Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции рынка ценных бумаг и методы его регулирования

 

Реализация функций рынка ценных бумаг исходит из сущностной особенности отношений, складывающихся между субъектами этого вида рынка по поводу фондовых активов. Это предполагает рассмотрение объективных результатов, к которым приводит реализация функций рынка ценных бумаг в данной системе хозяйствования.

В экономической литературе имеется множество подходов к выделению функций, присущих фондовому рынку[9]. Раскрывая роль рынка ценных бумаг, попытаемся остановиться на тех, которые в большей степени отражают значимость и действенность этого сектора финансового рынка на развитие общих экономических процессов.

С августа 1998 года перед российской экономикой возникла необходимость решения вопроса бюджетного дефицита, что значительно осложнено наличием крупной внешней и внутренней задолженности государства. Поэтому начнем исследование роли рынка ценных бумаг с функции повышения ликвидности долга, которая реализуется через покрытие долга с помощью выпуска ценных бумаг.

Заключается она в том, что в экономической системе встречаются друг с другом интересы двух типов субъектов - покупателя и продавца капитала. К первым относятся те субъекты системы, которые испытывают дефицит денежных ресурсов. Среди них само государство, вынужденное изыскивать средства для покрытия превышения расходной части бюджета над доходами, а так же многочисленные корпорации, фирмы, предприятия, понуждаемые в условиях существующей конкуренции к постоянному обновлению своих фондов. В динамично развивающейся экономической системе обновление активов фирмы осуществляется через каждые 2 - 5 лет, для застойной экономики присущи сроки до 10-15 лет, более продолжительные периоды являются уже свидетельством полной отсталости хозяйства. Что касается государственного бюджета, то бездефицитное его сведение является большой редкостью в экономической практике. Поэтому государство всегда было и, скорее всего, останется самым крупным заемщиком денежных средств.

Существенная характеристика государственного долга состоит в том, что он должен считаться неподверженным никакому риску. Общество должно полностью доверять обещаниям правительства осуществлять платежи по своим долговым обязательствам своевременно, полностью и в соответствии со своими обязательствами. Кредитоспособность правительства является единственной и самой главной составляющей успеха функционирования рынка ценных бумаг.

Для достижения и поддержания этой кредитоспособности правительство должно гарантировать, что все погашения займов и процентов по ним выплачиваются полностью и в срок. До тех пор, пока инвесторы уверены в получении своих капиталов вовремя, правительство не должно иметь больших трудностей в выпуске новых займов. Это означает, что погашение старых выпусков может финансироваться за счет выпуска новых облигаций, позволяя рынку государственных ценных бумаг стать постоянным источником финансирования государства. График сроков погашения должен быть составлен таким образом, чтобы обеспечить это рефинансирование.

В российской экономике была предпринята попытка управления долгом через рынок ценных бумаг. С введением в оборот государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на российском рынке ценных бумаг фактически начался особый этап его функционального предназначения. Однако, как утверждают некоторые эксперты, именно рынок ГКО в определенной степени явился причиной кризиса в августе 1998 года.

Процесс наращивания массы ГКО-ОФЗ продолжался до июля 1998 года, к тому моменту номинальная стоимость всех выпусков ГКО-ОФЗ составляла около 437 млрд. деноминированных рублей при доходности уже 50% годовых без учета накопленного купонного дохода (НКД). Параллельно с этими процессами курс рубля к доллару находился под жестким контролем Центрального банка РФ, не отражая тенденций других секторов финансового рынка.

Сразу после начала кризиса на мировых рынках основная часть операций сместилась в "дальние" выпуски в виду того, что российские операторы совершали перевод денежных средств из "ближних" выпусков в "дальние", надеясь получить большую прибыль при возврате доходности на предыдущие уровни. В то же время нерезиденты осуществляли массированный выход из "дальних" выпусков. Но данная тенденция продержалась недолго. Российские банки быстро поняли, что возврат к предыдущим уровням в ближайшей перспективе маловероятен, и что соответственно снижается вероятность получения высокой спекулятивной прибыли, и значительно увеличиваются риски. Банки стали уменьшать свои риски по срокам, поэтому уже в ноябре акцент сместился в более "короткие" выпуски.

Фондовый рынок в свою очередь более честно отражал реальное положение в финансово-экономической сфере России: "голубые фишки" (blue chips) потеряли в среднем 30-40% своей цены, в то время как акции второго эшелона подешевели в несколько раз и значительно потеряли в ликвидности.

