Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главное окно и главное меню IDE Delphi




Главное окно Delphi имеет следующую структуру:

o главное меню, позволяющее получить доступ ко всем функциям среды;

o панель инструментов с кнопками для быстрого доступа к ряду главных команд;

o палитру компонентов для работы с редактором форм, содержащую множество компонентов, разбитых на группы.

Главное меню содержит все команды, необходимые для работы с Delphi. Рассмотрим некоторые команды. (Для получения справки по любой команде, пункту меню, компоненту, оператору Object Pascal и др. объектам достаточно поместить на него указатель мыши и нажать клавишу F1.)

Команды File Open Project и File Save Project as служат для открытия проектов и сохранения их под другим именем. (Под проектом в Delphi понимается набор файлов, необходимых для создания исполняемого приложения или динамически связываемой библиотеки.)

Команды File Save All и File Close All предназначены для сохранения и закрытия всех файлов, относящихся к активному проекту.

Целесообразно перед началом работы с проектом в Delphi использовать команду File Close All, а все файлы своего проекта хранить в отдельной папке, не меняя без необходимости стандартных имен файлов форм, модулей и проекта.

Для создания новых проектов и отдельных файлов используют команду New раздела меню File. При выполнении команды New открывается подменю, содержащее команды Application, Form, Frame, Unit и др., позволяющее создать файл любого типа. По команде File New Other… открывается окно, в котором предлагается набор объектов, содержащихся в хранилище объектов (Object Repository). Delphi позволяет разрабатывать различные проекты: приложения, динамические библиотеки, компоненты Delphi, элементы ActiveX и др. Хранилище содержит шаблоны кода, используемые в качестве основы при разработке сложных объектов или приложений.

Технологию программирования на языке Pascal удобно изучать на примерах разработки консольных приложений.

Консольным называется приложение Windows, имитирующее работу в режиме DOS и не имеющее окна (не имеющее формы). Форма – это окно приложения на этапе разработки. Создание консольного приложения целесообразно, например, в тех случаях, когда к интерфейсной части приложения не предъявляются строгие требования, и пользователь работает с программой практически так же, как в среде DOS. При запуске консольного приложения Windows выделяет окно как для DOS -программы, в заголовке окна отображается название исполняемого файла приложения. Ввод-вывод данных осуществляется с помощью стандартных процедур Read, Readln, Write, Writeln.

Хотя пользователь работает с консольным приложением так же, как с DOS -программой, консольное приложение является приложением под Windows и не работает под DOS.

Достоинство консольных приложений – относительная простота использования и простота переноса программ, написанных на языке Pascal (например, Borland Pascal 7.0, Turbo Pascal 7.0) в систему Delphi.

Создать консольное приложение в Delphi можно командой File New Other … Console Application главного меню среды. В результате будет создан новый проект, состоящий из одного файла с расширением .dpr. Этот файл и является консольной программой. Первоначально она содержит следующий код:

program Project 1;

{$ APPTYPE CONSOLE }

uses SysUtils;

begin

{TODO -oUser -cConsole Main: Insert code here }

end.

Приведенный код похож на заготовку обычной программы на Pascal, написанной под DOS. Единственное отличие – наличие директивы $ APPTYPE, которая значением CONSOLE сообщает компилятору, что Delphi работает в консольном режиме.

При разработке консольного приложения в файл проекта с заготовкой кода добавляют необходимые описания классов, переменных и операторы. Для проверки работоспособности консольного приложения можно вставить в код простейшие операторы ввода-вывода.

Пример.

 

program demo;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses SysUtils;

begin

writeln (‘Example’);

readln;

end.

После запуска в окне, имитирующем окно DOS, появится текст «Example». Для продолжения работы надо нажать клавишу Enter, после чего работа приложения завершится, и окно автоматически закроется.

Как и любая программа на Pascal, консольное приложение может включать отдельные модули. Их подключение к основной программе выполняется обычным образом.

Консольное приложение Delphi представляет собой не просто программу, написанную на Object Pascal и выполняемую в среде Windows. Delphi поддерживает создание 32-разрядных консольных приложений, имеющих доступ к ресурсам системы и использующих различные функции API Windows. При этом в разделе uses нужно подключать модули, средства которых применяются в программе.

Пример. Использование в консольном приложении функции API.

program Cons;

uses Windows;

{$APPTYPE CONSOLE}

// uses SysUtils;

begin

SetConsoleTitle (‘Консольное приложение ’);

readln;

end.

После запуска программа изменит заголовок окна на «Консольное приложение». Для этого используется API -функция SetConsoleTitle, входящая в модуль Windows, поэтому имя модуля указано в разделе uses программы.

При работе с консольными приложениями Delphi необходимо соблюдать следующие правила:

1. После запуска Delphi до создания консольного приложения необходимо командой File Close All закрыть ненужные файлы и форму.

2. Изменить имя консольного приложения можно только командой File Save Project as..., но ни в коем случае не в тексте кода проекта.

