Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц




 

Особенности производства по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц урегулированы главой 27 <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815D68A95F3314F57CA940014BF5ABE842219442F6F20DA781v5TFQ> ХПК «Производство по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц». Данная глава хоть и названа «производство», не устанавливает каких-либо отдельных правил, составляющих стадию процесса [9, с. 308]. В ней лишь изложены особенности рассмотрения хозяйственных (экономических) и иных дел с участием иностранных лиц.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами законодательства и соблюдения процессуальных требований при рассмотрении дел с участием иностранных лиц было принято постановление <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815A6EA9593A17A876A1190D49vFT2Q> Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 № 31 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» [16].

Согласно данным судебной статистики за период применения постановления <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815A6EA9593A17A876A1190D49vFT2Q> № 31 хозяйственными судами рассмотрено более трех тысяч дел с участием иностранных лиц в порядке искового, приказного и административного судопроизводства.

Тем не менее, изучение и обобщение судебной практики по рассматриваемой категории дел свидетельствовало о наличии отдельных вопросов, возникающих в работе судей и требующих дополнительного разъяснения для обеспечения правильного и единообразного применения норм международного права и законодательства Республики Беларусь.

В связи с этим на базе постановления <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815A6EA9593A17A876A1190D49vFT2Q> № 31 было разработано и принято постановление <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815D68AF573E15F57CA940014BF5vATBQ> Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц».

Наряду с общими принципами судопроизводства хозяйственные суды при рассмотрении хозяйственных (экономических) и иных дел с участием иностранных лиц руководствуются принципами приоритета международных договоров, соблюдения юрисдикции других иностранных судов и других правоохранительных органов, взаимности [5, с. 218].

В ХПК порядку рассмотрения дел с участием иностранных лиц посвящена всего одна статья, которая устанавливает, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются хозяйственным судом в Республике Беларусь по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь (статья 241 ХПК).

В связи с этим данная глава будет посвящена не самому порядку рассмотрения дел с участием иностранных лиц, поскольку он совпадает с общим порядком рассмотрения дел в хозяйственном процессе, а его особенностям, что, по мнению автора, является более важным.

Итак, по мнению Гальцова В.С. можно выделить следующие особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц [1, с. 251-252]:

. Как отмечалось выше, это рассмотрение дел хозяйственным судом в Республике Беларусь с участием иностранных лиц по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.

. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или органы их управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Республики Беларусь, рассматриваются в сроки, установленные ХПК. Так, дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более семи месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.

. Если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом хозяйственным судом в Республике Беларусь, находятся или проживают за пределами Республики Беларусь, они извещаются о судебном разбирательстве определением хозяйственного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В таких случаях рассмотрение дела продлевается хозяйственным судом на срок, установленный международным договором Республики Беларусь для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - на срок не более шести месяцев.

Для применения в хозяйственном процессе норм главы 27 ХПК первоначально необходимо установить статус иностранного лица [14, с. 54]. Подтверждение статуса участника процесса как иностранного лица может обуславливать применение иностранного права. Иностранное лицо в процессе может выступать как иностранная организация, иностранная фирма, международная организация и как иностранное физическое лицо − предприниматель.

Предоставление хозяйственному суду официальных документов, отвечающих установленным законом требованиям, считается достаточным для удостоверения иностранного происхождения лица − организации.

При этом организации, зарегистрированные в торговом регистре (реестре), по законодательству страны происхождения могут являться юридическими лицами, но в некоторых случаях юридическими лицами не признаваться. Данные обстоятельства влекут различный объем прав, который определяется законодательством страны происхождения лица, что необходимо учитывать при оценке правового статуса участника процесса [8].

Подтверждение иностранного происхождения физического лица − предпринимателя определяется в соответствии с законодательством страны местонахождения, местожительства (домициля) лица. В некоторых странах предприниматели подлежат государственной регистрации в специальном регистре (реестре) либо имеют лицензии на осуществление предпринимательской деятельности. Предоставление хозяйственному суду выписки из регистра (реестра) или лицензии считается в таких случаях достаточным. Если же по законодательству страны иностранного предпринимателя (например, Федеративная Республика Германия) регистрации или выдачи лицензии не предусматривается, оценка представленных физическим лицом доказательств иностранного происхождения производится хозяйственным судом [8].

Хозяйственный суд вправе проводить проверку представленных официальных документов путем направления запросов в компетентные органы иностранных государств в порядке, установленном Конвенцией о получении доказательств за границей по гражданским и торговым делам, подписанной 18 марта 1970 года в г. Гааге.