В конце февраля 1998 года у многих аналитиков стало складываться мнение, что кризис миновал, на азиатских рынках наблюдался рост фондовых индексов, устойчивый рост демонстрировал американский индекс деловой активности Доу Джонс. Одновременно в России в наличии было достаточно большое количество свободных рублевых средств, выведенных до этого с финансовых рынков. Ставки межбанковского рынка колебались в пределах 20-30% годовых. Эти факторы способствовали частичному восстановлению доверия инвесторов и оживлению на всех сегментах финансового рынка России, начиная с ГКО-ОФЗ и заканчивая рынком акций. Но данная ситуация продолжалась недолго. Вскоре акции второго эшелона полностью потеряли свою ликвидность, поэтому весенние колебания на них практически не отразились. Ситуация несколько изменилась в конце июля, когда Россия договорилась с МВФ о получении кредита. Появилась надежда, что выделение таких значительных сумм со стороны МВФ вернет доверие иностранных инвесторов к стране и позволит стабилизировать финансовые рынки. За 10 дней индекс РТС вырос более чем на 40%, поднявшись со 135 до 193, дневной объем сделок вернулся в течении нескольких дней на майский уровень, превысив 50 млн. долларов. Параллельно значительно упала доходность по государственным ценным бумагам. Однако данный всплеск был весьма кратковременным: уже к началу августа индексы вернулись на предыдущие уровни и продолжили падение.

В этих крайне тяжелых условиях 17 августа Правительством России было принято решение, которое по своему эффекту напоминало "черный вторник", с той лишь разницей, что последствия августовских решений были не кратковременными и носили глобальный характер.

В настоящий момент для российской экономики важно создать сектор государственных ценных бумаг, имеющих более продолжительный срок обращения. Это во многом будет способствовать оздоровлению экономики, в большей степени поможет решить вопрос по управлению долгом. Общая кредитоспособность денежной и налоговой политики, в частности, обязательство сдерживать давление инфляции, также является неотъемлемой частью развития рынка государственных ценных бумаг. К тому же возможность долгосрочных инвестиций сократится по всей экономике.

Со временем правительство может обратится к различным группам вкладчиков и инвесторов путем выпуска целого ряда ценных бумаг с различными сроками погашения и нормами доходности. Такой подход может помочь минимизировать затраты на финансирование правительства, и в тоже самое время будет способствовать сбережениям и инвестициям частного сектора. Однако, на ранних стадиях развития рынка и при первых выпусках государственных займов выбор государственных ценных бумаг будет ограничен. Как только инвесторы приобретут опыт, покупая разные виды государственных облигаций, а рынки повысят свою ликвидность и стабильность, государство сможет разнообразить типы выпускаемых облигаций.

Вторая функция, через которую можно определить ролевую характеристику рынка ценных бумаг - инвестиционная функция, т.е. трансформация сбережений в инвестиции.

Продавцами капитала на финансовом рынке выступают те субъекты, которые испытывают переизбыток денежных ресурсов. Это может носить в разной степени постоянный характер. Но присутствие их свойственно всем экономическим системам. Среди них население, осуществляющее сбережение, а так же предприятия и организации, отличающиеся цикличностью движения оборотных средств, либо длительным периодом формирования собственных фондов (возможны так же и иные причины).

На современном этапе экономического развития России присуще рассматривать в качестве главного субъекта, характеризующегося избыточной финансовой позицией, население. По данным Банка России по состоянию на 1 января 1999 года граждане хранят свои сбережения в наличной валюте, не доверяя их отечественной кредитной системе, в объеме 80-85 млрд. долларов США[10]. Это эквивалентно примерно четырем российским бюджетам.

Традиционно роль смыкания интересов владельцев избыточного капитала и его потребителей выполняла банковская система. Но с развитием финансового рынка и возникновением в нем рынка ценных бумаг, последний стал замещать в определенных условиях функцию ссудного капитала. Этому способствовало наличие сходства кредитных отношений с отношениями рынка ценных бумаг, но специфика рынка ценных бумаг заключается в том, что если кредит характеризует срочность, то приобретение ценных бумаг не всегда определено сроком. Владелец ценной бумаги может продать ее в тот же день, а может оставить навсегда. Кроме того, кредиту свойственна возвратность. На рынке ценных бумаг это также допустимое, но часто не обязательное условие. Обычно возврат средств с доходом производится путем перепродажи титулов прав собственности по более выгодной цене другому инвестору. Еще одной чертой кредитных отношений является платность, которая фиксируется при акте продажи денег. Для отношений, характеризующих рынок ценных бумаг в этом плане, свойственен риск, полностью ложащийся на инвестора.

