Порядок вычисления выражений
Все операции при вычислении значения выражения выполняются в соответствии с их приоритетом. Примеры логических выражений: x <10, x +17 >=10, (x > a) and (x < b). Здесь переменные x, a, b, y могут быть, например, числового или строкового типов. Строковые выражения (СВ). Результатом выполнения СВ является строка символов. Для строк можно применять операции «+» – соединение (конкатенацию) двух строк, операции сравнения, а также следующие функции: o Length(S): integer – определение текущей длины строки S (в символах ~ в байтах); o Copy(S; Index, N: integer): String – выделение из строки S подстроки длиной N символов. Подстрока выделяется, начиная с символа в позиции Index; o Concat(S1, S2,... Sn: String): String – соединение (сцепление) строк S1, S2,... Sn; o Pos(Substr: String; S: String: integer – определение позиции (номера) символа, начиная с которого подстрока Substr входит в строку S, при этом ищется первое вхождение. Если подстрока не найдена, возвращается ноль. Пример. Str1:=’Student’; Str2:= ‘Ivanov A.B.’; Str3:= Str1+ Str2; Кроме функций, к строковым данным можно применять следующие процедуры: o Insert(Source: String; var S: String; Index: integer) – вставка строки Source в строку S, начиная с позиции Index; o Delete (var S: String; Index, N: integer) – удаление из строки S N символов, начиная с позиции Index; Кроме отмеченных подпрограмм, большое количество процедур и функций содержит модуль SysUtils. Напоминаем, что к отдельным символам строки можно обратится по номеру (индексу) данного символа в строке. Индекс (целочисленного типа) записывают в квадратных скобках после имени строкового данного. Задание 5. Составить программу ввода с клавиатуры своей фамилии и вывода на экран составляющих ее букв в обратном порядке. Задание 6. Составить программу, которая преобразует исходную строку Alpha со значением ‘ What do we study? ’ в строку Beta со значением ‘ We study Object Pascal. ’ Вывести на экран значение Beta и ее длину.
Указание: использовать вспомогательную строку Gamma со значением ‘ Object Pascal.’, а также процедуры Delete, Insert и функции Copy, Length, UpCase
Операторы языка Простые операторы Простые операторы – это операторы, не содержащие других операторов. К ним относятся: o оператор присваивания; o оператор (безусловного) перехода; o пустой оператор; o оператор вызова процедуры. Оператор присваивания является основным оператором языка. Он предписывает вычислить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, имя которой указано в левой части оператора. Формат оператора присваивания: <имя переменной> =: <выражение>; Вместо имени переменной можно указывать элемент массива или поле записи. Отметим, что знак присваивания := отличается от знака равенства = и имеет другой смысл. Знак присваивания означает, что сначала вычисляется значение выражения, а затем оно присваивается указанной переменной. Поэтому при условии, что х является числовой переменной, имеющей оп ределенное значение, допустима следующая конструкция: х:=х+1; Примеры. var x, a, b, c, root: real; box: Boolean; name: string; ... x:=x+5.3; root:= sqrt(b*b-4*a*c); box:= False; name:=’ Ann ’; Оператор перехода предназначен для изменения порядка выполнения операторов программы. Он используется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора требуется выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, помеченный меткой оператор. Метка, стоящая перед оператором, отделяется от него двоеточием. Напомним, что меткой может быть идентификатор или целое число без знака в диапазоне 0—9999, причем все метки должны быть предварительно объявлены в разделе объявления меток того блока процедуры, функции или программы, в котором эти метки используются. Формат оператора перехода:
goto <Метка>; Пример. Label m 1; ... goto m1; ... m1: writeln(‘…’); Передавать управление с помощью оператора перехода можно на операторы, расположенные в блоке программы выше или ниже оператора перехода. Запрещается передавать управление операторам, находящимся внутри структурных операторов, а также операторам, находящимся в других блоках (процедурах или функциях). Внимание! В соответствии с правилами структурного программирования оператор перехода следует использовать как можно реже. Пустой оператор представляет собой точку с запятой и может быть расположен в любом месте программы, где допускается наличие оператора. Как и другие операторы, пустой оператор может быть помечен меткой. Пустой оператор не выполняет никаких действий и может быть использован для передачи управления в конец цикла или составного оператора. Пустой оператор можно использовать в тех случаях, когда синтаксис языка предполагает наличие оператора, но никаких действий выполнять не надо. Оператор вызова процедуры служит для активизации стандартной или предварительно описанной пользователем процедуры. Он представляет собой имя этой процедуры со списком передаваемых ей параметров. Более подробно этот оператор будет рассмотрен позже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|