Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты бухгалтерского учета и их классификация





 

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Объектами являются: активы; обязательства; факты хозяйственной жизни, источники финансирования деятельности, доходы, расходы и иные объекты бухгалтерского учета.

К активам относят хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, то есть обладают потенциальной возможностью прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.

При этом материально-вещественная форма объекта и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения его к активам.

Таким образом, не всякое имущество экономического субъекта может быть квалифицировано как актив. Для этого оно должно, например, быть способным принести данному субъекту экономические выгоды в результате использования в процессе производства, обмена на другой актив, передачи с целью погашения обязательства, распределения между собственниками. В то же время к активам могут быть отнесены объекты, не принадлежащие экономическому субъекту на праве собственности, то есть не являющиеся его имуществом. Это возможно, если экономический субъект осуществляет контроль над самим объектом и имеет право на получение экономических выгод от него.

Обязательствами организации признаются краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы банков, иных кредитных учреждений, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.

Факт хозяйственной жизни определяется как сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Доходы и расходы. Современная методология бухгалтерского учета предполагает трактовку каждого отражаемого факта хозяйственной жизни как расхода и/или дохода для компании. Отсюда, именно учет доходов и расходов формирует активы и пассивы фирмы.



В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»,доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

Под источниками финансирования деятельности понимаются все источники, за исключением обязательств, которые поименованы как отдельный объект бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" перечень объектов учета является открытым, т.к. федеральными стандартами могут устанавливаться и иные объекты бухгалтерского учета.

В активебухгалтерского баланса формируется: имущество организации по составу и размещению, группировка представлена на рисунке 1.

Основные средствапредставляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.

 

 


Рисунок 1 – Группировка активов организации

 

Нематериальные активы– это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.

Оборотными активамисчитается имущество, которое нельзя использовать повторно в той же форме. Это имущество используется для обслуживания текущей деятельности организации и «оборачивается» в течение одного операционного цикла продолжительностью не больше одного года.

Оборотные активысостоят из оборотных фондов и фондов обращения.

К оборотным фондамотносят производственные запасы (сырье, материалы, топливо и т.п.), незавершенное производство, расходы будущих периодов (осуществленные расходы, доход от которых предполагается получить в будущем, например, расходы на подготовку производства).

Фонды обращенияохватывают предметы обращения, денежные средства и средства в расчетах. Предметы обращения – это готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. находящаяся на складе или отгруженная покупателям. Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе предприятия, на расчетном счете и других счетах в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других предприятий, организаций или лиц данному предприятию. Должники называются дебиторами.

К отвлеченным средствам относятся средства, изъятые из оборота предприятия в безвозмездном порядке или на длительный срок.

 

Активы (экономические ресурсы) хозяйствующего органа формируются за счет привлечения из различных источников, в связи с чем, у хозяйствующего субъекта возникают обязательства перед организациями и лицами-кредиторами. В зависимости от механизма образования и использования обязательств различают собственный капитал, источники финансирования деятельности и заемный капитал (обязательства).

В пассивебухгалтерского баланса формируются: собственный капитал, источники финансирования деятельности и заемный капитал (обязательства) организации, группировка которых представлена на рисунке 2.

 

 

 


Рисунок 2 - Группировка пассивов организации

Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

Заемный капитал создается за счет обязательств организации перед другими организациями или физическими лицами.

Обязательствами организации являются краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы банков, иных кредитных учреждений, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.

Краткосрочные кредиты организация получает на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, долгосрочные кредиты – на срок от одного года и более на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию и другие нужды.

Займы – это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года – долгосрочными.

Под кредиторскойпонимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым организация должна по нетоварным операциям, – прочими кредиторами.

Обязательства по распределению включают задолженность рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и обеспечения, налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга организации не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Финансово-хозяйственная деятельность организации складывается из различных фактов хозяйственной жизни, каждый из которых представляет собой часть процессов ее хозяйственной деятельности. Эти процессы являются составными частями кругооборота имущества. В бухгалтерском учете отражается кругооборот имущества организации и формируется информация о его состоянии и размещении на различных стадиях кругооборота, о происходящих при этом расходах и получаемых доходах, а также об изменении величины имущества организации в виде финансового результата — прибыли или убытка.

Через факты хозяйственной жизни происходят изменения в сферах снабжения, производства и реализации продукции.

Сфера снабженияпредставляет собой совокупность фактов хозяйственной жизни, в результате которых предприятие обеспечивает себя материально-техническими и трудовыми ресурсами, необходимыми для производства.

В сфере производства осуществляется потребление средств труда, опосредованным выражением которого является сумма их амортизации, предметов труда в форме производственных запасов, а также использование рабочей силы, опосредованным выражением которого является начисленная заработная плата работникам. Кроме того, у предприятия имеются расходы на организацию производства и труда, административно-управленческие расходы. На стадии производства изготовляется продукция, выполняются работы, оказываются услуги.

Сфера реализации представляет собой совокупность фактов хозяйственной жизни, связанных со сбытом и продажей продукции (работ, услуг), а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток). Сфера реализации и финансовые результаты завершают кругооборот имущества организации.

Пример Согласно закону сохранения энергии что-то не может возникнуть из ничего. Следовательно, для приобретения какого-либо имущества у организации должны быть некоторые источники. Каков механизм их возникновения? Разделим лист на две части. В одной части будем отражать хозяйственные средства (активы) предприятия после каждого факта хозяйственной жизни, а в другой – источники финансирования деятельности (пассивы) (таблица 1).

Таблица 1 – Из чего складывается имущество и как оно используется





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.