Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Бытовые и новеллистические сказки




ПЛАН

1. Проблема выделения разрядов.

2. Разбор сюжетов новеллистических сказок.

3. Сюжеты бытовых сказок.

4. Происхождение сюжетов сказок о дураках, о шутах, о мороке, о ловком воре.

5. Роль смеха в бытовой сказке.

 

ЛИТЕРАТУРА

Юдин Ю.И. Русская бытовая сказка М.: Академия, 1998.

В. П. Аникин Русская народная сказка. – М., 1984.

Лупанов И. П. «Смеховой мир» русской волшебной сказки. РФ. 1979. т. 19.

Рябий И.Г., Рябий М.М. Жанры народной прозы. Ханты-Мансийск, 2002. – С. 136-140.

 

Семинарское занятие № 9-10

Былины

ПЛАН

1. Поэтика былины.

2. Общая характеристика былин о старших богатырях.

3. Былины киевского цикла: характер цикла, основной круг тем, сюжетов, образов.

4. Новгородские былины.

Вопросы и практические задания

1. Опираясь на статью Лихачева, объясните, почему в былинах, когда описываются действия герой не «вывел», а «выводил», не «написал», а «писал», не «сел», а «садился». Чем объясняет Лихачев однолинейность времени в жанре былины?

2. Законспектируйте статью А. П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин».

Сравните элемент случайности, чудесности в былине с элементом случайности в волшебной сказке и объясните их значение. Что по этому поводу думает Скафтымов?

«Прошло ни много, ни мало времени. «Ах, – говорит Иван-царевич, – я есть хочу». – «И я!» – говорит Марья-царевна. Царь-медведь оставил их, а сам за едой побежал. Сидят они на травке, на муравке да плачут. Откуда не взялся бычок-др... нок, замотал головой и спрашивает: «Иван-царевич, Марья-царевна! Вы какими судьбами здесь очутились?» Они рассказали. «Хотите, я вас унесу?»

(Царь-медведь)

Тут Алеша всю ночь не спал

Молился богу со слезами:

– Создай, боже, тучю грозную,

А и тучи-то з градом дождя! –

Алешины молитвы доходны ко Христу.

Даёт господь бог тучю з градом дождя,

Замочила Тугарина крылья бумажныея,

Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

(Алеша Попович и Тугарин)

Определите роль деталей из приведенных цитат, соотнеся с текстом былин: 1). Имеют ли они сюжетную направленность,

2). Служат ли эстетическим задачам

3). Обусловлены ли общим стилистическим тоном.

а) И повела она (Дюкова матушка – Н. Р.) их по погребам глубокиим:

Висят бочечки красна золота,

Висят бочечки чиста серебра,

Висят бочечки скатна жемчуга.

(Дюк Степанович)

б) Лежит тут колпак да земли греческой,

А весу-то колпак буде трех пудов.

(Добрыня Никитич)

в). Как увидели они да чудо чудное,

Чудо чудное да диво дивное:

На горе на Елионския

Как стоит тут да дубовый гроб.

(Святогор и Илья Муромец)

г). «Полети, моя каленая стрела,

Выше лесу, выше лесу по поднебесью,

Ты пади, моя каленая стрела,

В турецкий град, в зелен сад,

В зелен сад, во бел шатер,

В бел шатер, за золот стол,

За золот стол, за ременчат стул,

Самому Салтану в белу грудь,

Распори ему турецку грудь,

Расшиби ему ретиво сердце».

(Илья Муромец с Добрыней на соколе-корабле)

4. Объясните двойственность в изображении князя Владимира. Что по этому поводу думают В. Ф. Миллер и А. П. Скафтымов?

5. Найдите элементы христианской идеологии в былине «Илья Муромец и Калин царь».

6. Определите, почему за столом у Самсона-Самойлова общее число богатырей с хозяином составляет цифру «13»?

7. Прочитав статью В. Ф. Миллера «К былинам о Садко» ответьте на вопросы:

а) Что говорит автор статьи об историческом прототипе богатыря Садко в 3-х сюжетах?

