Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы конституционализма (учение о конституции)




1.Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.

В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция- это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смыслепредставляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды,, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной.В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая силаконституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом(избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3.Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, и тем самым конституционное право определяет основы гражданского и коммерческого (торгового) права. Подобным образом конституционное право устанавливает исходные принципы финансового, трудового, уголовного, процессуального и других отраслей права соответствующей страны.

Центральное место конституционного права и правовых системах государств, не следует понимать в том смысле, что включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права. Конституционное право определяет также порядок принятия и изменения отраслевых правовых норм.

Социально-политическая сущность Конституции Кыргызской Республики 1993 г. заключается в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, политических интересов различных частей общества, существовавших в период после объявления независимости республики. Конституция 1993 г. - это своего рода общественный договор, достигнутый в результате компромисса социальных интересов, от крайне националистических, с одной стороны, и интернационалистических - с другой.

В Конституции 1993 г. (здесь и далее речь идет о редакции Конституции от 5 мая 1993 г.) содержится 97 статей, в Конституции 1978 г. - 172 статьи. Структурно Конституция 1993 г. делится только на главы и разделы. Главная отличительная особенность Конституции 1993 г. - ее деидеологизация. В статье 8 Конституции подчеркивается, что в Кыргызской Республике не допускается "слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям". Теоретически Конституция 1993 г. опирается на идеи правового государства, общечеловеческие ценности и принципы.

Конституция Кыргызской Республики 1993 г. имеет следующую структуру: преамбула, глава 1 "Кыргызская Республика" (разделы "Общие принципы", "Устройство и деятельность государства"); глава 11 "Граждане" (разделы "Гражданство", "Права и свободы человека", "Права и обязанности гражданина"); глава 111 "Президент" (разделы "Избрание Президента", "Полномочия Президента"); глава 4 "Жогорку Кенеш" (разделы "Избрание Жогорку Кенеша", "Полномочия Жогорку Кенеша", "Законодательная деятельность Жогорку Кенеша"); глава 5 "Исполнительная власть" (разделы "Правительство", "Местная государственная администрация"); глава 6 "Суды и правосудие"; глава 7 "Местное самоуправление"; глава 8 "Порядок изменения и дополнения Конституции Кыргызской Республики".

Закон Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики" от 5 мая 1993 г. отрегулировал некоторые особенности ввода в действие новой Конституции. Так, в статье 2 Закона было указано, что "Верховный Совет Республики Кыргызстан сохраняет свой порядок деятельности и осуществляет полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, предусмотренные настоящей Конституцией". Такие же правила распространялись на Президента, Правительство, суды Кыргызской Республики.

Одной из важнейших особенностей Конституции 1993 г. являлось законодательное закрепление права частной собственности (за исключением на землю). Статья 19 Конституции устанавливает, что "частная собственность признается и гарантируется в Кыргызской Республике как неотъемлемое, право человека...").

Конституция закрепила, что государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этим Конституция 1993 г. отличается от своих предшественниц, которые опиралась на принципы всевластия Советов.

Особенностью Конституции 1993 г. является то, что она закрепляет многопартийную систему (статья 8), в то время как ранее в обществе безраздельно господствовала одна единственная - Коммунистическая партия Советского Союза

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция КР от 5 мая 1993 г с изменениями и дополнениями от 27 июня 2010 года.

2. Конституционное право зарубежных стан. Уч. пособ. М. 2003 г.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988, с.

4. Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. Б: 1998;

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

6. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905..

7. Ракимбаев Р.. Конституционное право КР. Б. 2003 г.

8. Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...