Тема: Календарные праздники и календарно-обрядовая поэзия.
ПЛАН 1. Истоки обрядовой поэзии. Славянская мифология. 2. Календарно–обрядовая поэзия: обрядность и тексты. а) зимний цикл; б) весенне–летний цикл; в) черты двоеверия в календарно–обрядовой поэзии. Вопросы и задания: 1. Познакомившись с фрагментами книги А. Н. Афанасьева “Древо жизни”, ответьте на следующие вопросы: Какую закономерность во взаимодействии языка и мышления выводит ученый из анализа воззрений древнего человека на природу? Какие обстоятельства, по мнению А.Н. Афанасьева, оказали существенное влияние на эволюцию мифологии? Определите, к какому календарному празднику относятся приведенные ниже песни и объясните, какие образы определили ваш выбор? ЛИТЕРАТУРА Соответствующий раздел учебника Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. М., 2008. Круглов Ю. Г. Жанровый состав обрядового фольклора // Ю. Г. Круглов Русские обрядовые песни. – М., 1982, С. 5–178 Топорова А. В. К вопросу о жанровой классификации свадебного фольклора. – В кн. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. М. Л., 1974.
Семинарское занятие № 3-4 Тема: Семейно–бытовая обрядовая поэзия, особенности содержания и художественной формы ПЛАН 1. Семейно–бытовые обряды и суеверия. Жанровый состав семейно–обрядовой поэзии, особенности художественной формы а) приговоры б) песни в) причитания 2. Свадебный обряд и свадебная поэзия. 3. История и проблемы изучения заговора. 4. Специфические черты и природа жанра заговора. Концепция заговора: соотношение мифа и ритуала. Особенности бытования и функции заговора. Композиция (зачин, закрепка, основная часть) и характер образов заговора. Причитание. Проблема жанра.
Структура и структурные элементы причитания А). Заплачка, обидные стихи; Б). Эпические элементы причети: обрядовые, воображаемые описания; В). Лирические и драматические элементы причети. Типы причети. Композиция и особенности стиля причитания. Внутрижанровое деление причитания.
ТЕКСТЫ Собрание народных песен П. В. Киреевского. – Тула, 1986. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. – М., 1986. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. – Л., 1984. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. – М., 1982. ЛИТЕРАТУРА: Соответствующий раздел учебника Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. М., 2008. Круглов Ю. Г. Жанровый состав обрядового фольклора // Ю. Г. Круглов Русские обрядовые песни. – М., 1982, С. 5–178 Круглов Ю. Г. О драматической сущности русской свадьбы // Филологический сборник. Алма–Ата, 1968, вып. 8–9. Топорова А. В. К вопросу о жанровой классификации свадебного фольклора. – В кн. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. М. Л., 1974. Скворцова З. Р. О причитаниях в свадебном обряде. – Там же. Зырянов И. В. Заговор в свадебной поэзии. – В кн.: Фольклор и литература Урала. Вып. 2. Пермь, 1975. Чистов К. В. Русская причесть. – Хрестоматия по фольклористике. – М., 1986, С. 169–176. Даль В.И. глава 4 «Заговоры» в кн.: В.И. Даля О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., Издательство «Литэра», 1996. Потебня А.А. О заговорах в кн.: А.Л. Топорков Теория мифа в русской филологической науке Х1Х века. М., Издательство «Индрик», 1997, С. 304-310. Киселева А.А. Народная причеть как поэтический жанр // Русская литература 1989, № 2, С. 3-21.
Семинарское занятие № 5 Тема: Несказочная проза ПЛАН 1. Несказочная проза и сказочная проза: проблемы разграничения. Особенности несказочной прозы. 2.Жанры несказочной прозы (определение, классификация, жанровое своеобразие):
1). Предание 2). Легенда. 3). Быличка. Тематические циклы быличек. Понятие о меморате и фабулате. Быличка и бывальщина. 4). Анекдот и сказ: общая характеристика жанров.
ТЕКСТЫ Морохин В. Н. – Предания, легенды, былички. Прозаические жанры русского фольклора: Хрестоматия. Сост. Морохин В. Н. Учеб. пособие для филолог. специальностей ун-тов. М., 1997. Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С.А. Азбелева. – М.: Русская книга, 1992. 608 с., 24 ил. – (Б-ка русского фольклора; Т. 12). Соколова В. К. Русские исторические предания. М., 1970. – 288 с. ЛИТЕРАТУРА Соответствующий раздел учебника Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М., 1975. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. М., 1914. – 316 с. Барсов 1872. – Барсов Е. В. Петр Великий в народных преданиях Северного края. Л. Беседа. 1972, № 5. Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. – Л., 1987. Прозаические жанры русского фольклора: Хрестоматия / Сост. В. Н. Морохин. М., 1977. – 296 с. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII— XIX вв. М., 1967. – 342 с. Рябий И.Г., Рябий М.М. Жанры народной прозы. Ханты-Мансийск, 2002. – С. 136-140. Морохин В. Н. – Предания, легенды, былички. Прозаические жанры русского фольклора: Хрестоматия. Сост. Морохин В. Н. Учеб. пособие для филолог. специальностей ун-тов. М., 1997 Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М., 1975.
Семинарское занятие № 6 Тема: Жанр сказки. Сказки о животных ПЛАН 1. Определение жанра сказки. Индивидуальное и устойчиво-типическое в поэтической форме сказки. 2. Типы классификации сказки. 3. Сказки о животных. а) жанровое своеобразие сказок о животных, их происхождение; б) архаическое ядро сюжетов сказок о животных и проблема характеров животных; в) основные темы сказок о животных и художественные средства их воплощения.
ТЕКСТЫ Любое издание сказок под редакцией А.Н. Афанасьева ЛИТЕРАТУРА Соответствующий раздел учебника Пропп В. Я. Морфология сказки: 2–е изд. – М., 1969. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986. Аникин В. П. Русская народная сказка. – М., 1984. Мелетинский Е. М. Герои волшебной сказки. Происхождение образа. – М.. 1958.
Лихачев Д. С. Замкнутое время сказки. Художественное пространство сказки // Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1971. Трубецкой Е. Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба, март-апрель 1990, с. 100–118. Рябий И.Г., Рябий М.М. Жанры народной прозы. Ханты-Мансийск, 2002. – С. 136-140.
Семинарское занятие № 7 Тема: Волшебная сказка ПЛАН Поэтика волшебной сказки а) Понятие мотива и функции, как элементов волшебной сказки; б) композиция и структура волшебной сказки; в) время и пространство волшебной сказки. Происхождение волшебной сказки и ее отдельных элементов. а) типы героев волшебной сказки; б) происхождение сюжета о младшем брате; Образ Ивана дурака и этико-философская проблематика народной сказки.
ТЕКСТЫ Любое издание сказок под редакцией А.Н. Афанасьева ЛИТЕРАТУРА Соответствующий раздел учебника Пропп В. Я. Морфология сказки: 2–е изд. – М., 1969. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986. Аникин В. П. Русская народная сказка. – М., 1984. Мелетинский Е. М. Герои волшебной сказки. Происхождение образа. – М.. 1958. Лихачев Д. С. Замкнутое время сказки. Художественное пространство сказки // Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1971. Трубецкой Е. Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба, март-апрель 1990, с. 100–118. Рябий И.Г., Рябий М.М. Жанры народной прозы. Ханты-Мансийск, 2002. – С. 136-140.
Семинарское занятие № 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|