б) Какие местные легенды и сказания легли в основу сюжета о даре Садко и его отношениях с Морским царем?

в) Что говорит Миллер об изысканиях А. Н. Веселовского, в которых сопоставляется сюжет былины о Садко с французским романом «Tristan le leonois».

8. Опираясь на статью А. П. Скафтымова определите:

а) роль художественного приема:

Говорила тут Добрыни родна матушка:

– Ай же свет, моё цадо любимоё,

Ты молоденькой Добрынюшка Микитинец!

Ты на добром коне в чисто поле поезживаешь,

Да ты малыех змеёнышев потаптывашь.

Не съезжай-ко ты, молоденькой Добрынюшка,

Да ты далече-далече во чисто поле,

Ко тым славныем горам да к Сорочинскиим,

Да ко тым норам да ко змеиныем,

Не входи-ко ты во норы в змеиные,

Не выпущай-ко полонов оттуль расейскиих;

Не съезжай-ко ты, молоденькой Добрынюшка,

Ко той славною ко матушки к Пучай-реки,

То Пучай-река очюнь свирипая,

Во Пучай-реки ды струйки очюнь быстрыих:

Перва струечка быстра, быдто очюнь секет. –

 

Тексты

Былины. – М., 1986.

Былины. – М., 1988.

ЛИТЕРАТУРА

Жирмунский В. Народный героический эпос. – М.; Л., 1962.

Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1981.

Пропп В. Я. Русский героический эпос –Л., 1955; 2-е изд. – М., 1958.

Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. –М., 1963.

Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин. – М., Саратов, 1924.

Селиванов Ф. М. Поэтика былин: Учебное пособие. М., 1977. – 129 с.

Юдин Ю. И. Героические былины; Поэтическое искусство. –М., 1975.

Семинарское занятие № 11

Тема: Лирические песни

ПЛАН

1. История собирания и изучения народной песни

2. Проблема происхождения и типы классификацией лирической песни.

3. Содержание лирических песен.

4. Художественное своеобразие протяжной лирической песни.

ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Найдите в тексте эпитеты и обозначьте их функцию (описательно-изобразительная или эмоционально-выразительная). Какие функции в лирической песни эпитеты выполняют чаще всего?

... Я лугами шла, я болотом шла,... Из-за лесу темного,

Я цветы рвала лазоревые; Из-за садику зеленого

Я сорву цветы, я совью венок заходили тучи грозные,

На головушку на буеного А другие непогожие

На Александрику. Со дождями, со морозами,

На головушке золот венок, Со снегами со глубокими...

Шляпа черная с лентой алой,

С лентами алыми, с позументами.

 

2. Прочитав следующие песни, отметьте символику несчастья:

Зашаталась, замоталась в поле травушка...

Замотался, зашатался добрый молодец.

Пришатнула, примотнула к тихому Дону.

Ён васкрикнул, йон возгаркнул громким голосом:

Йюж вы братцы мои, братцы-пиривощики!

Привезите мине, братцы, чириз тихий Дон,

Пиривизити мине, братцы, вы сабор-церкву,

Причастите мине, братцы, исповедайте!

Схаранитя мине, братцы, между трех горы:

Промеж Киевской, Московской, промеж Питерской.

(Кир. 396)

Ой верная, манерная сударушка моя!

Ой-люли-ой юли, ой ляли-ляли!

Ой не ты меня, сударушка, повысушила,

Без морозу, без лютова сердце вызнобила,

Напустила сухоту по моём животу.

Как рассыпалась печаль по моим ясным очам,

Как чужие-то жены-лебедушки белые,

А моя ли жена – полынь, горькая трава,

Во сыром бору росла.

(Кир. 442)

3. Прочитав статью В. Н. Веселовского «Психологический параллелизм и его формы в обращении поэтического стиля», ответьте на следующие вопросы:

 

Что такое психологический параллелизм?

Объясните, чем между собой различаются ритмический и формальный параллелизм, как Веселовский объясняет их происхождение?

К чему, по мнению Веселовского, приводит увеличение параллелей? Чем многочленный параллелизм отличается от одночленного?

