Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектурные достопримечательности Ярославля




Здание Спасо-Преображенского собора — древнейшее здание современного Ярославля, возведенное в 1505—1516 годах. Подклет собора — усыпальница местных князей. Одним из наиболее благоустроенных сооружений того времени является Трапезная палата (XVI век), оснащенная специальной системой отопления, люками для подачи пищи, да к тому же практически целиком украшенная фресками.

Церковь Иоанна Предтечи — красивейший памятник, вершина ярославского зодчества XVII века. Поражают воображение грандиозные размеры церкви, фантастичность силуэтов ее пятнадцати глав.

Церковь Ильи Пророка — жемчужина древнерусской архитектуры. Простота, торжественность и строгость внешнего убранства дополняется уникальными фресками, которые покрывают стены, своды, откосы — всё внутреннее убранство храма.

Ильинский храм — наиболее выразительный и совершенный художественный ансамбль XVII столетия и один из лучше всего сохранившихся памятников Ярославля.

Архитектурные достопримечательности Ростова

В XVII веке был возведен огромный комплекс митрополичьего двора, с крепостными стенами и башнями, получивший потом название Ростовского кремля. На весь мир знамениты ростовские колокола. Если кремль считается первым чудом Ростова.

Архитектурные достопримечательности Углича

Свидетели больших исторических событий и перемен — памятники архитектуры XVII—XVIII вв., сохранившиеся до наших дней, — могут поведать нам о далеком прошлом города. Это, прежде всего Угличский Кремль, находящийся в центре города. Здесь среди буйной зелени стоят «Палаты царевича Димитрия» (XV век); церковь Димитрия на «крови» (XVII век); Спасо-Преображенский собор (XVIII век) и другие сооружения.

Билет 25

Несмотря на малочисленность построек эпохи барокко, в Ярослав­ле имеются достаточно яркие образцы почти всех основных направлений этого стиля в русском зодчестве XVIII столетия. В формах московского (нарышкинского) барокко возведена Спасская церковь в Толгском мона­стыре, колокольня церкви Иоанна Предтечи и ряд жилых домов, в стиле раннего петербургского (петровского) барокко — церковь Петра и Павла, в стиле позднего барокко — дом Вахрамеева. Кроме того, целый ряд по­строек Ярославля представляет собой весьма своеобразный синтез архи­тектуры барокко и древнерусского зодчества XVII века.

Также на территории Центральная полукруглая площадь (бывшая Ильинская) застроенная в 1786 - 1787 годах классицистическими корпусами бывших Присутственных мест (реконструировались в 1820 г.) и Сиротского дома.

На центральных улицах и площадях расположились величественные, выделенные строгими портиками с колоннами, здания конца 18 - начала 19 веков: бывшие торговые ряды, гостиный двор, Епархиальное училище, Духовная консистория, особняк Вахрамеевых (конец 18 в.).

Билет 26

Пётр Дми́триевич Барано́вский (1892—1984) — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре. Считается спасителем Собора Василия Блаженного от уничтожения.

Выдающийся архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский родился в 1892 году на Смоленщине. Уже в молодости он обратил внимание на то плачевное состояние, в котором пребывали старинные усадьбы, и решил посвятить себя реставрации.

После революции Петр Дмитриевич переехал в Ярославль, где старается спасти храмы, поврежденные во время боев, затем реставрирует храмы в Юрьеве-Польском, в Чернигове. В начале 20-х годов Петр Дмитриевич приезжает в Москву и начинает активную деятельность по охране и сохранению памятников старины. Он представляет правительству доклады о плачевном состоянии шедевров архитектуры, стремится превратить лучшие из них в музеи.

В 1918 г. начала работать Ярославская реставрационная комиссия. Ее организатор и первый научный руководитель П. Д. Барановский собрал небольшой, но деятельный коллектив. С 1951 г. работы по восстановлению художественных памятников города были продолжены Ярославской научно-реставрационной мастерской.

Билет 27

Проведенный исторический анализ позволил определить основные принципы научной реставрации и консервации:

· минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением; основа его заложена в Венецианской хартии реставраторов. Актуальность данного принципа сегодня напрямую связана с развитием техники, использования современных материалов и технологий. На это же указывает и Венецианская хартия реставраторов, в которой отмечается: «…реставрация основывается на уважении подлинности материала… В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии …эффективность которой подтверждена научными данными и гарантирована опытом».

· обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;

· научность; Основа данного принципа состоит в необходимости отбора из всего разнообразия информации самого существенного научного материала для его дальнейшего использования

· археологическая реставрация; предполагает тщательное, методическое изучение памятника в натуре, подобно изучению объекта археологии. Основу данного принципа во второй половине XIX века заложили выдающийся английский историк и теоретик искусств Джон Рескин

· стилистическая реставрация; при котором памятник «рассматривается по состоянию на определенный период времени, и ему возвращаются те формы, которые, с точки зрения архитектора или реставратора, считаются наиболее ценными». При стилистической реставрации восстанавливается общее архитектурное решение, а утраченные элементы и детали разрабатываются авторами реставрации в соответствии с художественными и композиционными приемами архитектурного стиля эпохи

· историзм; В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем». Соблюдение принципа историзма для реставрации предполагает использование полученных результатов исторических исследований, архивных материалов, изучение технологий и методик при проведении работ по воссозданию памятников.

