Полномочия судебной власти
К полномочиям судебной власти относятся: 1) правосудие – основное полномочие судебной власти. Правосудие — это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность судов по уголовным, гражданским, административным (включая дела об административных правонарушениях) и арбитражным делам, осуществляемая в судебном заседании с участием сторон, в ходе которого суд, исследуя доказательства, устанавливает фактические обстоятельства дела и разрешает дело, применяя нормы материального права. 2) судебный контроль и сдерживание в рамках права органов законодательной и исполнительной власти. Выделяют две формы судебного контроля: а) нормоконтроль, когда суд проверяет в судебном заседании соответствие Конституции РФ положений законодательного акта, и тем самым контролирует законодательную власть; б) проверка нормативных актов исполнительной власти или рассмотрение жалоб граждан на незаконные действия (бездействие) и решения органов исполнительной власти или должностных лиц; тем самым суд контролирует исполнительную власть. 3) дача разъяснений по вопросам судебной практики: такие разъяснения дают Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ[1] и Пленум Верховного Суда РФ; Разъяснения, даваемые в порядке судебного толкования по вопросам применения законодательства, способствуют уяснению смысла законодательных норм и призваны обеспечить единство правоприменительной практики всех арбитражных судов и судов общей юрисдикции Российской Федерации. Такие разъяснения принимаются в форме постановлений.
Например, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних"[2] разъяснено, что «в целях обеспечения строгого выполнения требований уголовно-процессуального законодательства, в том числе норм, специально регулирующих производство по делам несовершеннолетних, дела данной категории должны рассматриваться под председательством наиболее опытных судей. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии» (п. 11).
4) право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ[3] по вопросам их ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);
Таким правом Верховный суд обладал и ранее: соответствующая норма была предусмотрена ст. 110 Конституции РСФСР 1978 г. и пунктом 4 ст. 58 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР». Однако до 1990 г. право законодательной инициативы Верховным Судом РФ (РСФСР) не использовалось, поскольку «все решения, касающиеся деятельности правоохранительных органов, решались путем принятия постановлений ЦК КПСС, которые в дальнейшем воплощались в жизнь в форме принятия законов Верховными Советами СССР и РСФСР или постановлений Советов Министров СССР и РСФСР».[4]
В последние годы право законодательной инициативы используется Верховным Судом РФ достаточно широко, что связано с реализацией Концепции судебной реформы и значительными изменениями в законодательстве. С 1990 г. по 2005 г. Пленум Верховного Суда РФ принял 77 постановлений о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ различных законопроектов, среди которых - проекты законов «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О финансировании судов Российской Федерации», «О Судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», о создании и упразднении некоторых судов общей юрисдикции, о внесении изменений и дополнений в ГПК, УК, УПК, КоАП, Семейный кодекс и ряд других законов).
Пример. До недавнего времени в Федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации" не был решен весьма часто возникающий на практике вопрос о порядке замещения мирового судьи в случае приостановления или прекращения его полномочий, а также при временном его отсутствии (болезнь, отпуск и т.д.). Вследствие этого в указанных случаях судебный участок фактически оставался без мирового судьи. В связи с этим Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 15 в порядке осуществления законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона о внесении дополнения в ст. 8 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации». Федеральным законом от 30 ноября 2004 г. N 142-ФЗ[5] был установлен предложенный Верховным Судом РФ порядок замещения отсутствующего мирового судьи путем возложения его обязанностей на другого мирового судью. 5) обеспечение исполнения судебных актов; 6) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества; 7) обеспечение судебной деятельности.
2. Выполнение судами их функций носит властный характер. Каждому полномочию соответствуют средства принуждения (неявка обвиняемого влечет применение меры пресечения, неявка свидетеля - привод или денежное взыскание, нарушение порядка в зале судебного заседания - штраф до 50 МРОТ (ст. 149 ГПК), непредставление в арб. суд документа - штраф до 200 МРОТ (ст. 54 АПК). Предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение судебного решения, за неуважение к суду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|