Что такое символ и где его истоки? Как на этот вопрос отвечают Веселовский и Ерёмина?

Объясните принцип отрицательного параллелизма. Как Веселовский объясняет популярность этого тропа? С каким тропом связывает его Ерёмина?

 

7. Определите типы параллелизма:

1) Уж ты, роща моя, роща темная и зеленая!

Ты с чево, роща, засохла,

С чего, зелена, поблёкла.

Не дождамши поры-время,

Поры-время, теплава лета?

Разбессчастная кукушка нигде гнездушка ни совьить,

Нигде не совьить, ни сагреить;

Распрабедная салдатушка нигде местушка не найдить,

Нигде местушка не найдить, ни сживетца.

 

Как недолго тебе, веточка, на черемушке висеть,

Как недолго тебе, Нюрочка, в девушках сидеть,...

 

Калина с малиною,

Что ты рано расцвела?

В ту ль пору-времечко

Мать сына родила

Не чаяла матушка

Сына милого избыть,

Сжила, сбыла матушка

За единой часок;...

 

Вдарили, вдарили, вдарили гусли по чисту полю,

Вдарили гусли по чистому полю,

Пролились, пролились, пролились слезы по синему морю,

Прошлись слезы по синему морю.

 

Солнушко котам, котам!

Ехали князи рядом, рядом;

 

Не кукушка, братцы, во сыром бору, бору куковала,

Не соловьюшка, братцы, в зеленом саду громко, звонко свищет, –

Добрый молодец только в невольюшке слезко, горько плачет...

 

Как восходит светлый месяц перед зорюшкою,

Величается молодец перед молодицею.

 

Растопись банька-мыленка,

Раскались, жарка каменка,

Ты рассыпься, крупён жемчуг,

По атласу или по бархату. (К. с. 116)

 

Не во трубушке трубят по заре, –

Свет Марьюшка плачет по русой косе:

– Коса ль моя, Косонька русая!

Вечор тебя косыньку матушка плела,

Серебряным колечком матушка вила.

Приехала свашенька не милостлива,

Что не милостлива и не жалостлива,

Начала косыньку и рвать и щипать,

И рвать и щипать, на две заплетать.

ТЕКСТЫ

(Любой сборник русских народных лирических песен)

ЛИТЕРАТУРА

Соответствующий раздел учебника

Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Понятие о фольклоре. Термины русское народное поэтическое творчество и фольклор. Специфика фольклора. Фольклор и литература.

2. Происхождение жанров фольклора, исторические этапы в развитии устного народного творчества. Жанровая система фольклора.

3. Истоки обрядовой поэзии: представления древних славян о мироздании, обряды и культы.

4. Заговор: проблемы изучения, типы, образная система заговоров.

5. Миф и обряд: основы традиционного мировосприятия, представление о пространстве и времени.

6. Восточнославянская мифология как источник устного народного творчества. Пантеон восточнославянских богов, фольклорно-мифологических персонажей, восточнославянская демонология.

7. Календарно-обрядовая поэзия: проблема циклизации, обрядность и тексты зимне-весеннего цикла.

8. Календарно-обрядовая поэзия весенне-летнего цикла. Черты двоеверия в русском календаре и народной поэзии.

9. Семейно-бытовые обряды и суеверия. Родильные и похоронные обряды. Характеристика жанра причитания.

10. Свадебный обряд и жанровый состав свадебной поэзии.

11. Жанры обрядовой поэзии. Классификация Ю.Г. Круглова. Общая характеристика обрядовых песен (заклинательных, ритуальных, игровых, величальных, корильных, лирических).

12. Несказочная проза: общая характеристика, отличие от сказки, проблемы классификации жанров несказочной прозы, их художественные особенности.

13. Сказка: значение изучения сказки, определение жанра, типы классификации, основные работы о сказке.

14. Сказки о животных и комулятивные сказки: принцип выделения в разряд, определение, генезис, особенности поэтики.