· правовое урегулирование взаимоотношений в данном виде деятельности. В связи с этим особую роль имеют законодательные и другие нормативные документы, регламентирующие степень возможных вносимых изменений в структуру воссоздаваемого памятника.

 

Билет 28, 9

В разных европейских странах для обозначения того, что мы называем памятником архитектуры, применяются термины «памятник», «исторический памятник», «архитектурный памятник». В нашей стране в прошлом использовался термин «памятники старины и искусства», а в настоящее время понятие «памятника архитектуры» включено в более общее понятие «памятников истории и культуры», или, еще шире, «культурного наследия». Эти термины отражают двоякую ценность сооружений, относимых нами к разряду памятников, — историческую и художественную. Так, историческая ценность проявляется не только в познавательном плане, но и в плане эмоциональном. То, что данная постройка — свидетель событий либо очень отдаленных, либо значительных для истории и культуры данной местности, страны или человечества в целом, придает ей особое значение в глазах современников. В познавательном плане историческая ценность памятника выражается прежде всего в том, что он служит носителем информации о прошлом, т.е. историческим источником. Эта информация обладает многосторонностью и проявляется в весьма различных сферах, что позволяет рассматривать памятник как специфический и комплексный исторический источник. С точки зрения историков, первостепенный интерес представляет прямое свидетельство памятников о социальной структуре общества. Специфика архитектуры как искусства, включающего в себя инженерно-технические аспекты, позволяет видеть в произведениях зодчества непосредственное отражение уровня развития производственных сил: воплощение инженерных знаний, продукт материального производства. Типологические особенности сохранившихся построек прошлого несут в себе драгоценную информацию о бытовом укладе отдаленных эпохНо поскольку архитектура является в той же мере искусством, оперирующим идейно-образным языком, памятники служат важнейшими историческими свидетельствами идеологии и духовной культуры различных эпох.

Не менее очевидно присутствие в памятниках архитектуры художественной ценности. Произведения архитекторов прошлого, будь то постройки античного, средневекового периода или же нового времени, способны вызывать острое эстетическое переживание у современного нам человека.

Для памятника архитектуры как произведения искусства существует еще один контекст его архитектурного и природного окружения, той среды, которую памятник формирует и от которой, в свою очередь, в большой степени зависит его художественное восприятие. Контекст среды не менее подвержен трансформации во времени, чем контекст самого памятника.

 

Билет 29

Обычно различают три вида работ, которые должны производиться по памятникам: реставрация, консервация и ремонт. Для всех видов работ закон устанавливает некоторые общие требования. Они могут выполняться только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем. Реставрация, консервация и ремонт памятников должны проводиться также под наблюдением специалистов-реставраторов.

Ремонт памятника — это периодически проводимые работы по его поддержанию, осуществляемые обычными строительными методами. При этом, как правило, основная структура памятника затрагивается в минимальной степени. Главные виды ремонтных работ — смена и окраска кровель, восполнение утрат штукатурки, возобновление покраски стен и т.п. Предварительное изучение памятника в этом случае необходимо для выявления ценных элементов, подлежащих особо бережному сохранению. Оценить значение найденного, зафиксировать его, вовремя принять меры по сохранению может лишь квалифицированный специалист, поэтому без его надзора ремонт производиться не должен.

Под консервацией понимают работы по сохранению памятника, требующие принятия специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику. Необходимость в ее проведении возникает тогда, когда памятник по каким-либо причинам оказывается в неудовлетворительном состоянии. Различают два типа консервации. Один из них — мероприятия по временной защите зданий, которым угрожает быстрое разрушение: установка подпорок, устройство навесов и т.п. Другой тип консервации включает сложные работы по укреплению и защите памятников, разрушаемых под влиянием длительно действующих факторов, среди них укрепление оснований и фундаментов, усиление основных несущих конструкций, установка связей, воспринимающих усилия распора, мероприятия по борьбе с влажностью, организация обеспечивающего сохранность температурно-влажностного режима. Поэтому консервации должны предшествовать не только инженерно-технические, но и очень серьезные архитектурные исследования. Архитектору-реставратору принадлежит основная координирующая роль как при выработке программы консервации, так и при ее практическом проведении.

Реставрация — наиболее сложный, комплексный вид проводящихся на памятниках работ. Ее основная цель — продление жизни памятника. Она обычно включает в себя элементы и ремонта, и консервации. Но наряду с этим важным компонентом реставрации становится также изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, что позволяет яснее подчеркнуть его общественную ценность и тем самым способствовать созданию условий для его длительной жизни. Для подавляющего большинства реставрации характерны отсутствие стремления к стилистическому единству, признание ценности многих из позднейших наслоений. Целостная реставрация, направлена на полное восстановление первоначального облика памятника либо облика, сложившегося к некоторому предполагаемому периоду его расцвета. Фрагментарная реставрация представляет собой как бы частичное расширение сферы консервации, и между ними не всегда легко провести четкую границу. Целостная реставрация произведения в тех немногих случаях, когда она может быть признана правомерной, мотивируется преимущественно не необходимостью воссоздания древнего облика памятника как такового, а решением более широкой задачи, будучи подчинена реставрации или реконструкции архитектурного комплекса либо градостроительного образования, в которое входит памятник.

Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух операций: раскрытия памятника путем удаления поздних искажающих его элементов и восстановления утраченных элементов. Раскрытие недопустимо, если оно создает угрозу устойчивости здания или иным образом ухудшает условия его сохранения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...