Главное окно и главное меню IDE Delphi
Главное окно Delphi имеет следующую структуру: o главное меню, позволяющее получить доступ ко всем функциям среды; o панель инструментов с кнопками для быстрого доступа к ряду главных команд; o палитру компонентов для работы с редактором форм, содержащую множество компонентов, разбитых на группы. Главное меню содержит все команды, необходимые для работы с Delphi. Рассмотрим некоторые команды. (Для получения справки по любой команде, пункту меню, компоненту, оператору Object Pascal и др. объектам достаточно поместить на него указатель мыши и нажать клавишу F1.) Команды File Open Project и File Save Project as служат для открытия проектов и сохранения их под другим именем. (Под проектом в Delphi понимается набор файлов, необходимых для создания исполняемого приложения или динамически связываемой библиотеки.) Команды File Save All и File Close All предназначены для сохранения и закрытия всех файлов, относящихся к активному проекту. Целесообразно перед началом работы с проектом в Delphi использовать команду File Close All, а все файлы своего проекта хранить в отдельной папке, не меняя без необходимости стандартных имен файлов форм, модулей и проекта. Для создания новых проектов и отдельных файлов используют команду New раздела меню File. При выполнении команды New открывается подменю, содержащее команды Application, Form, Frame, Unit и др., позволяющее создать файл любого типа. По команде File New Other… открывается окно, в котором предлагается набор объектов, содержащихся в хранилище объектов (Object Repository). Delphi позволяет разрабатывать различные проекты: приложения, динамические библиотеки, компоненты Delphi, элементы ActiveX и др. Хранилище содержит шаблоны кода, используемые в качестве основы при разработке сложных объектов или приложений.
Технологию программирования на языке Pascal удобно изучать на примерах разработки консольных приложений. Консольным называется приложение Windows, имитирующее работу в режиме DOS и не имеющее окна (не имеющее формы). Форма – это окно приложения на этапе разработки. Создание консольного приложения целесообразно, например, в тех случаях, когда к интерфейсной части приложения не предъявляются строгие требования, и пользователь работает с программой практически так же, как в среде DOS. При запуске консольного приложения Windows выделяет окно как для DOS -программы, в заголовке окна отображается название исполняемого файла приложения. Ввод-вывод данных осуществляется с помощью стандартных процедур Read, Readln, Write, Writeln. Хотя пользователь работает с консольным приложением так же, как с DOS -программой, консольное приложение является приложением под Windows и не работает под DOS. Достоинство консольных приложений – относительная простота использования и простота переноса программ, написанных на языке Pascal (например, Borland Pascal 7.0, Turbo Pascal 7.0) в систему Delphi. Создать консольное приложение в Delphi можно командой File New Other … Console Application главного меню среды. В результате будет создан новый проект, состоящий из одного файла с расширением .dpr. Этот файл и является консольной программой. Первоначально она содержит следующий код: program Project 1; {$ APPTYPE CONSOLE } uses SysUtils; begin {TODO -oUser -cConsole Main: Insert code here } end. Приведенный код похож на заготовку обычной программы на Pascal, написанной под DOS. Единственное отличие – наличие директивы $ APPTYPE, которая значением CONSOLE сообщает компилятору, что Delphi работает в консольном режиме. При разработке консольного приложения в файл проекта с заготовкой кода добавляют необходимые описания классов, переменных и операторы. Для проверки работоспособности консольного приложения можно вставить в код простейшие операторы ввода-вывода.
Пример.
program demo; {$APPTYPE CONSOLE} uses SysUtils; begin writeln (‘Example’); readln; end. После запуска в окне, имитирующем окно DOS, появится текст «Example». Для продолжения работы надо нажать клавишу Enter, после чего работа приложения завершится, и окно автоматически закроется. Как и любая программа на Pascal, консольное приложение может включать отдельные модули. Их подключение к основной программе выполняется обычным образом. Консольное приложение Delphi представляет собой не просто программу, написанную на Object Pascal и выполняемую в среде Windows. Delphi поддерживает создание 32-разрядных консольных приложений, имеющих доступ к ресурсам системы и использующих различные функции API Windows. При этом в разделе uses нужно подключать модули, средства которых применяются в программе. Пример. Использование в консольном приложении функции API. program Cons; uses Windows; {$APPTYPE CONSOLE} // uses SysUtils; begin SetConsoleTitle (‘Консольное приложение ’); readln; end. После запуска программа изменит заголовок окна на «Консольное приложение». Для этого используется API -функция SetConsoleTitle, входящая в модуль Windows, поэтому имя модуля указано в разделе uses программы. При работе с консольными приложениями Delphi необходимо соблюдать следующие правила: 1. После запуска Delphi до создания консольного приложения необходимо командой File Close All закрыть ненужные файлы и форму. 2. Изменить имя консольного приложения можно только командой File Save Project as..., но ни в коем случае не в тексте кода проекта. 3. Следует помнить, что Delphi не поддерживает ASCII -кодировку (американский стандартный код обмена информацией) и, следовательно, символы кириллицы, даже указанные в апострофах в списке вывода операторов write, writeln, не будут иметь адекватного отображения на экране. В Delphi используется ANSI -кодировка (American National StandardsInstitute). 4. Т.к. при использовании имени функции в операторной части тела функции приводит к рекурсивному вызову функции самой себя, следует в таких случаях использовать стандартную переменную Result, которая создается в качестве синонима имени функции. 5. Не следует закрывать консольное приложение с помощью в зоне заголовка окна. Основные понятия языка Pascal Алфавит языка включает 53 прописных и строчных букв латинского алфавита, знак подчеркивания, 10 цифр и 23 специальных символа (+, -, <,, #, …).
СловаPascal – это последовательности символов алфавита, отделенные друг от друга разделителями (пробел, управляющий символ, комментарий). Слова подразделяются на: o ключевые слова – составная часть языка, имеют фиксированное написание и однозначно определенный смысл, не подлежат переопределению (begin, end, unit, label, if, var, …); o стандартные идентификаторы – служат для обозначения определенных разработчиками типов данных, констант, процедур и функций (integer, real, sin, cos, ln, read,…); переопределять можно, но не нужно; аргумент стандартной функции заключают в круглые скобки (sin(x), exp(x),…); o идентификаторы пользователя – применяются для обозначения имен меток, констант, переменных, процедур, функций и типов данных, определенных самим программистом; идентификатор состоит из букв и цифр, начинается с буквы (кроме имен меток); идентификаторы отделяют друг от друга разделителями. Комментарий – это пояснительный текст, который можно размещать в любом месте программы. Текст комментария заключается либо в фигурные скобки { }, либо в скобки вида (* *). Однострочный комментарий в начале строки содержит //. Комментарий игнорируется компилятором и не влияет на выполнение программы. Программа наPascal – это последовательность строк, имеющая определенную структуру. Структура программы в общем случае имеет следующий вид: Program <Имя программы>; Uses <Список модулей>; Label <Список меток>; Const <Список констант>; Type <Описание типов>; Var <Объявление переменных>; <Описание процедур>; <Описание функций>; begin <операторы>; end. Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний и объявлений могут следовать в любом порядке, кроме раздела Uses, который всегда следует за заголовком программы. Описания объектов должны предшествовать их вызову. Имя программы состоит из ключевого слова program, идентификатора программы и списка параметров в круглых скобках. Список параметров может отсутствовать.
Раздел подключения модулей состоит из ключевого слова Uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей, разделенных запятыми. Раздел объявления меток состоит из ключевого слова Label и списка имен меток, разделенных запятыми. Структура метки: имя и двоеточие. В разделе объявления констант производится присваивание идентификаторам констант постоянных значений. Формат этого раздела: Const <идентификатор_1>= <выражение_1>; ... <идентификатор_ n >= <выражение_ n >; Пример: const Limit=255; h=10; PassWord=’Sezam’; В разделе описания типов указываются типы пользователя. Формат этого раздела: Type <Имя_типа_1>= <Описание_типа_1>; ... <Имя_типа_ n >= < Описание_типа_ n >; Пример: type Matr=array[1.. 10] of real; Dni=1.. 31; Symvol =(‘ a ’.. ’ z ’); В Delphi много стандартных типов, не требующих предварительного описания, например, real, integer, char, Boolean. Раздел объявления переменных состоит из ключевого слова Var, после которого через запятую перечисляются имена переменных и через двоеточие – их тип. Пример: var a, b, c: integer; Sum: real; Massiv: array[1..5, 1..4] of char; Примечание. Объявление переменных обеспечивает выделение памяти для размещения переменных в соответствии с их типом, но не присвоение им начальных значений. В разделе описания процедур и функций размещают тела подпрограмм, создаваемых пользователем. Подпрограммой называют логически законченную и специальным образом оформленную часть программы, которая по имени может вызываться из других точек программы любое число раз. Подпрограммы могут быть двух видов: процедуры и функции. Каждая программа представляет собой блок и должна быть определена в разделе описания процедур и функций. Раздел описания операторов является основным, он начинается словом begin, после которого следуют операторы языка, разделенные точкой с запятой; завершает этот раздел ключевое слово end, после которого ставится точка. Операторы выполняются в том порядке, в каком они указаны. Операторы представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют некоторые действия над данными. Операторы Pascal можно разделить на две группы: o простые; o структурные. Например, оператор присваивания относится к простым операторам, а операторы циклов и ветвлений – к структурным. Примечание. Операторы обязательно разделяются точкой с запятой. Можно не ставить точку с запятой после слова begin и перед словом end, так как они являются операторными скобками, а не операторами. В условных операторах и операторах выбора точка с запятой не ставится после слова then и перед словом else.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|