Немаловажным вопросом является вопрос применимого право при рассмотрении спора с участием иностранных лиц. Ему посвящена глава 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» от 31 октября 2011 г. № 21.

Согласно п. 23 данного постановления, хозяйственный суд при рассмотрении спора, вытекающего из внешнеэкономической сделки, принимает меры к установлению применимого права на основании Конституции Республики Беларусь, ГК, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев.

Если на основании нормативных правовых актов невозможно установить право, подлежащее применению, то применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми отношениями, осложненными иностранным элементом (статья 1093 ГК).

Стороны могут избрать применимое право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Соглашение должно быть явно выражено или должно прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела в их совокупности [7].

В случае, если отсутствует выбор применимого права самими сторонами, хозяйственный суд должен применять коллизионные нормы, установленные международными договорами Республики Беларусь.

Коллизионные нормы состоят из двух частей. В первой части, именуемой объемом, устанавливается соответствующее правоотношение, к которому она применима. Такие правоотношения обозначаются, например, понятиями «права и обязанности по сделке», «право собственности и иные вещные права», «отношения по возмещению вреда» и т.п.

Вторая часть коллизионной нормы, условно именуемая коллизионной привязкой, указывает на закон (правовую систему), который подлежит применению к данному виду правоотношений. Для обозначения коллизионных привязок используются, например, такие понятия, как «закон гражданства», «закон места жительства», «закон места совершения сделки», «закон страны, с которой договор наиболее тесно связан», «закон места неосновательного обогащения» [8].

Если стороны не определили применимое право в договоре и международными договорами не устанавливаются нормы, регулирующие вопросы определения применимого права, то хозяйственный суд определяет применимое право на основании законодательства Республики Беларусь.

П. 24 постановления устанавливает, что при применении иностранного права хозяйственный суд обязан установить содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства (статья 1095 ГК, статья 26 ХПК).

При этом в целях установления содержания норм иностранного права хозяйственный суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением к Министерству юстиции, иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за пределами Республики Беларусь, либо привлечь специалистов.

Хозяйственный суд вправе возложить на стороны обязанность доказывания существования и содержания норм иностранного права по требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности [7].

Лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений (например, тексты нормативных актов, материалы судебной практики и т.д.), и иным образом содействовать хозяйственному суду в установлении содержания этих норм.

В процессе рассмотрения дела хозяйственному суду необходимо оценить представленные сторонами доказательства, в том числе и те, которые характерны и являются специфическими для стороны, являющейся иностранным лицом.

В соответствии с п. 16 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» хозяйственный суд принимает в качестве доказательств документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств, при наличии консульской легализации, выполненной дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь [7].

Консульская легализация официальных документов, составленных на территории иностранного государства и представляемых в хозяйственный суд, производится в порядке, предусмотренном пунктом 14 Консульского устава Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 года N 82 «Об утверждении Консульского устава Республики Беларусь», законодательством Республики Беларусь об административных процедурах, постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 16 августа 2010 года № 16 «Об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь».

Легализация иностранного документа необходима для представления последнего в качестве доказательства в хозяйственном процессе, но не исключает проверки со стороны суда с целью установления правильности содержащихся в нем сведений по существу.

Необходимо отметить, что в силу порядка, установленного рядом международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи, хозяйственный суд вправе принимать иностранные официальные документы из государств, с которыми заключены договоры о правовой помощи, без консульской легализации и апостиля [7].

В силу этого документы, изготовленные на территории одной из стран-участниц либо засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным на то лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные гербовой (официальной) печатью, принимаются на территории другой страны-участницы без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одной из стран-участниц рассматриваются как официальные, пользуются на территории другой страны-участницы доказательственной силой официальных документов.

Поскольку частью первой статьи 20 ХПК установлено, что судопроизводство в хозяйственном суде ведется на одном из государственных языков Республики Беларусь, хозяйственный суд принимает документы, составленные на языках иностранных государств, только при условии сопровождения их переводом на русский или белорусский язык, который осуществлен компетентным органом (лицом) (например, Торгово-промышленной палатой и др.). В случае несоблюдения этого требования указанные документы не принимаются хозяйственным судом к рассмотрению [7].

Таким образом, дела с участием иностранных лиц рассматриваются хозяйственным судом в Республике Беларусь по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Хозяйственный суд при рассмотрении спора с участием иностранных лиц принимает меры к установлению применимого права на основании Конституции Республики Беларусь, ГК, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев. Документы, выданные компетентным иностранным органом и предоставляемые иностранным лицом в качестве доказательств в хозяйственный суд, нуждаются в легализации, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...