15. Новеллистические и бытовые сказки: проблема выделения разряда (В.Я. Пропп, Ю.И. Юдин), определение, деление на типы, герои бытовых и новеллистических сказок. Новеллистические и бытовые сказки: проблема выделения разряда (В.Я. Пропп, Ю.И. Юдин), определение, типы, герои бытовых и новеллистических сказок.

16. Волшебные сказки: проблема выделения разряда, особенности композиции структуры волшебной сказки.

17. Генезис волшебной сказки. Типы героев и смысл волшебной сказки.

18. Понятие о героическом эпосе. Изучение былин в ХIХ и ХХ веках, место и время сложения былин.

19. Социальный генезис былин и полемика об историзме русского эпоса. Взгляд на былины русских ученых XIX века (Стасов, В. Миллер, Пропп).

20. Проблема классификации и циклизации былин. Полемика и типы классификаций.

21. Особенности поэтики героического эпоса.

22. Былины киевского цикла. Особенности проблематики, композиции, стиля. Герои киевского цикла.

23. Новгородские былины. Полная характеристика былин о Садко и Василии Буслаеве. Отличительные черты новгородских былин от былин киевского цикла.

24. Лирические песни: проблема происхождения и классификации, тематика лирических песен.

25. Истоки образности и особенности тропов (метафоры, символа, параллелизма и др.) в лирических песнях.

26. Загадка: определение, функции, содержание, особенности образности и происхождение.

27. Афористические жанры народного творчества. Жанр пословицы, его своеобразие. Содержание и тематика пословиц, их художественные особенности. Пословицы и поговорки.

28. Детский фольклор. Проблема классификация жанров детского фольклора и их общая характеристика.

29. Народный театр Происхождение. Разновидности народного театра. Сатирические и драматические пьесы. Художественные особенности народной драмы.

30. Исторические песни и баллады. Жанровое и тематическое своеобразие, классификация исторических песен, их отличие от баллад. Характеристика исторических песен по хронологическому принципу.

 

Контрольные вопросы

 

1. Определите по данному отрывку, к какому типу из классификации В.Я. Проппа относится былина (старина):

Снарядился Святогор во чисто поле гуляти,

Заседлает своего доброго коня

И едет по чисту полю.

Не с кем Святогору силой силой померяться,

А сила-то по жилочкам

Так живчиком и переливается.

 

2. Определите по фрагменту, какой из жанров несказочной прозы перед вами, мотивируйте ответ: «Были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь».

 

3. Определите по фрагменту, какой из жанров несказочной прозы перед вами, мотивируйте ответ: «Давным-давно это было. Тогда, когда царь на Русской земле Петр Великий… Дал царь Петр приказ, чтобы завербовать со всей земли наших богатырей, а этих богатырей засадить в крепости да держать их там до войны, а как будет война, так и выпускать этих богатырей биться с неприятелем».

4. Определите по фрагменту, какой из жанров несказочной прозы перед вами, ответ мотивируйте: «Монах утром проспал — поторопился, не благословясь налил воды умываться, а нечистый в умывальник и прыг — затаился. Монах взял да умывальник и перекрестил крестом. Зanpocил нечистый выпустить его. «Свези меня в Иерусалим к заутрене – сниму крест». Свозил тот – к ранней обедне домой поспели. «Почему,— спрашивают монаха,— не был за заутреней?" "В Иерусалиме был», — показывает и просвирку. Ну, нечистый за это все-таки затаил злобу, обратился девкой, стад мимо келий похаживать, оставлять на окне келии то бусы, то ленту. Стали другие монахи замечать, приступили к нему —от тебя, только сейчас, говорят, девка вышла. Изгнать порешили его. Заплакал он, подошел к реке, что текла близ монастыря, отвалил камень в воду, встал на него и поплыл. Видят это братья – поверили его невинности и святости, стали просить возвратиться – и обратился он назад, а нечистом больше к нему не приступал».

 

4. Определите по фрагменту, что перед вами: игра, сценки ряженых или сатирическая драма? Мотивируйте ответ.

Свадьбу изображали (на святки). Сидят все вокруг стола. Потом всех разгоняют, девки убежат, выбирают,

кого из парней женить, невесту. Стул поставят. Сват ходит, выбирает невесту:

– Я не в Питер пошел,

Я не в Киев пошел,

Я не пенье ломать

И не коренья драть,

Я невесту выбирать.

