Федеральный перечень учебников,
РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
v
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник как основное средство. Реализация в учебнике методической системы автора Функции учебника: 1 ) Информационная функция. Учебник является основным источником важной для усвоения информации, основным источником знаний для ученика (при всем обилии дополнительных источников знаний и современном информационном буме). 2) Трансформационная функция, реализующая предоставленную образовательным стандартом возможность дать разные варианты конкретизации обязательного минимума содержания (что исключалось ранее при единой программе курса); теперь учебник может трансформировать содержание нескольких программ. 3) Систематизирующая функция, обеспечивающая систему в изложении разных источников, основного и дополнительного текста, иллюстраций и внетекстового материала. Анализ показывает, что новые учебники весьма слабо пока используют внетекстовые компоненты и иллюстрации (это особенно относится к учебникам для старших классов). 4) Мотивационная функция, обеспечивающая формирование мотивов изучения текста путем решения проблемных ситуаций в учебнике, а также выводов и вопросов, вызывающих интерес у школьника. В новых учебниках это нередко связано с рассказом о разных версиях событий, альтернативах их развития, с примерами противоречивых оценок и противоположных мнений и др. 5) Развивающая функция, способствующая развитию умственных возможностей системой таких задач, которые помогают формированию умений и навыков самостоятельной работы. В новых учебниках, особенно для старших классов, система такого рода задач весьма скупа и типологически ограничена.
6) Интегрирующая функция, позволяющая объединить знания, полученные из учебника и иных источников, в т.ч. СМИ, Интернета и т.д. 7) Координирующая функция, когда вокруг учебника и с помощью учебника координируется применение всех других средств обучения (рабочие тетради, хрестоматии, задачники, справочники). еще и широкой связи учебника и сборников различных дидактических материалов. 8) Воспитательная функция, которая весьма по-разному реализуется в разных учебниках.
Ø Анализ целесообразности применения того или иного учебника предполагает также рассмотрение таких аспектов, как: - структура учебника; - текст учебника; - внетекстовые компоненты; - аппарат организации усвоения; - место учебника в учебном комплексе. Литература 1. Методика преподавания русского языка в школе. /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000. 2. Теория и практика обучения русскому языку. / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005. 3. Львов М.Р. В поисках нового типа учебника. // Русский язык в школе. – 2002. – № 3. 4. Воителева Т.М. Теория и практика обучения русскому языку. – М., 2006. 5. Лыжова Л.К. Логический анализ содержания учебника как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения // Русский язык в школе. – 1987. – № 5.
Тема 2. Наглядные и технические средства Обучения русскому языку Средства зрительной наглядности: печатные и экранные (таблицы, демонстрационные карточки, картины (репродукции, иллюстрации), раздаточный изобразительный материал: транспаранты, диафильмы, диапозитивы, слайды, комплекты слайдов с электронным приложением (компакт-диски, методические рекомендации), слайд-альбомы с электронным приложением, альбомы раздаточного изобразительного материала с электронным приложением (раздаточные карточки, компакт-диск, методические рекомендации), репродукции для развития речи, изохрестоматия русской живописи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|