3. Следует помнить, что Delphi не поддерживает ASCII -кодировку (американский стандартный код обмена информацией) и, следовательно, символы кириллицы, даже указанные в апострофах в списке вывода операторов write, writeln, не будут иметь адекватного отображения на экране. В Delphi используется ANSI -кодировка (American National StandardsInstitute).

4. Т.к. при использовании имени функции в операторной части тела функции приводит к рекурсивному вызову функции самой себя, следует в таких случаях использовать стандартную переменную Result, которая создается в качестве синонима имени функции.

5. Не следует закрывать консольное приложение с помощью в зоне заголовка окна.

Основные понятия языка Pascal

Алфавит языка включает 53 прописных и строчных букв латинского алфавита, знак подчеркивания, 10 цифр и 23 специальных символа (+, -, <,, #, …).

СловаPascal – это последовательности символов алфавита, отделенные друг от друга разделителями (пробел, управляющий символ, комментарий). Слова подразделяются на:

o ключевые слова – составная часть языка, имеют фиксированное написание и однозначно определенный смысл, не подлежат переопределению (begin, end, unit, label, if, var, …);

o стандартные идентификаторы – служат для обозначения определенных разработчиками типов данных, констант, процедур и функций (integer, real, sin, cos, ln, read,…); переопределять можно, но не нужно; аргумент стандартной функции заключают в круглые скобки (sin(x), exp(x),…);

o идентификаторы пользователя – применяются для обозначения имен меток, констант, переменных, процедур, функций и типов данных, определенных самим программистом; идентификатор состоит из букв и цифр, начинается с буквы (кроме имен меток); идентификаторы отделяют друг от друга разделителями.

Комментарий – это пояснительный текст, который можно размещать в любом месте программы. Текст комментария заключается либо в фигурные скобки { }, либо в скобки вида (* *). Однострочный комментарий в начале строки содержит //. Комментарий игнорируется компилятором и не влияет на выполнение программы.

Программа наPascal – это последовательность строк, имеющая определенную структуру.

Структура программы в общем случае имеет следующий вид:

Program <Имя программы>;

Uses <Список модулей>;

Label <Список меток>;

Const <Список констант>;

Type <Описание типов>;

Var <Объявление переменных>;

<Описание процедур>;

<Описание функций>;

begin

<операторы>;

end.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний и объявлений могут следовать в любом порядке, кроме раздела Uses, который всегда следует за заголовком программы. Описания объектов должны предшествовать их вызову.

Имя программы состоит из ключевого слова program, идентификатора программы и списка параметров в круглых скобках. Список параметров может отсутствовать.

Раздел подключения модулей состоит из ключевого слова Uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей, разделенных запятыми.

Раздел объявления меток состоит из ключевого слова Label и списка имен меток, разделенных запятыми. Структура метки: имя и двоеточие.

В разделе объявления констант производится присваивание идентификаторам констант постоянных значений. Формат этого раздела:

Const <идентификатор_1>= <выражение_1>;

...

<идентификатор_ n >= <выражение_ n >;

Пример: const Limit=255; h=10; PassWord=’Sezam’;

В разделе описания типов указываются типы пользователя. Формат этого раздела:

Type <Имя_типа_1>= <Описание_типа_1>;

...

<Имя_типа_ n >= < Описание_типа_ n >;

Пример: type Matr=array[1.. 10] of real; Dni=1.. 31; Symvol =(‘ a ’.. ’ z ’);

В Delphi много стандартных типов, не требующих предварительного описания, например, real, integer, char, Boolean.

Раздел объявления переменных состоит из ключевого слова Var, после которого через запятую перечисляются имена переменных и через двоеточие – их тип.

Пример: var a, b, c: integer; Sum: real; Massiv: array[1..5, 1..4] of char;

Примечание. Объявление переменных обеспечивает выделение памяти для размещения переменных в соответствии с их типом, но не присвоение им начальных значений.

В разделе описания процедур и функций размещают тела подпрограмм, создаваемых пользователем. Подпрограммой называют логически законченную и специальным образом оформленную часть программы, которая по имени может вызываться из других точек программы любое число раз. Подпрограммы могут быть двух видов: процедуры и функции. Каждая программа представляет собой блок и должна быть определена в разделе описания процедур и функций.

Раздел описания операторов является основным, он начинается словом begin, после которого следуют операторы языка, разделенные точкой с запятой; завершает этот раздел ключевое слово end, после которого ставится точка. Операторы выполняются в том порядке, в каком они указаны.

Операторы представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют некоторые действия над данными. Операторы Pascal можно разделить на две группы:

o простые;

o структурные.

Например, оператор присваивания относится к простым операторам, а операторы циклов и ветвлений – к структурным.

Примечание. Операторы обязательно разделяются точкой с запятой. Можно не ставить точку с запятой после слова begin и перед словом end, так как они являются операторными скобками, а не операторами. В условных операторах и операторах выбора точка с запятой не ставится после слова then и перед словом else.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...