Которая невеста

Без белил девка бела,

Без румянцу румяна,

То невеста моя.

Приходит парень, к нему сват подводит девку. Так «женят» всех. Потом «теща» с «блинами», «отец» с «вином».

Это значит – на тарелке вода (блины) и в стакане (вино). «Молодой» выпивает, «теща» руку в воде помочит и

его – «Ешь!».

Жених выберет невесту и на стул положит плаху, и девушка бежит и должна через эту плаху с лучиной

перепрыгнуть.

Если она сробела, жениха лупят.

5. Определите, к какому календарному празднику относятся приведенные ниже песни и объясните, какие образы определили ваш выбор?

Синички–сестрички,

Тетки–чечетки,

Краснозобые

Снегирюшки,

Щеголяют молодцы,

Воры воробьи!

Вы во поле

Полетайте,

Вы на вольной

Поживите,

К нам весну

Скорей ведите!

(Чис. 182)

 

г) Вился клен с березою–

Не развился.

Ладу, ладу!

Кому вынется,

Правда сбудется,

Тому добро!

(Чис. 60)

Среди приведенных ниже текстов песен выделите обрядовую поэзию:

а) Не шуми, мати зелена дубровушка, б) Заря моя, зорюшка

Не мешай мне, молодчику, думу думати! Да заря белая,

Заутра мне, молодчику, допрос будет: Игра девичья!

Государь–ат меня батюшка будет спрашивать, Играть хочется,

Из ума меня, молодчика, все будет выпытывать: Слезы котятся, –

–Ты скажи, скажи, удаленький добрый молодец, Играть не велят,

И ты где же воровал, ты куда добро девал? Все заказывают,

– Воровал–то я на Троицком на дороженьке, Заговаривают.

А притон я держал в роще Марьиной, Я украдуся,

Добро–тоя носил к красной девице. Наиграются,

– Уж и где эта красная девица? Я тишком,

– Уж и этой красной девицы давно в живе нет. Лужком,

– Много ли вас было товарищей? Со милым дружком,

– Товарищей было нас семеро: Вечеринкою,

Первый–ат товарищ – ночка темная, Со лучинкою.

Другой–ат товарищ конь–добра лошадь, По мосту, мосту

Третий–ат товарищ был пистолет с ружьем, По калиновому,

Четвертый товарищ был булатный нож, По другому мосту

Пятый–ат товарищ был дубинушка толстая, По малиновому,

Шестой–ат товарищ был сабля вострая, По третьему мосту

Седьмой–ат товарищ был я сам, молодец. Бояре ехали,

– Горазд ты, детинушка, воровать, Бояре глупые,

Горазд ты, детинушка и ответ держать. Неразумные,

(Кир. 120) Нерассудливые,

Беспорядливые,

Недогадливые.

г) Не во трубушке трубят по заре, (Кир. 511)

Свет Марьюшка плачет по русской косе:

Коса ль моя, косынька русая!

Вечор тебя косыньку матушку плела,

Серебряным колечком матушка вила.

Приехала свашенька не милостива,

Что не милостива и не жалостива,

Начала косынку и рвать и щипать,

И рвать и щипать, на две заплетать.

 

6. Определите по фрагменту, какой из жанров несказочной прозы перед вами, ответ мотивируйте: «Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да и съест ее. Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял. Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка; увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею, а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет. Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея? Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил. Да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка - тот и его сильнее. Услыхала про то царевна, написала к батюшке: «Сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать». Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну. В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись - и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея. Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку: авось на их слезы сжалобится! Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него. Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему. «Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!» – сказал Кожемяка и стал уже двери ломать. Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле. Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту: «Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой!» – «Хорошо, – сказал Кожемяка, – надо межу проложить!» Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея да и стал от Киева до моря Кавстрийского. «Ну, – говорит змей, – теперь мы всю землю разделили!» – «Землю разделили, – проговорил Никита, – давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут!» Взъехал змей на середину моря, Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажон. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, отчего эта борозда, называют ее валом. Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

 

7. Можно ли отнести к эффекту неожиданности два нижеприведенных фрагмента из былин:

1) Говорил Добрыня родной матушки:

– Ай жо свет, моя ты родна матушка!