Рынок ценных бумаг характеризуют к тому же черты, которые выгодно отличают его от кредитного рынка, что позволило ему потеснить банковский капитал и занять свою особую нишу.

Особенностью привлечения финансовых средств при помощи ценных бумаг является то, что они могут свободно обращаться на рынке. Поэтому лицо, вложившее свои средства в какое-либо производство посредством приобретения ценных бумаг, может вернуть их (полностью или частично), продав бумаги. В то же время его действия не затрагивают и не нарушают сам процесс производства, так как деньги не изымаются из предприятия, которое продолжает функционировать.

Рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора.

При существовании рынка ценных бумаг вкладчик может получить прямой доступ к предприятию, и точно также предприятие может обратиться к вкладчику непосредственно как к источнику финансирования. Эти взаимоотношения свойственны первичному рынку. Вкладчик - теперь инвестор - желает иметь возможность быстро реализовывать свои инвестиции. В этой связи рынок ценных бумаг, используя посредников и формируя финансовые учреждения, создает вторичный рынок, который способствует решению таких задач.

Таким образом, основная цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтоб определять адекватный экономической системе механизм для привлечения инвестиций через формирование отношений между теми, кто испытывает потребность в средствах и теми, кто хочет инвестировать свой капитал.

Ключевой задачей, - которую должен выполнять рынок ценных бумаг в России, является, прежде всего, обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования, накопления и трансформации сбережений в инвестиции.

Назначение рынка ценных бумаг можно также увидеть через реализацию функции - перераспределение рисков (хеджирование) путем купли-продажи ценных бумаг. Остановимся на рассмотрении финансовой инфраструктуры, как системы управления инвестиционными рисками, определив основные особенности взаимодействия субъектов этой системы, существующие подходы к формированию, регулированию и оптимизации функционирования такой системы в масштабах национального фондового рынка.

В наиболее общем виде инвестиционный риск можно определить как возможность полной или частичной потери инвестируемого капитала вследствие любых причин. Рассматривая риски, связанные с операциями на фондовом рынке, следует иметь в виду, что, вообще говоря. Сами ценные бумаги и сама по себе акционерная форма собственности являются инструментами ограничения или управления рисками, связанными с производственной деятельностью предприятия, а значит, могут в терминах настоящей работы рассматриваться как элементы инфраструктуры. В этом смысле, все инвестиционные риски, возникающие, при совершении операций с ценными бумагами являются производными (вторичными) по отношению к базовым предпринимательским рискам.

В свою очередь, сталкиваясь с рисками, присущими неорганизованному рынку ценных бумаг на ранних этапах его развития, такими как риск неисполнения обязательств контрагентами, сохранности ценных бумаг, отсутствия достоверной информации, манипулирования ценами и т.п., инвестор сознает необходимость создания системы профессиональных участников фондового рынка, берущих на себя ответственность за минимизацию этих рисков и защиту интересов инвестора.

Рассмотрим далее риски, возникающие у портфельного инвестора при совершении операций на организованном рынке ценных бумаг, т.е. рынке, имеющем развитую систему финансовых посредников. Для данного уровня базовым можно считать так называемый системный, или инфраструктурный риск, заключающийся в возможности потери инвестируемого капитала вследствие непредвиденных изменений или неэффективности функционирования финансовой инфраструктуры. Стремление инвестора к его исключению ведет, в свою очередь, к возникновению потребности в органе, отвечающем за надежность и эффективность функционирования системы финансовых посредников в целом. Данную функцию, возлагаемую, как правило, на государственные учреждения или на коллективные представительные органы профессиональных участников фондового рынка, определим как регулирование.

Аналогичным образом на следующем уровне управления (на сей раз в системе регулируемого фондового рынка) инвестор сталкивается необходимостью управления политическими (законодательство, характеристики системы государственного управления и самоуправления и т.д.), макроэкономическими (структурные пропорции, темпы им уровень развития экономики) и микроэкономическими рисками (стандарты внутренней организации субъектов инфраструктуры, характеристики их систем управления, учета и контроля, особенности используемых технологий).

