Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Серфинг по Интернету ведет к утрате системного мышления




27 августа 2010 г.

Длительное использование Интернета ведeт к изменениям в работе головного мозга человека, предупреждает британская The Guardian. Группа американских психологов выяснила, что серфинг в Интернете ведeт к тому, что интеллектуальная деятельность становится поверхностной.

"Навык к быстрому и постоянному просматриванию сайтов ведeт к тому, что человеческий мозг теряет способность к системному и углубленному мышлению", - сделал вывод ведущий американский специалист в области кибернетической информации Николас Карр, возглавивший группу психологов-исследователей.

Крупнейшие технологические компании мира очень серьeзно относятся к проблеме взаимосвязи Интернета и творческих способностей человека. Американская авиастроительная компания Boeing создала специальную экспертную группу, которая работает с молодыми инженерами в целях поддержания их интеллектуальной формы за счет сбалансированного подхода к работе в Интернете и вне сети с научной литературой.

Новейшие исследования нейрохирургов показали, что при работе в Интернете быстро развиваются две области головного мозга: часть, отвечающая за краткосрочную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений.

А вот глубинные зоны мозга, где ведётся детальный анализ фундаментальных проблем, относящихся ко всем сторонам жизни и деятельности человека, не получают необходимых импульсов. В результате интенсивность их работы сокращается, поясняет ИТАР-ТАСС.

В результате люди, "одержимые" интернет-серфингом становятся более импульсивными и теряют способность к углубленной и неспешной интеллектуальной деятельности, считает ряд специалистов.

Источник: "Вести.Ru"

Блок 4

Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку

Различные технологии обучения школьников в системе филологического образования: урочные и внеурочные занятия, факультативные занятия, элективные курсы; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциация и индивидуализация в процессе обучения и др. Выбор технологий в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области «Русский язык».

Урок как основная форма организации обучения. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Вопрос о классификации уроков. Классификация уроков по психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля:

Урок изучения нового материала,

Урок закрепления знаний, умений и навыков,

Повторительно-обобщающий урок,

Комбинированный урок,

контрольные уроки (диктант, самостоятельные работы, тестирование).

Классификация уроков по ведущим методам обучения (урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-зачет).

Классификация уроков развития речи (урок подготовки и проведения изложения, урок подготовки и проведения сочинения, урок-коммуникация, урок риторики, урок словесности).

Нетрадиционные уроки русского языка: интегрированные уроки, уроки в форме соревнований (лингвистический конкурс, турнир знатоков русского языка и т.д.); уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (урок-путешествие, заочная экскурсия, гостиная, интервью, репортаж); уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок-презентация, урок мудрости, урок-сказка и т.д.); урок в форме дидактической игры (КВН, «Что? Где? Когда?» и т.д.) и др.

Структурные компоненты урока русского языка: организационный момент, проверка письменных домашних заданий, устный опрос учащихся, психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков (на уроке изучения нового материала), работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний, умений и навыков (на уроках закрепления, обобщения и систематизации знаний), задание на дом, подведение итогов урока.

Виды опроса учащихся. Виды домашнего задания. Дифференцированные и индивидуальные задания. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Современные средства оценивания результатов обучений и оценки достижений школьников в освоении русского языка. Единый государственный экзамен.

Подготовка учителя к уроку, ее основные этапы. Планирование материала по русскому языку. Виды планирования.

Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников.

 

Задание. Изучите материалы, посвященные организации и обеспечению процесса обучения русскому языку.

Ø Определите, какие понятие, приведенные выше, не раскрываются в современных учебниках по методике русского языка.

Ø Сравните подходы к современному уроку русского языка, принятые в МПРЯ, с положениями дидактов:

 

И.П. Подласый выделяет следующие общие требования к современному уроку:

1. Использование последних достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление сознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практических необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

 

К дидактическим (или образовательным требованиям) относятся:

· четкое определение образовательных задач каждого урока;

· рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

· рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

· творческий подход к формированию структуры урока;

· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

· научный расчет и мастерство проведения урока.

 

Воспитательные требования к уроку включают:

· определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;

· внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

 

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

· формирование развития у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

· изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

 

 

Типы и структуры уроков

Различают следующие типы уроков:

· комбинированные (смешанные);

· уроки изучения новых знаний;

· уроки формирования новых умений;

· уроки обобщения и систематизации изученного;

· уроки контроля и коррекции знаний, умений;

· уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

 

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

 

Наиболее распространенными нестандартными уроками являются:

1. Уроки-«Погружения» 2. Уроки – деловые игры 3. Уроки – пресс-конференции 4. Уроки-соревнования 5. Уроки типа КВН 6. Театрализованные уроки 7. Уроки-консультации 8. Компьютерные уроки 9. Уроки с групповыми формами работы 10. Уроки взаимообучения учащихся 11. Уроки творчества 12. Уроки-аукционы 13. Уроки, которые ведут учащиеся 14. Уроки-зачеты 15. Уроки-сомнения 16. Уроки – творческие отчеты 17. Уроки-формулы 18. Уроки-конкурсы 19. Бинарные уроки 20. Уроки-общения 21. Уроки-фантазии 22. Уроки-игры 23. Уроки-«суды» 24. Уроки поиска истины 25. Уроки – лекции «Парадоксы» 26. Уроки-концерты 27. Уроки-диалоги 28. Уроки «Следствия ведут знатоки» 29. Уроки – ролевые игры 30. Уроки-конференции 31. Уроки-семинары 32. Интегральные уроки 33. Уроки – «круговая тренировка» 34. Межпредметные уроки 35. Уроки-экскурсии 36. Уроки

 

 

Литература

Методика преподавания русского языка в школе. /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

Теория практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Саботкоева. – М., 2005.

Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.

Антонова Е.С. Теория и методика обучения русскому языку. Коммуникативно-деятельностный подход. М., 2007.

Канарская О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры: инновационный подход: кн. Для учителя. – СПб., 1994.

Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку. – М., 1992.

Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. // Русский язык. – 2005. – №№ 17 – 24.

Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. – Ростов-на-Дону, 2002. (Серия «Школа радости»).

Капинос В.И. и др. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. М., 2003.

Блок 5.

Технологии обучения

Задание 1. В последние десятилетияпедагоги очень много пишут о технологиях обучения. Данный термин широко используется и в методике преподавания русского языка. Опираясь, естественно, при этом и на данные смежных наук.

Ø Постигаем дидактическую теорию:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...