Да в тру-то место было по чину,

А, ще чаркой во пиру меня не обнесли,

Да то пьяница дурак не обгалился, –

А й Владимир–князь–от стольнё-киевской

Наложил–то мни-ка служобку великую,

А й великую мне служобку немалую:

Велел съездить мни во далече в чисто поле,

Ко тым славным ко горам да Сорочинским,

Он велел сходить во норы во змеиныи,

Отыскать мне велел племничку любимую,

А прекрасную Забавушку Путятичну,

Да и привезти велел ю в стольнё Киев-град,

Привезти ко князю не широкий двор,

Привезти ю во палати белокаменны,

Падать князю-то да во белы руки. –

(Добрыня и змей).

2) – Как есть у нас погано, есть Идолищо,

А в долину две сажени печатныих,

А в ширину сажень была печатная,

А головищо что ведь люто лохалищо,

А глазница что пивныи чашища,

А нос-то на роже он с локоть был. –

8. Сравните элемент случайности, чудесности в былине с элементом случайности в волшебной сказке и объясните их значение. Что по этому поводу думает Скафтымов?

«Прошло ни много, ни мало времени. «Ах, – говорит Иван-царевич, – я есть хочу». – «И я!» – говорит Марья-царевна. Царь-медведь оставил их, а сам за едой побежал. Сидят они на травке, на муравке да плачут. Откуда не взялся бычок - черный бочок, замотал головой и спрашивает: «Иван-царевич, Марья-царевна! Вы какими судьбами здесь очутились?» Они рассказали. «Хотите, я вас унесу?»

(Царь-медведь)

 

9. Выделите эпитеты с предметной основой, объяснить их значение:

Он поехал через речку Смородинку Ты кому, моя укрепа достанешься?

Да по тем по мосточкам калиновым Доставалась моя укрепушка царю Белому,

Да на первом браля на мосте Что тому ли генералу Краснощокову.

С коня де седелко кованое

А на другом брала на мосте

Добра коня наступчива;

А на третьем брала на мосте

Самого добра молодца.

Утонул добрый молодец

Во Москве-реке Смородине.

 

10. Определите типы параллелиза:

Уж ты, роща моя, роща темная и зеленая!

Ты с чево, роща, засохла,

С чего, зелена, поблёкла.

Не дождамши поры-время,

Поры-время, теплава лета?

Разбессчастная кукушка нигде гнездушка ни совьить,

Нигде не совьить, ни сагреить;

Распрабедная салдатушка нигде местушка не найдить,

Нигде местушка не найдить, ни сживетца.

Как недолго тебе, веточка, на черемушке висеть,

Как недолго тебе Нюрочка, в девушках сидеть,...

 

Вдарили, вдарили, вдарили гусли по чисту полю,

Вдарили гусли по чистому полю,

Пролились, пролились, пролились слезы по синему морю,

Прошлись слезы по синему морю.

Солнушко котам, котам!

Ехали князи рядом, рядом;

Не кукушка, братцы, во сыром бору, бору куковала,

Не соловьюшка, братцы, в зеленом саду громко, звонко свищет, –

Добрый молодец только в невольюшке слезно, горько плачет...

Не во трубушке трубят по заре, –

Свет Марьюшка плачет по русой косе:

– Коса ль моя, Косонька русая!

Вечор тебя косыньку матушка плела,

Серебряным колечком матушка вила.

Приехала свашенька не милостлива,

Что не милостлива и не жалостлива,

Начала косыньку и рвать и щипать,

И рвать и щипать, на две заплетать.

 

 

ТЕЗАУРУС.

