Билет 47 Основные особенности реставрационного производства
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Особенности реставрационного производства: необходимость остановок в ходе работ, необычный их состав, повышенные требования к качеству исполнения, ряд особых условий — учтены в специально разработанных реставрационных нормах времени и расценках, значительно более высоких, чем для нового строительства. Реставрационное производство имеет существенные отличия от обычного строительства и ремонта. Во время реставрации продолжается исследование памятника. Процесс реставрации — это неразрывный процесс раскрытия памятника и его восстановления. Из этого прежде всего вытекают некоторые особенности его организации. Так, в ходе производства оказываются неизбежными остановки работ для фиксации раскрытых частей памятника, а иногда и для выработки нового реставрационного решения, если всплывают неизвестные ранее обстоятельства. Особое значение при реставрации приобретает обеспечение сохранности подлинных элементов памятника, даже если это приводит к известному удорожанию и замедлению темпа работ. В силу этого в ходе производства нередко приходится прибегать к установке временных креплений и защитных устройств. Необходимо предохранять даже от кратковременного намокания те конструкции, которые наиболее подвержены разрушению под действием влаги: деревянные перекрытия, своды и т.п. Современные методы индустриального строительного производства могут быть применены к реставрации лишь в очень ограниченных пределах, в основном же используются средства малой механизации и неизбежно в относительно большей мере — ручной труд. Работа по реставрации требует привлечения мастеров высокой квалификации таких специальностей, как каменщики, белокаменщики, плотники, штукатуры, лепщики, маляры, а иногда и специалистов редких профессий: позолотчиков, резчиков по дереву, мастеров по искусственному мрамору и др.
При всем разнообразии реставрационных материалов к ним предъявляются некоторые общие требования. Материалы тех новых дополнений, которые имеют непосредственный контакт с подлинными материалами памятника, должны достаточно близко соответствовать им по ряду параметров. Резкое различие их по физико-механическим, а иногда и химическим свойствам может привести к весьма нежелательным последствиям. Особые ограничения на новые материалы накладываются при наличии на стенах росписей.
Требование сохранения паропроницаемости стен сохраняет значение и при производстве отделочных, в частности малярных, работ, в силу чего масляная краска и другие образующие плотную пленку покрытия строго ограничиваются, а предпочтение отдается известковым, клеевым и кремнийорганическим красочным покрытиям. Вместе с тем по показателям долговечности к реставрационным материалам должны предъявляться повышенные требования (например, большее число циклов замораживания). Большой осторожности требует очистка загрязненных поверхностей кладки. Механическая очистка обычно приводит к уничтожению уплотненной поверхностной корки, образующейся при обжиге кирпича и при длительном пребывании естественного камня на открытом воздухе, и это в конечном счете вызывает быстрое разрушение материала. В основном же практикуется промывка чистой водой, иногда с небольшой добавкой малоактивных моющих средств либо очистка струей водяного пара. Особые меры предосторожности следует принимать при работах на памятниках деревянного зодчества, поскольку даже кратковременные протечки или изменения режима содержания здания могут в этом случае вызвать ускоренное разрушение древесины. Деревянные тесовые и лемеховые кровли необходимо выполнять из высокосортной древесины нужных пород и обязательно антисептировать.
На памятнике могут производиться следующие виды работ: Ремонт - мероприятия по сохранению памятника, не затрагивающие внедрение в его подлинные конструкции, проводимые периодически работы по его поддержанию, осуществляемые обычными строительными методами. К ним можно отнести - ремонт и смена кровель, покраски и т.п. До начала этих работ и во время их проведения необходимо исследование памятника для выявления ценных элементов, подлежащих бережному сохранению. На памятниках деревянного зодчества перед началом ремонта необходимо особое Консервация - это работы по сохранению памятника, требующие принятия специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику, совокупность мер, направленных на укрепление памятника в существующем виде, предохранение его от дальнейших разрушений. Может быть два типа консервации, - первый - мероприятия по временной защите памятника, которому угрожает разрушение (установка подпорок, навесов и т.п.) с последующим проведением более широкого комплекса реставрационных работ. Другой тип консервации - более сложные работы по укреплению и защите памятника. Это укрепление и защита фундаментов, установка раскрепляющих конструкции связей. Проводимые мероприятия могут быть охарактеризованы как инженерная реставрация. Этим работам предшествуют серьезные инженерно-технологические и архитектурные исследования. Консервация должна предусматривать возможность последующего раскрытия памятника, выявления ценных в художественном отношении элементов. Бережному сохранению подлежат уникальные старые конструкции, представляющие особый интерес благодаря своей древности, своей редкости, своему совершенству.
С точки зрения международных принципов работ на памятниках культуры, консервация отличается наиболее строгим подходом к реставрационным решениям. Поэтому ее следует рассматривать как основной вид работ, особенно для наиболее ценных, древних и уникальных памятников, где с особой силой выступает требование максимального сохранения подлинности. Консервацией, по современным понятиям должны ограничиваться работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера-исполнителя. Реставрация - может включать и ремонт и консервацию и собственно реставрационные работы, затрагивающие подлинные конструкции, с возможным их видоизменением и научно-обоснованным изменением внешнего облика. Это наиболее сложный комплексный вид проводимых на памятнике работ. Характер проводимых на памятниках реставрационных работ также разнообразен, как и сами памятники. Различают фрагментарную реставрацию и целостную. Реставрация памятника с сохранением различных временных напластований с частичным его видоизменением может быть отнесена к фрагментарной. Реставрация на определенную дату - целостной. Раскрытие - возможно, когда удаляемые части не представляют ни исторического, ни художественного интереса, когда их удаление позволит раскрыть ценные архитектурные элементы памятника. Оно недопустимо, если создает угрозу устойчивости здания и его сохранности. Раскрытие может сочетаться с дополнением утраченных элементов, конструкций или их фрагментов. Мера дополнений определяется индивидуально. И как любые решения по характеру проводимых на памятниках работ, степени их видоизменения принимаются при коллегиальном обсуждении с участием специалистов.
Все проводимые дополнения, воссоздания элементов должны быть документально обоснованы, с осторожным привлечением строго отбираемых аналогов. Включение памятников в современную жизнь при правильном выборе новой функции - гарантия его дальнейшего сохранения. Основой реставрации является многостороннее комплексное исследование памятника. В состав исследований входят: Библиографические и архивные исследования. Проектирование ведется в несколько стадий. 1 стадия - эскизный проект реставрации, который проходит рассмотрение и утверждение. 2 стадия - рабочее проектирование. В ходе реставрации производится фотофиксация и фиксация проводимых работ и новых раскрытий. Архитектор-реставратор, осуществляющий авторский надзор, вправе приостанавливать работы при выявлении неправильного их ведения или при обнаружении новых данных о памятнике, уточнения его состояния, предполагающих изменение реставрационных решений. По завершении реставрации составляется отчет о реставрации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|