Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мышление - это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций.




Исходная ситуация - это неуравновешенное феноменальное поле, в котором иимеются незаполненные места. В проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством таких переходов происходит преобразование, т.е. изменение исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной в результате того, что мы в конце по-другому, чем в начале видим содержание исходной ситуации.

Схема 2

 

Вопр. 3 Мышление и интеллект (Дружинин, Уч. под Ред. Карпова)

С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.

(Дружинина) Мышление и интеллект — близкие по содержанию термины. Родство их стано­вится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индиви­дуальные особенности интеллекта. Терми­ну «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наде­ленный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект — это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.

(Карпов) Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Разница между мышлением и интеллектом

Интеллект - это способность к мышлению. Эта способность развивается, тренируется.

Мышление - это процесс.

Способность не является процессом.

 

Схема 3

 
 

 

 


 

Вопр. 4 Процессуальные закономерности мышления (Рубинштейн)

 

 

Всякий мыслительный процесс является действием или актом деятельности, направленным на решение определенной задачи.

Задача заключает в себе цель, соотнесенную с условиями, которыми она задана.

Начальный момент мыслительного процесса - ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-то понять).

Решение задачи совершается различными способами (в зависимости от характера самой задачи).

1 шаг: отнесение возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания

2 шаг: определение, какое правило должно быть привлечено для решения данной задачи

3 шаг: применение определенного общего правила к частным условиям задачи

4 шаг: наметившееся решение осознается как гипотеза и подвергается проверке

5 шаг: окончательное суждение по данному вопросу

Завершение мыслительного процесса - РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ (достижение цели).

 

- Реальный мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. Мыслит не "чистая" мысть, а живой человек, поэтому в акт мысли включается и чувство.

- Мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом. Разрешение задачи требует волевого усилия для преодоления трудностей, вставших на пути её решения.

- Мышление - сознательный процесс (оно соотносит каждую мысль, возникающую в процессе мышления с данной задачей и её условиями; совершаются проверка, критика, контроль)

Только в мыслительном процессе возможна ошибка: только мыслящий человек может ошибаться.

Возможность осознать ошибку, а не сама ошибка является привилегией мысли как сознательного процесса.

- Мыслительный процесс совершается в обобщениях. Эти обобщения выражаются в понятиях.

 

Схема 4.1

 

 

Схема 4.2 Решение задачи

 
 


Вопр.5 Взаимосвязь мышления и речи (Дружинин)

Вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии речи. Очевидно, что нормальная речь непременно осмысленна, поскольку в выражении смысла состоит ее основная функция. Вместе с тем формы связи мысли и слова трудно представимы. Каким образом можно объяс­нить связь психического явления — мысли — и звучащего, физически регистрируе­мого слова?

 

Для решения данной проблемы предложен богатый спектр суждений. На одном полюсе этого спектра — позиция классического бихевиоризма (мышление — это без­звучная речь), на другом — представление, сформировавшееся в рамках вюрцбургской школы (мышление и речь имеют разное происхождение и представляют собой различные сущности). Отождествлению речи и мышления или, напротив, их полно­му размежеванию противостоит представление об их взаимосвязи: по выражению С. Л. Рубинштейна, между мышлением и речью существует единство, но не тожде­ство.

 

Сравнение механизмов мыслительных и речевых процессов позволяет выявить различие и пересечение их сфер действия. Обратим внимание на то, что в речевом процессе — при продуцировании речи и ее восприятии — в начале или конце процесса необходимо наличие важнейшего семантического компонента, для которого адеква­тен термин «понимание». Данный компонент (с точки зрения его механизма) может быть квалифицирован как наличие модели действительности (ситуации) в когнитив­ной сфере субъекта. Этот семантический компонент необходим для того, чтобы про­износимая речь была полноценной, осмысленной, и чтобы она была понятна слушателю. Такого же типа семантический компонент — понимание, наличие модели действительности (ситуации) — необходим, как показано выше, и в мыслительном процессе.

Таким образом, мы можем заключить, что пересечение речи и мышления происхо­дит в семантическом компоненте — понимании элементов действительности.

 

Схема 5.1


Схема 5.2

 

 

 

 


Схема 5.3


Вопр. 6 Мышление и творчество (уч. под ред. Карпова)

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т.д.

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж.Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное.

Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено.

Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения.

Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности:

1. оригинальность — способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;

2. семантическую гибкость — способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

3. образную адаптивную гибкость — способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4. семантическую спонтанную гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого процесса.

 

Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

1. Конформизм — желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.

2. Ригидност ь — трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

3. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремиться решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

4. Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать любые действия ребенка.

Схема 6.1


Схема 6.2


Схема 6.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...