2.2.1. Сюжетно-ролевая игра. Внимание, важно!. 2.2.2. Игры на внимание
2. 2. 1. Сюжетно-ролевая игра
Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка. Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально-предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно-подражательная, которая проявляется на втором году жизни и сюжетно-ролевая. В сюжетно-ролевой игре дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, действуют по определенному заданному сюжету, или же сами создают его. Творческий процесс, театральное представление. Вживаясь в свою роль, маленькие мыслители и импровизаторы ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны. Практический смысл в этом есть, несомненно. Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых, он научится взаимодействовать с другими детьми в игре, или взрослыми. Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и другие варианты. На этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц. Здесь очень кстати помощь родителя.
Внимание, важно! Если вы будете помогать малышу в игре, то уже скоро ребенок станет самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры вместе со своими игрушками. Если помогать не будете, малыш учится коммуникации во внешних опытах – то, что видит и слышит из моделей общения на улицах, в детском саду и в других местах, где побывал.
Затем необходимо усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. К примеру, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить, или что-то еще в подобном духе. Дети договариваются о правилах игры – развивается деловое общение. В 4–5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру сюжеты из сказок, мультфильмов, книг. Дети постарше также легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может теперь отойти в сторону или оставить ситуацию без контроля. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка. Сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а также находить выходы из различных ситуаций. Что это, если не элементы ТРИЗ? Так развивается социализация, которая несомненно пригодится и во взрослой жизни. Играя, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.
2. 2. 2. Игры на внимание
По определению, внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Внимание обеспечивает более полное и четкое восприятие информации. При этом внимание не является самостоятельным психическим процессом, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно смотрим, думаем, читаем…
Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции: 1) отбор значимых сигналов и игнорирование несущественных, побочных; 2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель; 3) регуляция и контроль протекания деятельности. Это если изучать научные источники. Таким образом, об успешной деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда в ней присутствует внимание. Но, согласно тем же признанным в научном сообществе определениям, внимание – суть не врожденное свойство, а приобретенное, и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве. Вот здесь хорошо пригодится практический пример с объяснением разницы между мелочами и деталями. Логично рассудим, что ежели навыки внимания – приобретенное свойство, значит, и его можно развивать посредством различных упражнений. Так можно обосновать применение ТРИЗ для детей в части необходимости уделять внимание «вниманию». Для большинства упражнений на внимание не нужны особые знания и специальное оборудование, не нужно даже тратить время и заниматься специальной подготовкой. Все, что необходимо – это желание. Сначала это должно быть родительское желание, воля. А желание у ребенка появится сразу, как только вы скажете: «давай, поиграем! » Использовать эту «волшебную» формулу посредством игры, разумеется, может не только родитель, но любой профессионально подготовленный человек, занимающийся с детьми, имеющий к тому несомненную мотивацию. Ибо без мотивации ничего не выйдет. Почему в разных разделах книги чаще всего обращаемся к читателям – как к родителям? Ответ на этот вопрос очевиден. Во-первых, автор сам отец многодетной семьи, а во-вторых, чтобы не говорили отдельные «педагоги» именно (а иногда и только) родитель мотивирован к развитию своего ребенка – лучше других людей, оказывающих, впрочем, и образовательные услуги и даже получающих за это деньги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|