Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
С.1.ДВ.1
По ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Рекомендуется для направления подготовки специальности
Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника – специалист
Специальное звание - врач
Лечебный факультет
Очная форма обучения
| СОГЛАСОВАНО
Декан лечебного факультета
доцент А.Г. Сонис
____________________
«___» ______________ 20__г.
| СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии по специальности
профессор И.Л. Давыдкин
__________________
«___» ______________ 20__г.
| Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии (протокол № 5,от 15.02.2012)
Заведующий кафедрой профессор Е.Я.Бурлина
________________________
«____» ____________20__г.
|
Самара 2012
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки лечебное дело 060101, утвержденным приказом № 1118 Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.11.10.
Составители:
Бурлина Е.Я., д.ф.н., проф., заведующий кафедрой философии и культурологии СамГМУ.
Голубинов Я.А., к.и.н., преподаватель кафедры философии и культурологии.
Рецензенты:
Афанасьевский В.Л., к.ф.н., доцент кафедры философии СГОАН.
Карпенко Л.Б., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой классического и зарубежного языкознания Самарской Православной Духовной Семинарии.
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель – формирование у студента представления о специфике христианской антропологии как концепции христианской религии о человеке, обществе, взаимоотношении людей друг с другом и обществом в целом, а также об отношении христианства к основным проблем этики, связанным с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными религиозными текстами.
Задачи:
- развитие у студентов умения вести диалог с представителями разных религий по вопросам, касающимся профессиональной медицинской деятельности, логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии и полемики в условиях межкультурного и межконфессионального диалога.
- дать студентам основные сведения о специфике христианского мировоззрения, лежащего в основе всей современной европейской культуры, показать основные взаимосвязи с философией и частными науками.
- познакомить студентов с содержанием христианских доктрин и их претворением в культуре, их роль становлении личности, возвышении его культурного и духовного потенциала;
- помочь будущим врачам понять общность христианской и общечеловеческой позиции по важнейшим проблемам современной медицины.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Христианская антропология» относится к дисциплинам по выбору «Гуманитарного, социального и экономического цикла».
- предшествуют изучению данной дисциплины: история Отечества, экономика, филология и лингвистика профессионального медицинского общения.
- параллельно изучаются: история медицины, иностранный язык, латинский язык, правоведение, психология и педагогика.
- является предшествующей для таких дисциплин, как: философия, биоэтика.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (1) (ОК1)
- к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (4) (ОК-5)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– основные антропологические концепции и место христианской антропологии среди них;
– влияние христианской антропологии на европейскую и русскую культуры;
– об отличии христианских конфессий друг от друга и от других мировых и национальных религий;
– о влиянии христианства на развитие медицины как науки и медицинской практики на Западе и в России.
Уметь:
– относиться уважительно и толерантно к различным религиозно-мировоззренческим проблемам;
– использовать положения и категории христианской антропологии для понимания произведений культуры и искусства;
– вести диалог по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
Владеть:
– навыками восприятия и анализа текстов, имеющих религиозное содержание;
– навыками восприятия произведений культуры и искусства, имеющих религиозное содержание;
– навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
| Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
|
| Лекции
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
| В том числе:
| -
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
| Реферат
| -
| -
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
| Написание эссе
|
|
|
| Подготовка электронной презентации к докладу
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Общая трудоемкость час
зач. ед.
|
| зачет
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
| № п/п
| Наименование подраздела дисциплины
| Содержание раздела
| Коды компетенций
| Формы рубежного контроля
|
| Раздел 1. Основы христианской антропологии
|
| 1.
| Общество, религия и культура.
| Религия как социокультурный феномен: взаимопроникновение религии и культуры. Учение о человеке в мировых религиях: христианство, буддизм, ислам. Образы религиозных пророков и культура народов.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Тест
|
| 2.
| Христианская антропология в ряду антропологических учений.
| История антропологических идей: представления о человеке в Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время.
Философская антропология. Биологическая антропология. Культурная антропология. Принципиальные особенности антропологии в мировых религиях: буддизм, христианство, ислам.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Тест
|
| 3.
| Формирование христианских конфессий.
| Возникновение и первые века христианства. Взаимодействие между Ветхим и Новым Заветом. Разделение церквей. Православие. Католицизм. Протестантизм.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Тест
|
| 4.
| Православие как часть культуры и истории России
| Византия и русская Православная Церковь. Влияние Православия на становление Древнерусского государства. Объединяющая роль Церкви в ордынский период и период раздробленности.
«Москва – Третий Рим». Церковный Раскол, его причины и последствия. Старообрядчество.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Эссе
|
| 5.
| Православие и современное российское общества
| Христианская антропология и ее адаптация к условиям национальной и региональной культуры, к ценностям и социальным структурам. Отношение РПЦ к другим христианским конфессиям, мировым и национальным религиям.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Тест
|
| 6.
| Проблема свободы и личности в христианской антропологии
| Мировоззренческие основы христианской антропологии. Грех и праведная жизнь. Абсолютная и относительная свобода.
Свобода как дар Божий человеку. Понимание свободы как независимости от греха. Понятие личности в христианской антропологии. Дух, душа и тело. Ответственность человека за свои деяния.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Тест
|
| Раздел 2. Воплощение в культуре христианской антропологической парадигмы
|
| 7.
| Образы христианства в мировой культуре
| Эстетика христианства. Типы церковного убранства и типы национальных культур. Храм как модель Вселенной. Икона.
Образы христианства в эпоху Средневековья, Возрождения и барокко. Образы современных церквей: архитектура и пластика.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Эссе
|
| 8.
| Образы христианства в русской культуре
| Школы древне-русской живописи. Андрей Рублев и идеалы духовной красоты начала 15-го в.
Христианская и культурная антропология в творчестве русских художников второй половины 19-го в: А.Иванов, Н. Ге и др.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Тест
|
| 9.
| Образ человека в ораториях, «Страстях» и других синтетических формах
| Христианская антропология в духовной музыке. Оратории, Реквиемы, Страсти: И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Дж. Верди, П. Чайковский, С. Танеев, Алфеев (Митрополит Илларион).
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Тест
|
| 9.
| Христианская антропология в русской художественной литературе: влияние на общество и культуру
| Христианские образы и символы в творчестве Ф. Достоевского; М. Булгакова; Ч. Айтматова и других писателей.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Тест
|
| 10.
| Христианская антропология и медицина.
| Влияние христианства на развитие медицины как науки и медицинской практики на Западе и в России. Образ врача как пастора, священника и просветителя. Роль веры в жизни и деятельности российских врачей: от Н. И. Пирогова до В.Ф. Войно-Ясенецкого. Благоговение перед жизнью: вера и деятельность А. Швейцера.
| ОК-1(1)
ОК-5(4)
| Эссе
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
| № п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № подразделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Философия
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| 2.
| Биоэтика
| | | | | | +
| | | | +
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: