. С. Солнцев, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии КрасГМА Физиология для стоматолога: Учебное пособие / под ред. Ю. И. Савченкова. – Красноярск, КрасГМА 199. - 90 С. (Дополнение к учебнику физиологии для студентов стоматологического факультета) ISBN 5-225-00279-Х Дополнение к учебнику нормальной физиологии для стоматологов, которое написано в соответствии с программой по нормальной физиологии для мед вузов и дополнениями к ней, утвержденными ГУУЗ МЗ РФ, может быть полезным не только студентам, но и молодым врачам-стоматологам. ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2. 1 Физиология возбудимых тканей 2. 1. 1 Электрофизиологические закономерности в приложение к практике врача-стоматолога 2. 2 Физиология зубочелюстной системы 2. 3 Физиология желез внутренней секреции 3. ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 3. 1 Физиология системы крови 3. 2 Физиология кровообращения 3. 3 Физиология дыхания 3. 4 Физиология пищеварения 3. 4. 1 Физиология ротовой полости 3. 4. 2 Пищеварение в полости рта
3. 4. 3 Функциональная система формирования пищевого комка 3. 5 Обмен веществ и энергии. Питание 3. 6 Терморегуляция и температурная рецепция в полости рта 3. 8 Анализаторы (сенсорная система) 3. 8. 1 Вкусовой анализатор 3. 8. 2 Тактильный анализатор полости рта 3. 8. 3 Температурный анализатор полости рта 3. 9 Физиологические основы боли и обезболивания в стоматологии 3. 9. 1 Нейрофизиологические механизмы восприятия боли 3. 9. 2 Болевая рецепция полости рта 3. 9. 3 Физиологические механизмы обезболивания 4. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА 4. 1 Физиологические основы психических функций человека. Высшая нервная деятельность 4. 2 Физиология целенаправленного поведения 4. 2. 1 Пищевое поведение. Вкус и поведение 4. 3 Проблема адаптации к зубным протезам 4. 4 Организм и его защитные системы 5. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА 5. 1 Деонтологические основы работы стоматолога 6. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПОЛОСТИ РТА. УЧАСТИЕ СТОМАТОАНАЛИЗАТОРА В РЕЧЕОБРАЗОВАНИИ 6. 1 Функциональная система формирования речи 7. ПРОБЛЕМА СИСТЕМОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ 7. 1 Возрастные изменения функций зубочелюстной системы физиология стоматология стоматоанализатор системогенез онтогенез ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое учебное пособие является попыткой изложить материал, который включен в «Дополнение к программе по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета» (Москва, 1990 г), но отсутствует в классическом учебнике по нормальной физиологии, ориентированном на подготовку врача общего профиля. Стоматологическая физиология является частным разделом физиологии человека, который рассматривает, прежде всего вопросы участия челюстно-лицевой области в процессах пищеварения, защиты организма от повреждающих факторов внешней среды, формирования речи, а также эстетические проблемы (В. А. Полянцев, 1989).
Для того, чтобы студенты могли ориентироваться с требованиями программы, вопросы из программы предваряют каждый раздел пособия. При написании пособия был использован материал, содержащийся как в учебниках по стоматологии (хирургической, терапевтической, ортопедической), так и в существующих уже пособиях и руководствах по физиологии, а также учтены замечания и пожелания, высказанные специалистами-стоматологами Красноярской Государственной медицинской академии. Ю. И. Савченков, Ю. С. Пац. 1. ВВЕДЕНИЕ Значение физиологии для стоматолога. Единство функции челюстно-лицевой системы с деятельностью целого организма. Физиология – фундамент медицины. Это утверждение справедливо для стоматологической медицины так же, как и для соматической, ибо нельзя адекватно диагностировать и лечить заболевания челюстно-лицевой области, не зная закономерностей ее работы, особенностей функции и характера взаимосвязей ее частей в процессе жизнедеятельности организма в целом. Прежде всего необходимо остановиться на понятиях «орган, аппарат и система». Орган – понятие анатомическое. Им называют часть тела, которая в результате филогенеза и индивидуального развития заняла в организме человека определенное положение, имеет определенную форму, строение и свойственную ей функцию. В строении органа представлены все четыре группы тканей (например, язык). Аппарат в отличие от органа понятие физиологическое. Это совокупность органов, имеющих одно назначение. Например, жевательный аппарат, который включает в себя зубные ряды, жевательные мышцы, височно-нижнечелюстной сустав. Система – это совокупность органов, связанных общей функцией. Система понятие более интегрированное, она, как правило, включает в себя несколько аппаратов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|