Серфинг по Интернету ведет к утрате системного мышления
27 августа 2010 г. Длительное использование Интернета ведeт к изменениям в работе головного мозга человека, предупреждает британская The Guardian. Группа американских психологов выяснила, что серфинг в Интернете ведeт к тому, что интеллектуальная деятельность становится поверхностной. "Навык к быстрому и постоянному просматриванию сайтов ведeт к тому, что человеческий мозг теряет способность к системному и углубленному мышлению", - сделал вывод ведущий американский специалист в области кибернетической информации Николас Карр, возглавивший группу психологов-исследователей. Крупнейшие технологические компании мира очень серьeзно относятся к проблеме взаимосвязи Интернета и творческих способностей человека. Американская авиастроительная компания Boeing создала специальную экспертную группу, которая работает с молодыми инженерами в целях поддержания их интеллектуальной формы за счет сбалансированного подхода к работе в Интернете и вне сети с научной литературой. Новейшие исследования нейрохирургов показали, что при работе в Интернете быстро развиваются две области головного мозга: часть, отвечающая за краткосрочную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений. А вот глубинные зоны мозга, где ведётся детальный анализ фундаментальных проблем, относящихся ко всем сторонам жизни и деятельности человека, не получают необходимых импульсов. В результате интенсивность их работы сокращается, поясняет ИТАР-ТАСС. В результате люди, "одержимые" интернет-серфингом становятся более импульсивными и теряют способность к углубленной и неспешной интеллектуальной деятельности, считает ряд специалистов.
Источник: "Вести.Ru" Блок 4 Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку Различные технологии обучения школьников в системе филологического образования: урочные и внеурочные занятия, факультативные занятия, элективные курсы; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциация и индивидуализация в процессе обучения и др. Выбор технологий в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области «Русский язык». Урок как основная форма организации обучения. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Вопрос о классификации уроков. Классификация уроков по психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля: Урок изучения нового материала, Урок закрепления знаний, умений и навыков, Повторительно-обобщающий урок, Комбинированный урок, контрольные уроки (диктант, самостоятельные работы, тестирование). Классификация уроков по ведущим методам обучения (урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-зачет). Классификация уроков развития речи (урок подготовки и проведения изложения, урок подготовки и проведения сочинения, урок-коммуникация, урок риторики, урок словесности). Нетрадиционные уроки русского языка: интегрированные уроки, уроки в форме соревнований (лингвистический конкурс, турнир знатоков русского языка и т.д.); уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (урок-путешествие, заочная экскурсия, гостиная, интервью, репортаж); уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок-презентация, урок мудрости, урок-сказка и т.д.); урок в форме дидактической игры (КВН, «Что? Где? Когда?» и т.д.) и др. Структурные компоненты урока русского языка: организационный момент, проверка письменных домашних заданий, устный опрос учащихся, психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков (на уроке изучения нового материала), работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний, умений и навыков (на уроках закрепления, обобщения и систематизации знаний), задание на дом, подведение итогов урока.
Виды опроса учащихся. Виды домашнего задания. Дифференцированные и индивидуальные задания. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Современные средства оценивания результатов обучений и оценки достижений школьников в освоении русского языка. Единый государственный экзамен. Подготовка учителя к уроку, ее основные этапы. Планирование материала по русскому языку. Виды планирования. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников.
Задание. Изучите материалы, посвященные организации и обеспечению процесса обучения русскому языку. Ø Определите, какие понятие, приведенные выше, не раскрываются в современных учебниках по методике русского языка. Ø Сравните подходы к современному уроку русского языка, принятые в МПРЯ, с положениями дидактов:
И.П. Подласый выделяет следующие общие требования к современному уроку: 1. Использование последних достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление сознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств. 9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практических необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
К дидактическим (или образовательным требованиям) относятся: · четкое определение образовательных задач каждого урока; · рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; · внедрение новейших технологий познавательной деятельности; · рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; · творческий подход к формированию структуры урока; · сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; · обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; · научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают: · определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; · постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; · воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; · внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: · формирование развития у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; · изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; · проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; · прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
Типы и структуры уроков Различают следующие типы уроков: · комбинированные (смешанные); · уроки изучения новых знаний; · уроки формирования новых умений; · уроки обобщения и систематизации изученного; · уроки контроля и коррекции знаний, умений; · уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)
Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:
Наиболее распространенными нестандартными уроками являются:
Литература Методика преподавания русского языка в школе. /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006. Теория практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Саботкоева. – М., 2005. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986. Антонова Е.С. Теория и методика обучения русскому языку. Коммуникативно-деятельностный подход. М., 2007. Канарская О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры: инновационный подход: кн. Для учителя. – СПб., 1994. Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку. – М., 1992. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. // Русский язык. – 2005. – №№ 17 – 24. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. – Ростов-на-Дону, 2002. (Серия «Школа радости»). Капинос В.И. и др. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. М., 2003.
Блок 5. Технологии обучения Задание 1. В последние десятилетияпедагоги очень много пишут о технологиях обучения. Данный термин широко используется и в методике преподавания русского языка. Опираясь, естественно, при этом и на данные смежных наук. Ø Постигаем дидактическую теорию:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|