Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование внешних займов РБ




Понятие и значение гос.займа (кредита)

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с

бюдже­тами и внебюджетными государственными фондами и вхо­дит в число основных способов привлечения

государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени

исполь­зования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения образуются

свободные денежные средства в процессе их накопления для приобретения товаров длительного

пользования. Аналогич­ные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций.

Временно свободные финансо­вые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в ви­ду неравномерности

осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Формами

государственного кредита выступают госу­дарственные займы, которые классифицируются по самым

различным основаниям.

1. По способу обращения займы могут быть подразде­лены на рыночные и нерыночные.

Рыночные займы - это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно

обращаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные займы - это займы, оформленные

в фондовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему.

2. По сроку заимствования займы могут быть кратко­срочные (со сроком погашения до 1 года),

среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 лет и выше).

3. По месту размещения займы могут быть подразделе­ны на внешние и внутренние. Внешние займы – это

обяза­тельства государства перед нерезидентами; внутренние займы - перед резидентами.

4. В зависимости от обеспеченности долговых обяза­тельств государственные займы могут

быть закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкрет­ным залогом,

например определенным имуществом. Безза­кладные займы не обеспечиваются ничем определенным:

обеспечением служит все имущество государства.

5. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов: процентные

(доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номи­нала), дисконтные

(доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом

и после­дующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока,

на который средства были предоставлены заемщику); выигрышные (доход по ним осуществляется

на основе тиражей выигрышей); индексационные (доход по ним выплачивается посредством

индексирования номи­нальной стоимости первоначально приобретенных инвесто­ром ценных бумаг).

6. В зависимости от обязанности заемщика твердо со­блюдать сроки погашения займа,

установленные при его выпуске, выделяют обязательства (займы) с правом досроч­ного

погашения и без права досрочного погашения.

 

Правовое регулирование внешних займов РБ

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму внешних государственных займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности, как и внутренние займы. Отличительные черты внешних займов:

- кредитор – иностранное государство, международная организация и нерезидент Республики Беларусь, представительства иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь, нерезиденты Республики Беларусь, находящиеся на ее территории.

- заемщики (должники) – Республики Беларусь, юридические лица, представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь, представительства резидентов Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь.

- по некоторым внешним займам нерезидентов Республики Беларусь гарантом от имени Республики Беларусь выступает Правительство Республики Беларусь в таком случае оно несет субсидиарную ответственность перед иностранным кредитором за неисполнение должником – резидентом Республики Беларусь обязательств по заключению этим резидентом внешнего займа.

- решение по обслуживанию внешних государственных займов принимает Правительство Республики Беларусь, которым устанавливается банк-агент по обслуживанию государственного внешнего займа.

Государственный займ является важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, целями займов являются:

- пополнение валютных резервов Республики Беларусь.

- решение острых социальных и экономических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий.

- реализация инвестиционных проектов и государственных программ.

- поддержка экономических реформ.

- импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критических положений в обеспечении ими республики.

Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимает Президент Республики Беларусь; Резиденты Республики Беларусь, получившие займ под гарантии Правительства обслуживают из самостоятельного за счет собственных средств.

Обслуживание внешних государственных займов, используемых на формирование валютных резервов, осуществляется Национальным банком. Юридические лица, получившие средства по внешним государственным займам, несут ответственность за исполнение обязательств по ним в соответствии с действующим законодательством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...