Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т.О. характер протекания элементарного ассоциативного процесса и высшего мыслительного процесса так существенно различны, что сведение второго к первому совершенно неравномерно.




Общая психология

Вопр. 1 Мышление как психологический процесс. (Уч. под ред. Карпова)

 

Мы можем найти весьма различающиеся по объему и по содержанию определения мышления, но при этом некоторые его характеристики неизменно присутствуют в любом случае. Так, С.Л. Рубинштейн пишет, что мышлениеэто опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вы­нести из непосредственного опыта (содержания ощуще­ний, восприятия, представлений). Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия реше­ния.

 

Мышление в своих отдельных проявлениях может представлять' удивительное многообразие. Так, мышление взрослого и ребенка, здорового и больного качественно различно. Даже мышление одного и того же человека может быть различным при решении разных задач в неодинаковых условиях. Таким образом, можно говорить о видах мышления. Остановимся на некоторых из них, обращая при этом внимание на критерии их выделения.

Раньше других появилась генетическая классификация, согласно которой выделяются три уровня развития мышления. (Схема 1.1)

1. Наглядно-действенное

Ранний и простейший вид мышления.

Не способно осуществляться без опоры на созерцание ситуации и возможности действовать в ней.

2. Наглядно-образное

Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами.

Свойство: обратимость осуществленных в воображении ситуаций.

Появляется возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной жизни.

3. Словесно-логическое (словесно-символическое)

Мысленное оперирование актуальными в каждом данном случае свойствами.

 

 

Возможно деление мышления на виды в зависимости от

того, чем оперирует мышление: символами, образами или действиями. По этому же критерию выделяют вербальное и визуальное, конкретное и абстрактное мышление.

Существует также деление мышления на виды в зависимости от направленности этого мышления — теоретическое и практическое. Направленность на объяснение явлений действительности приводит к появлению теоретического мышления, а направленность на преобразование действительности — практического.

Деление мышления на продуктивное, творческое и репродуктивное противоречит самому определению мышления как заведомо продуктивного процесса, как «поиска и открытия существенно нового». Однако и такое деление оправдано, так как репродуктивные компоненты могут присутствовать в мыслительном процессе в большей или меньшей степени.

По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивное и аналитическое. Первое совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона, второе — путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

Говоря о мышлении практическом, визуальном и т.п., мы должны помнить, что мышление едино и речь идет лишь о различных видах и формах этого единого процесса.

 

Мифологическое и аутическое мышление. Мифологическое мышление предполагает некоторые действия (мистерии, ритуалы, заклинания и др.) и пониженную чувствительность к критике, как и аутистическое, но имеются и существенные отличия.

Во-первых, мифологическое мышление имеет социальный характер, опирается на коллективные представления, т.е. оно основано на опыте общества, а не отдельного индивида.

Во-вторых, отличие аутистического мышления от мифологического заключается в отсутствии практической эффективности. В мифологическом мышлении некритичность, например по отношению к ритуалам, во многом обусловлена тем, что повседневная практическая деятельность субъекта в достаточной мере эффективна. Поэтому мифологическая модель действительности хотя и не согласуется с научной, но сохраняет адекватность в той мере, в какой позволяет реально осуществлять деятельность.

Аутистическое мышление, напротив, оказывается не только независимым от реальной деятельности, но и активно направленным на уход из реальности для получения аффективного удовлетворения во внутреннем мире. Оно осуществляет наши желания, и вместе с желаниями наши опасения, глубоко затрагивающие внутреннее существо человека. Поэтому результаты аутистического мышления зачастую психологически оказываются даже более ценными, чем реальность.

Схема 1.1

 
 


Схема 1.2

 
 

 

 


Вопр. 2 Теории мышления (Рубинштейн)

1. АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ

Сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания - к ассоциативным законам. Эти положения несостоятельны, т.к. мышление имеет свое качественно специфическое содержание и свои качественные специфические закономерности протекания.

Специфическое содержание выражается в понятиях; понятие не может быть сведено к совокупности ассоциативно связанных ощущений или представлений.

МИНУСЫ:

- ассоциативный процесс лишен направленности, в нем нет регулирующей его организованности

Т.О. характер протекания элементарного ассоциативного процесса и высшего мыслительного процесса так существенно различны, что сведение второго к первому совершенно неравномерно.

 

2. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

Мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия.

О. Зельц: Течение мыслительного процесса определяется соотношением между задачей или установкой на её разрешение и теми интеллектуальными операциями, которые она актуализует.

МИНУСЫ:

- установка на разрешение задачи признается раздражителем, который запускает соответствующие реакции. Т.о. мышление оказывается сродни сложным (цепным) рефлексам.

 

3. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

К. Коффка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...