Аудиторская проверка финансовых результатов деятельности страховой компании
Финансовый результат деятельности страховой организации определяется путем сопоставления ее доходов и расходов за отчетный период. Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата /прибыли или убытка / деятельности организации предназначен балансовый счет "Прибыли и убытки". Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по этому счету за отчетный период отражает конечный финансовый результат отчетного периода. Порядок учета доходов и расходов страховой организации регулируется: Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ; Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками; Планом счетов бухгалтерского учета страховых организаций и инструкцией по его применению; Инструкцией о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций; Указаниями по заполнению типовых форм квартальной бухгалтерской отчетности; и другими нормативными документами, связанными с данным вопросом. Страховая организация может получать доходы от страховых и перестраховочных операций, от инвестиционной деятельности и прочие доходы от нестраховой деятельности, не запрещенной ей действующим законодательством. Проверка финансовых результатов деятельности страховой компании осуществляется двумя основными блоками проверки: "Доходы" и "Расходы". Проверка расходов на ведение дела и обоснованности осуществления страховых выплат будет составной частью блока проверки "Расходы". Аудитор прежде всего должен проверить: полноту, обоснованность, своевременность и правильность включения сумм в состав доходов и расходов аудируемой страховой организации;
правильно ли произведен расчет выручки; правильно ли "классифицированы" доходы и расходы организацией /согласно Положению N 491/; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности страховой организации, а затем правильность определения им финансовых результатов за проверяемый отчетный период; достоверность данных, включенных в Отчет о финансовых результатах. Принятую в анализе и аудите систему анализа финансовых результатов деятельности предприятие можно распространить и на страховые организации." Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является: оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль...". "... Следует отметить, что в странах с развитым рынком специфика деятельности страховых организаций признается, но не абсолютизируется /например, страховые организации ведут торговый учет, так как заключение договоров понимается как продажа полисов/... Тем не менее особенности страховой деятельности, в частности, особый характер обязательств, требуют использования также и специфических показателей, которые в целом укладываются в общую схему...". Для характеристики различных аспектов финансового состояния в ходе анализа применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой относительные показатели финансового состояния и др.
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ Основным в оценке финансового состояния страховой организации является показатель платежеспособности. Ст. 2 Закона Российской Федерации "О страховании" гласит:" для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные отношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами". Росстрахнадзором соответственно разработана Методика оценки платежеспособности страховой организации на основе нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщика от 28 апреля 1993г. N 02-02/14. согласно вышеуказанной Методике оценка платежеспособности страховой организации проводится путем сравнения нормативного и фактического размера свободных активов. Поэтому на заключительном этапе аудиторами проверяется соблюдение нормативного соотношения активов и обязательств аудируемой страховой компании, достоверность данных, включенных в отчет о платежеспособности. Безусловно, квалифицированный вывод о платежеспособности можно сделать лишь в случае подтверждения достоверности данных, участвующих в расчете:
нормативного показателя платежеспособности по рисковым видам страхования; в расчете нормативного показателя платежеспособности по страхованию жизни; фактического размера свободных активов. Согласно п.1 ст. 25 Закона РФ "О страховании" основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
В процессе аудита, аудитор проверяет полноту, своевременность и правильность формирования уставного капитала. Страховщик должен обладать оплаченным уставным капиталом в соответствии с действующим законодательством. Данный вопрос рассматривается аудитором сплошным методом, в процессе которого он должен: 1. сверить данные об объявленном уставном капитале с учредительными документами; 2. отследить все зарегистрированные изменения уставного капитала за отчетный период, сверить их с данными протоколов собраний и т.д.; 3. проверить правильность оплаты уставного капитала. Аудитор должен помнить: не допускается освобождение участника /акционера/ общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу; 4. сопоставить данные по объявленному уставному капиталу с еще невнесенными в него суммами, изучив причины неуплаты и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|