анекдот

анекдот одномоментный

анимизм

анклав

антитеза славянская

антропологическая школа

апокриф

архетип

афористика фольклорная

баллада

баллада историческая

баллада мифологическая

баллада новая

благопожелание

"братчина"

"бриколаж"

бывальщина

бывальщина/по Э.В.Померанцевой/

былина

быличка

бытование

вариант

вариативность

ведовство

велеризм

величания

версия

вертепная драма

веснянка

время в фольклоре

генетический подход

герменевтический подход

героический эпос

гипрбола

городской фольклор

"двоеверие"

демиург

демонология

детский фольклор

диалог ритуальный

диалогическая форма в фольклоре

"дожинки"

дразнилка

драма нродная

"дружка"

дуализм

духовный стих

"жестокий романс"

загадка

заговор

заимствования теория

заклинание

закличка

"закрепка"

"заложные покойники"

запрет

знахарство

игра

игрища

инвариант

инициация

информатор

инцест

исполнитель

историко-типологический метод

историческая песня

историческая школа

"калики перехожие"

клише

колдовство

коллективность

колыбельная песня

колядка

колядование

комплесный подход

контаминация

корильные песни

космогония

космология

"кувады" обряд

культурный герой

кумовство, кумление

легенда

лиминальный

локальная традиция

локальный культ

локальные легенды

локус

лубок

магия

магия инициальная

магия имитативная

магия контактная

маргинальный

маска

"медвежья комедия"

медиатор

меморат

метаморфоза

миграционная школа

"мировое древо"

миф

мифологема

мифологическая школа в фольклористике

мифологическое мышление

морфологический подход

мотив сюжетный

народная культура

"народное православие"

нарратив

небылица

несказочная проза

"неосознанное авторство" /по М.И.Стеблину-Каменскому/

"низшая мифология"

оберег

"обмирание"

обрядность сказочная

обрядовый фольклор

обряды окказиональные

обряды перехода

обход ритуальный

"овсень"

оппозиции бинарные

пантеон

параллелизм магический

параллелизм психологический

параллелизм отрицательный

параллелизм формальный

паремиология

паремия

пародия в фольклоре

песня литературного происхождения

петования поэзия

побратимство

поверье

поговорка

пословица

"простепенное сужение образа"

потешка

предание

приговор свадебный

примета

присказка

причитание

проза историческая

проза мифологическая

проза христианская

проза фольклорная

проклятие

пространство в фольклоре

профанный

профессиональная культура

раек

раешный стих

региональная традиция

региональный подход

ритуал

ряжение

сакральный

самодеятельная культура /дилетантизм/

"самосиправления текста" закон

свод фольклорный

семиотический подход

символ в фольклоре

синкретизм

синхронный подход

система фольклорных жанров

сказ

сказитель

сказка

сказка авантюрная

сказка богтырская

сказка бытовая

сказка волшебная

сказка докучная

сказка кумулятивная

сказка легендарная

сказка новеллистическая

сказка о животных

сказко ведение

скоморошина

"слухи и толки"

смеховая культура

собиратльство

солярный

"старина"

стереотип

стилизация

стихосложение в фольклоре

структуральный подход

структурно-типологический метод

субкультура

субэтнос

сюжет в фольклоре

сюжет странствующий /"бродячий"/

сюжетный тип

сюжетологический подход

табу

"театр Петрушки"

театр фольклорный

типологический подход

тонический стих

тотем

тотемизм

традиционализм

традиция

трансформация жанра

"третья культура"

трикстер

указатель сюжетов

указатель формул

"умирающий и воскресающий бог"

устность

фабулат

фетишизм

"финская школа" в сказковедении

фольклор

фольклор архаический

фольклор "традиционный"

фольклор постлитературный

фольклоризм

фольклористика

формула

формула инициальная

формула невозможного

формульная тема

формульность

функциональный подход

функция

функция сказочная /по В.Я.Проппу/

хоровод

хороводная песня

цикл календарный

цикл жизненный

цилизация

цикличность

частушечный спев

частушка

эпитет метафорический

эпитет постоянный

эпос фольклорный

эпосоведение

эсхатология /большая и малая/

этикет

этиологическая функция

этиология

этнография

этнолингвистика

этнолингвистический подход

этнология

этнопсихология

этнос

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...