Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III внесубъектные формы авторского присутствия в рассказе Некрасова В. П. «девятое мая»




Сюжет и композиция

Словом «сюжет» (от фр.sujet) обозначается цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах [Хализев: 226].

Сюжет рассказа Некрасова таков: главный герой Вадим Николаевич Карташов, кто, как и сам писатель, «весь Сталинград оттрубил» тридцать восьмой день Победы встречает в Гамбурге, с досадой обнаруживая, что в этом году Девятое Мая отметить ему не с кем, разве что с бывшим «фрицем», немецким летчиком, после несколькихлет «русского плена» вернувшимся к себе домой[Перевалова]. Он знакомится с советскими моряками, один из которых (Юрко) становится очень близким ему, потому что Карташов понимает проблему Юрко, его семьи и «проклятого» Афганистана. Заканчивает свой тридцать восьмой День победы Карташов с тем же Хельмутом, но уже с другими мыслями…мыслями о «разной» Победе.

В основе сюжета рассказа – упоминания о двух войнах, но только об одной «великой» победе. Мы понимаем, что победителей в Афганской войне нет. Нет цели победить, а значит не за чем и воевать.

Хронотоп

По мнению Бахтина М.М., хронотоп – это понятие, обозначающее взаимосвязь художественных пространственных и временных характеристик историко-культурных, жанрово-стилевых особенностей искусства или же отдельного произведения [Бахтин].

В рассказе Некрасова четко обозначены время и пространство: «Так и закончил Карташов свой день, тридцать восьмой День Победы…» и «Гамбург стоит на Эльбе - вспомнил школьную географию. Ну и черт с ней, с Эльбой, где же тут кабак?». Следует, что действие рассказа происходит в немецком городе Гамбурге в начале восьмидесятых годов прошлого столетия (1983 г.).

События в рассказе укладываются ровно в один день: начало дня- «Как выяснилось, было действительно раннее утро. И воскресенье» и завершение дня – «Так и закончил Карташов свой день, тридцать восьмой День Победы... Начал с фрицем, им же и закончил». [Некрасов] Однако не смотря на событийную протяженность длинною всего в один день, Некрасов отсылает нас на 38 лет назад, чтобы вспомнить военное время и то, как прошлое повлияло на сегодняшнего Карташова, сегодняшних «Хельмутов», сегодняшнее молодое поколение в лице советских моряков.

 

Жанр

Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, обладающие определенным комплексом устойчивых свойств [Хализев: 313].

Некрасов использует жанр рассказа – малую форму художественной прозы. Рассказ «Девятое мая» не изобилует количеством действующих лиц. Проблемы, заявленные в рассказе: 1)проблема исторической памяти, 2) проблема «знаменательных дат» 2) великая Победа, как осознанное явление и позорная «победа», как знак бессознательности.

 

Автор и герой в рассказе

В рассказе В.Некрасова «Девятое мая» автор не тождественен главному герою – Вадиму Карташову. Этому свидетельствуют следующие показатели:

1) повествование ведется от третьего лица («Продрав глаза, Карташов протер их еще раз, два и так и не смог понять, что же это за комната, в которой он лежал на диване, прикрытый мягким клетчатым пледом»)

2) авторская оценка главного героя и происходящего («День Победы…А он сидит в каком-то занюханном гамбургском портовом кабачке и не с кем даже чокнуться»; «Карташову понравились морячки»; «Но что больше всего поразило Карташова, это деликатность морячков…»; «Так и закончил Карташов свой день, тридцать восьмой День Победы…Начал с фрицем, им же и закончил. О чем они говорили, чокаясь и обнимаясь?»)

Тем не менее, в рассказе встречаются реплики, по которым трудно различить образ автора и литературного героя. На мгновения они как бы сливаются: «Парк был пуст, киоски закрыты. Ну, лебеди, ну утки. Лебеди такие красивые, изящные в воде, на берегу оказались вдруг грузными, неэстетичными, лениво топающими вразвалку и очень агрессивными, всё время ссорились между собой... Тем не менее, покормил их какими-то крошками, оказавшимися в кармане».

Некрасов также наделил своего главного героя некоторыми автобиографическими чертами. Например, из рассказа Карташова о случае его «фронтового» дня рождения, майор отмечает, что он (Карташов) из интеллигентной семьи и «мамаша, если не изменяет память, врач». Мать самого Некрасова, Зинаида Николаевна, как известно, тоже была врачом.

Однако в рассказе появляется еще один образ, обобщенный и собирательный. Его слова – это голос и самого Карташова, и Некрасова, и многих рядовых солдат, прошедших и познавших суровые будни войны: «Вот такое и вспоминается теперь. А бомбежки и "Юнкерсы"? Ну, были, ну чего вспоминать. И отступление из-под Харькова до самой Волги было. Пыль, грязь, попутные машины, подводы, пешком... Всё это тоже куда-то отдалилось, а вот 31-е января, яркий, солнечный, веселый день, когда немцы драпанули с Мамаева, помнится, как будто вчера произошло. И второе февраля, сталинградский день Победы, всё небо в ракетах, трассирующих очередях, утром еще ничего, а с полудня никто уже на ногах не держался...
Потом вереницы пленных. Документы и фотографии отбирать! Таков приказ. Ну и черт с ним! С чего это я буду у фрица карточки его Гретхен отбирать? А у каждого, поди, альбом, а то и два, с этими белокурыми медхенами и стариками-родителями... Ну и пусть».

Примечательно и то, что в рассказе есть реплики, которые звучат как бы «из вне», не имеют авторства и читателю не совсем ясно, кому принадлежат эти слова, Карташову или Некрасову, а может, ни тому, ни другому: «Но всё это было в ту войну, сорок лет уже прошло с тех пор, в ту, говорят, самую жестокую, самую безжалостную... А может, и не самую? Может, в Афганистане и пострашнее?». Этот «новый» герой рассказа оценивает и сравнивает войну 1941 года и войну в Афганистане.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексиевич С.Цинковые мальчики. Чернобыльская молитва. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.-408 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е - М.:1986

3.Бахтин М.М. Язык в художественной литературе//Бахтин М.М.Собр.соч.:в 7 т.-М.,1996.-Т.5.

4. Ведомости Верховного Совета СССР.1945.№26

5. Кондратьев В. Селижаровский тракт. Повести и рассказы. –М.: Изд-во Советский писатель,1985.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн.информации по общественным наукам РАН.-М.:НПК «Интелвак»,2001.-1600

7.Некрасов В.П.Девятое Мая//Некрасов В.П.В окопах Сталинграда (Русская классика). - М.: Эксмо, 2013. C. 532- 549.

8.Перевалова С.В. «Оказывается, война не завершается победой…»: «лейтенантская» проза о «юности командиров»//

9. Растягаев А.В. Поэтика заглавия «Житие одной бабы» Лескова Н.С.//Русская словесность.2005.№7

10. Русские писатели 20 века: биографический словарь/Сост. П.А.Николаев.-М.: Большая Российская энциклопедия,2000.-808с.:ил.

11. Теория литературы: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ Хализев В.Е..- 5-е изд., испр.и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-432с.

12.Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ).- М.,2001.-С.115

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...