Бухгалтерский баланс
Термин «баланс» буквально обозначает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Он принят в экономической науке для обозначения системы показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период времени. Например, баланс производственных мощностей, баланс рабочего времени, баланс платежный, межотраслевой баланс, баланс денежных доходов и расходов государства (государственный бюджет) и др. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение: 1. Равенство итогов. Оно имеет место при равенстве итогов записей по дебету и кредиту счетов, аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету и т.д. 2. Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности. Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV – началу XV веков. Так, по свидетельству Альберто Чичирелли, слово «баланс» впервые применено к бухгалтерским отчетным формам в 1427 г. независимо от того, были ли эти формы на самом деле балансами в современном понимании этого термина или нет. В настоящем разделе мы будем говорить о бухгалтерском балансе как о форме бухгалтерской отчетности. В основе бухгалтерского баланса лежит классификация имущества организации. Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения на определенную дату в денежной оценке активов и обязательств предприятия. Бухгалтерский баланс имеет форму двухсторонней таблицы: левая сторона – актив (от латинского «деятельный»), правая сторона – пассив (от латинского «недеятельный»). Применительно к балансу данные термины утратили свой первоначальный смысл и имеют условное значение.
В активе организации группировка имущества по составу и размещению, а в пассиве обязательств и источников финансирования деятельности по источникам образования и целевому назначению. То обстоятельство, что в активе и пассиве баланса записаны данные об одном и том же количестве активов обязательств и источников финансирования деятельности организации, но в различной группировке, обусловливает равенство итогов актива и пассива. Строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей концепции бухгалтерского учета. Уравнение двойственности можно записать в виде: Активы = Собственный капитал + Обязательства Сумма обязательств и источников финансирования деятельности организации носит название пассивов. Итоговая сумма средств, отраженная в активе и пассиве баланса по строке «БАЛАНС» называется валютой баланса. Активы, обязательства и источники финансирования деятельности организации группируются в балансе по видам. Наименование каждого вида в активе и пассиве называется статьей баланса. Статьи актива размещаются в балансе по степени ликвидности, то есть в зависимости от того, с какой быстротой соответствующее имущество приобретает в хозяйственном обороте денежную форму. Статьи пассива размещаются в балансе в порядке возрастания степени востребованности средств, используемых предприятием. Все статьи баланса по активу и пассиву объединяются в разделы. Подразделение актива и пассива баланса на статьи и разделы называется структурой баланса. Структура баланса определяется Министерством финансов РФ. Актив бухгалтерского баланса включает: раздел I – Внеоборотные активы и раздел II – Оборотные активы.
Пассив баланса: раздел III – Капитал и резервы, раздел IV - Долгосрочные обязательства и раздел V – Краткосрочные обязательства. Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н внесены изменения в формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, которые действуют с отчетности за 2011 год. В новой форме бухгалтерского баланса появились графы. Слева от графы «Наименование показателя» (графа 2) находится графа «Пояснения» (графа 1), где бухгалтер должен указывать номер соответствующего пояснения к балансу. Пояснения к бухгалтерскому балансу включаются в состав годовой бухгалтерской отчетности, поэтому заполнять эту графу следует только при формировании годовой бухгалтерской отчетности. В графе «Код» (графа 3) отражается код строки, представленной в приложении №4 (Приказ №66н). При формировании бухгалтерского баланса с 2011 г., необходимо приводить значение показателей на: - дату отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год) (графа 4); - 31 декабря, двух предшествующих периодов (графа 5,6). Существуют разные виды бухгалтерских балансов: - вступительный (организационный); - периодический и годовой; - соединительный; - разделительный; - санируемый; - ликвидационный; - сводный; - консолидированный; - баланс-брутто; - баланс-нетто. Вступительный баланс формируется в начале деятельности организации при ее создании либо преобразовании (реорганизации). Баланс заново создаваемых организаций будет крайне простым, так как показываемое в нем имущество состоит в основном из денежных вкладов и организационных расходов – с одной стороны баланса, и объявленным уставным капиталом – с другой его стороны. Периодический и годовой бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться друг от друга (как правило, используется одна и та же форма бланка). В то же время в технике формирования периодического (месячного, квартального) и годового бухгалтерских балансов существуют значительные различия. Периодический баланс составляется обычно на основе учетных данных. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествует большая подготовительная работа, включающая оценку балансовых статей. Соединительный баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.
Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой части капитала для образования новой организации. Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. В отличие от обычного баланса, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе эти статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что их цифры не отвечают действительности, например, отдельные виды дебиторской задолженности. Ликвидационный баланс отличается от других главным образом оценкой своих статей (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость). Некоторые статьи, обычные для отчетного баланса, в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например, «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов». С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы (гудвилл). Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К такому балансу должен прилагаться проект распределения активов между кредиторами в очередности, установленной законодательством. Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.
Консолидированный баланс представляет собой соединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении. Такие балансы используются холдинговыми компаниями, финансово-промышленными группами и т.п. По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто. Баланс-брутто – это бухгалтерский баланс, включающий в себя регулирующие статьи. К регулирующим статьям относятся такие статьи, как «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов», «Резервы по сомнительным долгам», «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» и другие. Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, из которого регулирующие статьи исключены. К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: · достоверность (правдивость показателей баланса подтверждается документированием всех хозяйственных операций, записями на бухгалтерских счетах и в учетных регистрах, проведением инвентаризации); · реальность (соответствие оценок статей баланса объективной действительности); · преемственность (заключается в единстве методов оценки и правил составления баланса); · ясность (доступность учетно-экономической информации для внутренних и внешних пользователей); · нейтральность (не создавать приоритетов для тех или иных групп пользователей); · сопоставимость показателей (все данные об имущественном и финансовом положении предприятия приводятся в сопоставимых показателях на отчетный период, и два предшествующих). Бухгалтерский баланс выполняет следующие функции: · знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться, и кто принимал участие в создании этого запаса; · по балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед третьими лицами (акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями и т.п.) или ему угрожают финансовые затруднения; · конечный финансовый результат работы предприятия также находит свое отражение в балансе в виде чистой прибыли или убытка; · на основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств; · данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления. На предприятии совершаются самые разнообразные факты хозяйственной жизни и каждый из них вызывает изменения в составе имущества, а, следовательно, и в самом балансе. В зависимости от характера изменений статей баланса факты хозяйственной жизни можно разделить на четыре типа.
I тип – изменения в активе баланса. При этом одна статья баланса увеличивается, а другая уменьшается на ту же сумму. Валюта баланса не изменяется. Первый тип балансовых изменений можно записать уравнением: А + х – х = П, где А – актив баланса; П – пассив баланса; х – изменение под влиянием факта хозяйственной жизни. Пример. От покупателей на расчетный счет поступила сумма оплаты за реализованную им продукцию в размере 535 тыс. руб.
II тип – изменения в пассиве баланса. При этом одна статья баланса увеличивается, а другая уменьшается на ту же сумму. Валюта баланса не изменяется.
Второй тип балансовых изменений можно записать уравнением: А = П + х – х
Пример. Оплачен счет поставщика на сумму 450 тыс. руб. за счет краткосрочного кредита банка.
III тип – изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. Валюта баланса увеличивается на сумму совершенного факта хозяйственной жизни. Третий тип балансовых изменений можно записать уравнением: А + х = П + х Пример. Оприходованы материалы, поступившие от поставщика согласно акцептованным расчетным документам на сумму 625 тыс. руб.
IV тип – изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения. Валюта баланса уменьшается на сумму совершенного факта хозяйственной жизни. Четвертый тип балансовых изменений можно записать уравнением: А – х = П – х Пример. Из кассы по платежной ведомости выплачена заработная плата работникам предприятия в сумме 235 тыс. руб.
Общая схема четырех типов изменений применительно к бухгалтерскому балансу следующая:
Ознакомление с четырьмя типами изменений баланса позволяет сделать следующие выводы: ● каждый факт хозяйственной жизни вызывает изменения имущества предприятия по двум статьям баланса, причем обе статьи изменяются на одну и ту же сумму; ● при отражении этих изменений в балансе сохраняется равенство итогов актива и пассива. Вообще говоря, весь бухгалтерский учет можно осуществлять путем ведения баланса. Для этого нужно факт хозяйственной жизни отражать в балансовой таблице, всякий раз изменяя значения сумм, по крайней мере, по двум статьям. Однако имеется два неудобства в осуществлении учета непосредственно в балансовой таблице: во-первых, при таком способе бухгалтерского учета придется многократно за день исправлять цифры в балансовой таблице, что создает непреодолимые технические трудности; во-вторых, в этом случае не фиксируется хронология или история изменений, происходящих с отдельными статьями баланса. Для преодоления этих трудностей были придуманы счета бухгалтерского учета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|