Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История художественного образования в России.




ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕК

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художественных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и издательскую деятельность.

В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии. Примерно в то же время открывается Арзамаская художественная школа. Инициатором создания данной школы выступил А. Ступин. Данная школа представляла своеобразный вариант академической системы, переработанный с учетом потребностей и возможностей художественной жизни в провинциальном городе России.

Преобразование Строгановского училища в 1860 г. его выпускникам, получившим диплом ученого рисовальщика, представлялось право, занимать места преподавателей рисования в различных гимназиях, в уездных и других равным им училищах.

В 1925 году в Москве графом Строгановым была открыта школа рисования в отношении к ремеслам и искусству. В отпечатанном объявлении об открытии школы говорилось: «Цель сего заведения состоит в том, что молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставляет случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии добавить изделиям своим возможное совершенство.

В деле организации художественного образования в России большую роль сыграло общество поощрения художников, основанное в 1820 году и переименованное в 1882 в Императорское общество поощрения художеств.

Так, в 1839 году обществом была организована рисовальная школа для вольноприходящих. Школа предназначалась преимущественно для ремесленников и фабричных рабочих, которым по роду своей деятельности было необходимо знание рисунка. Эта школа, по мысли устроителей, должна была стоять во главе всех других таких же школ, которые предполагалось завести в главных мануфактурных центрах России. При школе было воскресное отделение. Кроме того, общество открыло воскресную школу при технологическом институте, а в последующие годы ряд других отделений.

В конце XIX и начала XX века Постоянной комиссией Русского технического общества в С.-Петербурге были созданы и работали Васильеостровские, Лиговские, Мало-Охтенские классы черчения и рисования для рабочих на 400 мест.

Почти одновременно с Русским технический обществом было создано и Московское общество по распространению технических знаний (1869), при котором с 1871 г. стал функционировать учебный отдел. Это общество также занималось организацией воскресных классов технического рисования, ориентированных на вовлечение рабочих, занятых в промышленном производстве, где характер профессии требовал знаний по черчению и рисованию.

Внесли свою лепту в дело создания различных художественно-промышленных учебных заведений и Московское общество инженеров и педагогов, Политехническое общество (1877), Московское художественное общество, имевшее с 1893 г. на своем содержании училище живописи, ваяния и зодчества, и др.

В 1871 году Академией художеств была создана Комиссия, которой было поручено разработать программы по рисованию для общеобразовательных средних учебных заведений.

Такая программа была издана в 1872 году. Она состояла из четырех отделений:

Отделение I. Рисовальное черчение проволочных моделей.

Отделение II. Упражнение в рисовании геометрических тел.

Отделение III. Рисование гипсовых орнаментов, частей масок и лиц, а

также камней, травы с фотографий.

Отделение IV. Рисование масок, сложных орнаментов (с гипса).

На рубеже XIX и XX веков наряду с ростом воскресных и вечерних школ, классов рисования и черчения зарождается еще одна краткосрочная форма распространения графических знаний - временные курсы графических искусств для учителей общеобразовательных школ. Такие курсы предназначались для повышения квалификации учителей, занятия проводились в летнее время в течение 5-6 недель при 2-5 часовой ежедневной нагрузке, программы по рисованию, черчению и чистописанию обычно были рассчитаны на 2-х летний курс. Курсы пользовались успехом у учителей, т.к. большинство из них имело недостаточную художественную подготовку, а с ростом школ и введением в учебные планы черчения и рисования потребность в учителях данных предметов все время возрастала.

Своеобразным и необходимым значением в этой связи было создание в 1901году в Петербурге Общества учителей рисования. Взгляды общества выражал начавший издаваться в этом же году журнал «Вестник учителей рисования».

Подводя итог вышеуказанному, необходимо отметить – художественное образование в России в XIX в.подготовило фундамент для становления и открытия в XX в. специальных учебных заведений по подготовке учителей изобразительного искусства

40. Роль и место агитационно-массового изобразительного искусства в обществе.

Всем известен сатирический журнал «Крокодил». Оружием сатиры и юмора он борется с отрицательными явлениями, чуждыми советской действительности, разоблачает буржуазную идеологию, империалистическую реакцию. Видную роль в этой борьбе играют сатирические рисунки Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимова, Л. В. Сойфертиса и многих других замечательных советских художников. Эти рисунки называются карикатурами. Свое название они получили от итальянского слова «карикаре», что значит «нагружать», «преувеличивать», «искажать». Действительно, рисунки эти не совсем обычны. Художники, изображая какой-либо персонаж или явление, намеренно подчеркивают и комически преувеличивают их уродливые, низменные черты так что они предстают во всем своем внешнем и внутреннем безобразии. В карикатуре художник соединяет в неразрывное целое реальные и фантастические черты, преувеличивает и заостряет характерные особенности лица, фигуры, костюма, манеры поведения изображаемого персонажа. Однако при этом он обязательно сохраняет сходство с натурой. В карикатуре на французского короля Луи Филиппа великого сатирика О. Домье мастер уловил и гротескно преувеличил самую характерную особенность его заплывшего жиром лица, поразительно напоминающего грушу. Так был создан удивительно едкий и в то же время очень смешной образ «короля-груши», ставший олицетворением всего режима июльской монархии во Франции 1830 — 1840-х гг., выражавшей интересы «порядочного» буржуа. Карикатура Домье содержит в себе критику не только отдельной личности, но и всего существующего порядка. В ней, как и в других лучших мировых карикатурах, нет добродушной улыбки над социально уродливым явлением, ибо тогда она превратилась бы в обыкновенный юмористический рисунок.

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НиколаяСоколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года присоединился Соколов, и в этой же стенгазете работали уже втроём как Кукрыниксы[1])

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...