Таким образом, описанная схема уровней управления инвестиционными рисками демонстрирует, с одной стороны, органическую взаимосвязь всех видов инвестиционных рисков, а с другой - "замкнутость и полноту" описанного комплекса собственно инфраструктурных рисков и возможность его систематического исследования.

Из приведенных выше рассуждений очевидно, что основным способом исключения базового (или первичного) для данной системы риска является использование системы специализированных институтов, выполняющих функцию посредника между инвестором и его собственностью. В свою очередь, исключение первичного риска с неизбежностью приводит к возникновению вторичного риска, выражающегося в вероятности неадекватного функционирования того института, с помощью которого первичный риск был устранен. Другими словами, получая удобства в виде инфраструктуры, инвестор становится от них зависимым.

Рынок ценных бумаг располагает следующими способами управления вторичным риском:

мониторинг деятельности посредника, в свою очередь, включающий проведение опросов, характеризующих профессиональную деятельность посредника, в том числе с помощью стандартных анкет;

проверку операционных и информационных технологий и абсолютной и относительной эффективности функционирования посредника (при абсолютной оценке происходит сравнение количественных показателей деятельности посредника с наперед заданным набором "идеальных значений", а при относительной - сравнение с аналогичными характеристиками конкурирующих организаций);

одновременное использование нескольких посредников;

приобретение финансового или операционного контроля над деятельностью посредника.

Следующей приоритетной функцией рынка ценных бумаг является информационная функция, реализующаяся через взаимодействие информационных потоков на участников фондовых сделок, исходящих с этого рынка. Она состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

Ситуация на фондовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре и дает им ориентиры для размещения своих капиталов. Данная информация представлена в курсовой стоимости ценных бумаг. Например, если цена акции какого-либо предприятия растет. ю как правило, это говорит о хороших перспективах его хозяйственной деятельности и, наоборот. Аналогичная параллель справедлива и в отношении состояния фондового рынка и экономики в целом. Падение курсовой стоимости ценных бумаг предвещает спад деловой активности и, наоборот. Из данного правила случаются исключения, однако большей частью фондовый рынок, верно, определяет вектор экономического движения. Таким образом ситуация на фондовом рынке сигнализирует о будущем состоянии экономики. Такая последовательность и связь между фондовым рынком и экономической конъюнктурой возникает потому, что вкладчики, стремясь предвидеть будущие результаты деятельности того или иного предприятия, находятся в процессе постоянного поиска и анализа информации. Если полученная информация положительна, они покупают соответствующие ценные бумаги, в противном случае - продают. В результате курсовая стоимость ценной бумаги начинает изменяться уже до того момента, как станут известны окончательные итоги деятельности данного предприятия.

Состояние фондового рынка имеет важное значение для стабильного развития экономики, его крах, т.е. сильное падение курсовой стоимости ценных бумаг за короткий промежуток времени, может вызвать застой в экономике. Это объясняется тем, что падение стоимости ценных бумаг делает вкладчиков абсолютно беднее. Как следствие они сокращают свое потребление, спрос на товары и услуги падает, у предприятий накапливается нереализованная продукция, Они начинают сокращать производство и увольнять работников, что еще больше сокращает уровень потребления. Кроме того, падение курсовой стоимости уменьшает возможности предприятий аккумулировать необходимые им средства за счет выпуска новых бумаг.

Таким образом из данного параграфа можно сделать следующие выводы о некоторых особенностях проявления функций рынка ценных бумаг в российской экономике, а именно:

функция повышения ликвидности долга не реализуется полноценно в виду того, что аккумулируемые от продажи государственных ценных бумаг денежные средства направляются не в реальный сектор экономики, а на заведомо невозвратные цели (зарплата госслужащих, погашение процентов по долгам и пр.);

инвестиционная функция не реализуется должным образом на российском фондовом рынке, так как инвесторы не заинтересованы в долгосрочных вложениях, а считают возможным участвовать только в краткосрочных спекулятивных операциях;

функция рынка ценных бумаг по минимизации риска может быть реализована через деятельность посредника между инвестором и его собственностью. Однако эта деятельность будет иметь более высокий результат при достижении информационной прозрачности рынка и при определении специфики фундаментального и технического анализа российского рынка ценных бумаг;

информационная функция, реализующаяся через воздействи6е информационных потоков на участников фондовых сделок, исходящих с этого рынка, заключается в информировании инвесторов о состоянии рыночной конъюнктуры в стране и дает ориентиры для вкладывания своих капиталов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...